Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под связной монологической речью понимается последовательная, насыщенная лексикой речь ребенка, отражающая окружающую действительностью. О сформированности связной речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
Существующие методические рекомендации по формированию связной монологической речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы. Учитывая, что исследования, проводимые в рассматриваемой проблемной области, как правило, затрагивают ее отдельные аспекты, до сих пор не существует достаточно четко разработанной методологической системы для формирования связной монологической речи дошкольников старшего возраста.
В работах Н.И. Левшиной, О.А. Нечаевой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой описываются методики развития связной речи у дошкольников. Исследователи отмечают, что в работе над развитием речи с дошкольниками необходимы как традиционные, так и инновационные методы работы, особенности в части обучения творческому рассказыванию [21], [30].
Как отмечается в различных исследованиях, творческое рассказывание – это речевая деятельность с преобразованием или сочинением нового рассказа [6], [9].
Актуальность данного исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития связной монологической речи детей как условие успешной социализации и недостаточного развития уровня речи детей 6-7 лет;
- педагогической – необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет и недостаточностью выбора разнообразных методов, форм и средств развития связной монологической речи детей 6-7 лет.
- методической – необходимостью использования творческого рассказывания как средства развития связной монологической речи детей 6-7 лет и необходимостью выявления условий эффективного использования творческого рассказывания на занятиях по речевому развития в ДОУ.
Выявленная актуальность, позволяет сформулировать проблему исследования: «Каковы педагогические условия развития связной монологической речи у детей 6-7 лет в процессе творческого рассказывания».
Цель исследования: выявить педагогические условия развития связной монологической речи у детей 6-7 лет в процессе творческого рассказывания.
Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Предметом исследования – педагогические условия развития связной монологической речи у детей 6-7 лет в процессе творческого рассказывания.
Гипотеза исследования: использование приемов творческого рассказывания будет способствовать развитию связной монологической речи детей 6-7 лет, если в процессе работы над творческим рассказыванием будут использованы следующие приемы:
- придумывание конца рассказу (сказке);
- придумывание рассказа или сказки по замыслу воспитателя (самостоятельность выражается в разработке содержания);
- создание самостоятельного рассказа ребенком на тему, выбранную воспитателем.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития связной монологической речи у детей 6-7 лет;
2. Обосновать возможности творческого рассказывания у детей 6-7 лет как средства развития связной монологической речи;
3. Разработать и апробировать серию занятий, направленных на развитие связной монологической речи у детей 6-7 лет посредством творческого рассказывания.
Теоретико-методологическими основами выступили труды следующих учёных:
- в области развития речи на каждом этапе развития ребенка (Л.Н. Ефименкова [11], М.И. Лисина [15], Н.В. Нищева [22] и др.);
- методы и средства речевого развития детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева [2], И.О. Болотова [4], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [10] и др.);
- особенности и процесса развития связной монологической речи в дошкольном возрасте (М. М. Алексеева [2], О.А. Нечаева [21], О.С Ушакова [30] и др.);
- исследования педагогов по использованию творческого рассказывания в развития речи дошкольников (Л.В. Ворошина [6], М.В. Груздева [9], О.С. Ушакова [30] и др.),
Методы исследования:
1. Теоретические методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературных первоисточников по теме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение, беседа с детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап).
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были выделены уровни и показатели развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и апробирована серия занятий, направленных на развитие связной монологической речи детей 6-7 лет в процессе творческого рассказывания.
Апробация исследования: опубликована статья «Использование приемов творческого рассказывания у детей 6-7 лет в процессе развития связной монологической речи» на сайте МЦИТО в сборнике «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования» (см. в Приложении А).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического направления развития воспитанников «Ручеек» пгт Уни Кировской области.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка. Работа представлена на 59 страницах (включая приложения), содержит 5 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список включает 30 источников.
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи у детей 6-7 лет в процессе творческого рассказывания
1.1 Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Как уже отмечалось ранее, проблеме развития связной речи посвящено немало трудов отечественных педагогов, психологов.
Большинство авторов учитывают особенности связной речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [4].
Л.С. Выготский считает, что связная речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью: связь речи - это связь мыслей. Связная речь обуславливает логическое мышление ребенка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребенок формирует свои слова, мы можем говорить об уровне речевого развития [7].
С.Л. Рубинштейн замечает, что связная речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержание [28].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности связная речь определяет возможности коммуникации между людьми. Связная речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [8].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [5].
M.M. Алексеева и В.И. Яшина в рассматриваемом понятии выделяют две составные части - монолог и диалог. Различие данных видов связной речи обусловлено спецификой их организации и развития в речи [2].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что для диалога характерно обмен репликации. При этом особую роль играют невербальные средства общения, способные изменить значение слова [8]. [30].
B.П. Глухов утверждает, что диалог на самом деле является основной формой разговора и служит непосредственно потребность в живом общении [8].
В.П. Глухов выделяет следующие критерии диалоговой речи:
- адекватное (всестороннее) осмысление темы (предмета разговора);
- семантическая целостность и единство структуры, вызванное употреблением определенных лингвистических и неязыковых средств состояния связи [8].
О.С. Ушакова считает, что монолог охватывает всю звуковую культуру языку, его словарный запас и грамматику [30].
Монолог, по мнению А.Р. Лурия, – это связная речь человека, коммуникация которой осуществляется посредством сообщения о явлениях какой-либо реальной действительности [27].
Л.П. Якубинский отмечает, что монолог характеризуется:
- зависимостью от продолжительности соединения и его связности, структурой последовательности разговоров;
- односторонним характером выражения, не предназначенным для преднамеренного обдумывания [31].
Отмечая специфику монолога (как устного, так и письменного), Л.С. Выготский видит необходимость в его особой структуре, сложности композиции, мобильности слов [7].
А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн включает основные характеристики монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольный, детализированный, логический порядок
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки [Текст] / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / М.М. Алексеева, B.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
3. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" [Текст] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
6. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. – Пермь: ПГПИ, 1991 – 165 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст] /Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
9. Груздева М.В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников [Текст] / М.В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018 – №4. – С.120-125.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2018. 240 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
13. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте [Текст] /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
14. Иншакова, Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников [Текст] / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
15. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
16. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
17. Котова, А.Л. Преемственность речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Л. Котова //Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. – 2022 – №203. – С.116-122.
18. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
19. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
20. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
21. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
22. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
23. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
24. Плещенко, Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2017. – 544 с.
25. Сазонова, С. Е. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста [Текст] / С.Е. Сазонова, О.В. Малинина // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12. 103 с.
26. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с
27. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
29. Пропп, В.Я. Русская сказка [Текст] / В.Я. Пропп. – М: Лабиринт, 2000 – 416 с.
30. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
31. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский. - М., 1986. - С. 17-58.