Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы состоит в том, что в современном мире в связи с быстро меняющимися технологиями, которые активно входят не только в повседневную жизнь человека, но и в учебный процесс, необходимо педагогам приспосабливаться к работе в новых условиях. Ускоренное внедрение цифровых технологий в образование является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [20].
В 2020 году, когда была объявлена пандемия, вся педагогическая общественность встала перед дилеммой – как обучать детей, но при этом не подвергать их риску для жизни и здоровья. Министр просвещения Российской Федерации рекомендовал перейти всем образовательным организациям на обучение в формате дистанционного обучения, что не противоречит статье 16 Федерального закона «об образовании в РФ» [22]. Не исключением оказалось и дополнительное образование детей. В результате не все организации оказались готовы работать в новом формате и вынуждены были в кротчайшие сроки осваивать новые технологии.
Сейчас, когда пандемия отступила, формат дистанционного обучения остается актуальным. С.С. Кравцов высказался по этому поводу: «Полученный бесценный опыт будем использовать для повышения качества образования и сможем дополнить и расширить возможности образовательной среды» [12].
Карантины, вынужденные отъезды детей (например, на конкурсы, в санатории, детские оздоровительные лагеря и т.п.), переход на семейное образование (на основании статьи 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» [22]), дети с ограниченными возможностями здоровья, желание родителей дополнительно заниматься с детьми дома – все это ставит перед педагогами новые задачи освоения таких технологий как видеоуроки для большего охвата желающих освоить программы дополнительного образования. По поводу адаптации к новым условиям высказался Асмолов А.Г.: " Одна из ключевых задач дополнительного образования – адаптация к изменениям."[2, с.4]
Об использовании видеоуроков упоминается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642: «Неотъемлемым элементом цифровой образовательной среды являются электронные обучающие материалы (видеоуроки), создание которых – один из ожидаемых результатов реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования». [15]
Одним из востребованных направлений дополнительного образования детей является изготовление текстильных игрушек, которым увлекаются и девочки, и мальчики разного возраста – от младшего школьного до старшего школьного.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогической практике имеется противоречие между желанием создания детьми игрушек из текстильных материалов и недостаточностью использования современных технологий для организации обучения по ее созданию.
Указанное противоречие определило проблему исследования: какое средство обучения будут эффективным для организации обучения изготовлению игрушек из текстильных материалов?
Решение проблемы видим в применении готовых пошаговых видеоуроков по изготовлению игрушек из текстильного материала.
Исходя из актуальности проблемы была определена тема курсовой работы: «Организация обучения изготовления игрушек из текстильных материалов с помощью видеоуроков».
Объект исследования: организация обучения изготовления игрушек из текстильных материалов.
Предмет исследования: видеоуроки как средство организации обучения изготовлению игрушек из текстильных материалов.
Цель исследования: Изучить организацию обучения изготовления игрушек из текстильных материалов с помощью видеоуроков.
Задачи исследования:
1. Изучить основные виды игрушек из текстильного материала.
2. Изучить виды видеоуроков, применяемых в образовательной деятельности.
3. Выполнить обзор видеоредакторов для создания видеоуроков.
4. Рассмотреть особенности организации обучения изготовлению игрушек из текстильных материалов с помощью видеоуроков.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников и сети Интернет, синтез и обобщение материала.
Теоретическими основами исследования являются работы авторов, которые рассматривали вопросы информационных технологий, дистанционного обучения и видеоуроки как элемент обучения детей: Андреев А.А. [1], Бурдюкова Е.В.[3], Домрачева Т.С.[5], Орловская Л.А. [5], Карпенко М.П. [10], Полат Е.С. [13] , Смирнова А.С. [16], Хасанов З.Ш. [23], Широков Д.В. [25] и другие. Вопросы развития системы дополнительного образования являлись предметом изучения Асмолова А.Г. [2] и других, технологического образования - Кругликова Г.И.[11], Шариповой Э.Ф.[24] и других.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирована информация о текстильных игрушках и выделены особенности обучения данной технологии средствами видеоуроков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы педагогами дополнительного образования и учителями школ для разработки и внедрения в работу собственных видеоуроков.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 26 источников, приложения.
ГЛАВА 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК ИЗ ТЕКСТИЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Многие дети любят играть с текстильными игрушками, они мягкие, легкие по весу и приятные на ощупь. Первыми детскими куклами на Руси были текстильные, изготовленные из подручных тряпичных материалов. Текстильные игрушки до сих пор остаются популярными и вызывают интерес к технологии самостоятельного изготовления их как среди детей, так и среди взрослых.
