Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России формируется новая система образования, которая ориентирована на включение в глобальное информационно –образовательное пространство. Этот процесс предполагает значимые преобразования в педагогической теории и практике учебно –воспитательного процесса, которые связаны с модернизацией содержания технологического сопровождения обучения, они должны быть адекватны современному техническому потенциалу, и способствовать гармоничному включению педагогов в информационно –компьютерную среду.
Компьютерные технологии должны стать не развлекательным дополнением в процессе обучения, а неотъемлемым структурным компонентом целостного образовательного процесса, призванным повысить его эффективность. Современное российское образование претерпевает период модернизации, который обусловлен стремительным развитием компьютерных технологий, которые будут способствовать формированию единого информационного пространства, интеграции нашей страны в мировое сообщество, повышению качества и конкурентоспособности российского образования. Ввиду чего были учреждены документы, такие как: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).
Согласно информации Министерства образования и науки РФ, в 2012 году было закуплено в школы более 240 тыс. компьютеров в рамках проекта модернизации общего образования в регионах. «Более 1 млн. 655 тыс. единиц нового оборудования, в том числе компьютерного (более 240 тыс. единиц), учебно-лабораторного (около 395 тыс. единиц), учебно –производственного около 215 тыс. единиц и иного было закуплено в 2012 г. в рамках реализации проекта», –было отмечено в министерстве. При этом всего новым оборудованием обеспечено более 7,67 млн. школьников. Из федерального бюджета на обновление региональных систем общего образования в 2012 г. было реализовано 60 млрд. руб., а финансирование регионального бюджета составило более 11 млрд. руб [Еропов, С. 685].
С начала 2019 года в РФ реализуется национальный проект «Образование», чья главная цель – вхождение РФ в десятку стран по качеству общего образования, итоги данной кампании будут подведены в конце 2024 года. Техническое переоснащение российских учебных заведений в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» предполагает обновление материально-технической базы для внедрения цифровой образовательной среды. Планируется, что к концу 2024 г. в 29 549 школах будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды, в регионах будет открыто 340 центров цифрового образования детей «IT-Куб», 40% региональных образовательных учреждений будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением. Уже в процессе переоснащения школ было закуплено около 200 тыс. ноутбуков. [26]
Рассмотрим модернизацию образовательной среды на примере горда Владимира.