1.1 Текстильный материал, применяемый для изготовления игрушек
Для изготовления текстильных игрушек применяют следующие виды тканей [9]:
• Искусственный мех. Различают мех с натуральной нитью в основе и с синтетической, у него имеется много дизайнов, цветов, разная длина ворса.
• Бархат и плюш. Эти материалы являются классикой еще с XIX века, когда их использовали в качестве замены натуральному меху.
• Вельвет. Этот материал обычно используют авторские мастерские. Его могут подвергать истончению, покраске и вытиранию, чтобы придать игрушке фактуру и схожесть с тем, кого она изображает.
• Замша. Искусственная замша крепкая и мягкая, обычно из нее шьют гипоаллергенные игрушки.
• Фетр. Его используют для изготовления мелких деталей: хвостов, лап, носов.
• Трикотажная ткань. Ее особенность в том, что она хорошо тянется и благодаря этому даёт возможность реализовать интересные задумки дизайнеров.
• Лен. Его зачастую тонируют кофе и запекают, он имеет много преимуществ от большого количества дизайнов до натуральности и крепости.
• Хлопок. Из него шьют плоские или двухмерные игрушки, которые часто вышивают.
• Махровые синтетические ткани. Игрушки из этого материала очень мягкие и объемные, гипоаллергенны и доступны каждому.
Для набивки игрушек используется вата, синтепон, гранулят (пенополистироловый наполнитель, стеклянные или пластиковые шарики), поролон, холлофайбер, шерсть, лоскутки ткани, пух, комфорель (синтетический пух). Также для наполнения можно использовать соль, крупы, косточки фруктов (вишня), семена, древесные опилки. Такие материалы применяются в изготовлении игрушек-антистресс, которые прекрасно справляются с тревогой у детей и взрослых и развивают мелкую моторику.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии / А.А. Андреев // Открытое образование. - 2013. - № 5. – С. 40- 46
2. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение" //Образовательная политика. -2014. N 2. - С. 2-6.
3. Бурдюкова Е.В., Быховский Я.С. и др. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя. М.: Бином; Лаборатория знаний, 2013. – 90 с.
4. Гатовская Д. А. Видеоурок — новый метод обучения // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127.
5. Домрачева Т.С., Орловская Л.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании на примере видео – лекций // Аллея Науки. 2017.- №10. -С.777-780.
6. Желнова Е.С. Система «видеоуроков» как одна из возможностей успешного обучения в условиях пандемии //Цифровая наука. М., 2020.- №4. – С.84-89.
7. Жмакин Р.Е. Видеостудия «Лаборатория мастерства» // Образование. Карьера. Общество. – 2018 - №2. – С.7-10.
8. Информационные технологии в образовании : монография / Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова; Донской ГАУ . - Персиановский : Донской ГАУ, 2021. – 168 с.
9. Какие ткани подходят для изготовления игрушки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sportdisain.ru/kakie-tkani-podhodyat-dlya-izgotovleniya-igrushek/ (дата обращения: 15.04.2023)
10. Карпенко М. П. Телеобучение: монография / М.П. Карпенко. – М.: СГА, 2008. – 800 с.
11. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
12. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт – М., 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/97c42e0ad8/ (дата обращения: 14.04.2023)
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квал. пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
14. Педагогическая классификация детских игрушек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pazzlspodolsk.jimdofree.com/педагогическая-классификация-детских-игрушек/ (дата обращения: 09.05.2023)
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 09.05.2023)
16. Смирнова А.С. Видеоуроки в школе.//Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхама.- 2020.- №1. –С.106-108.
17. ТекстильПрофи – все самое полезное о текстиле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tekstilprofi.com/ (дата обращения: 15.04.2023)
18. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. В.Д. Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 192 с.
19. Топ-5 лучших программ для создания видеоуроков. Режим доступа: https://screencam.ru/programmy-dlya-sozdania-videourokov.php (дата обращения: 15.04.2023)
20. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 15.04.2023)
21. Учимся шить мягкие игрушки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vrukodelii.com/uchimsya-shit-myagkie-igrushki-chast-1 (дата обращения: 15.04.2023)
22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2023)
23. Хасанов З. Ш. Важность создания и использования видеоуроков в дистанционном образовании / З. Ш. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 140-142.
24. Шарипова Э.Ф. Методика обучения технологии: учебно-практическое пособие / сост. Э.Ф. Шарипова. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2020. –226 с.
25. Широков Д.В. Дидактические особенности, классификация и правовые вопросы разработки и распространения видеоуроков //Вестник московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. М., 2014. - №2. – С.108-115.
26. Шулов В.И. Концепция электронных учебных материалов (видеоуроков) в условиях развития цифровой образовательной среде. // Интераутивное образование.- 2020. - №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactiv.su/2020/01/28/концепция-электронных-учебных-матер/ (Дата обращения: 15.04.2023)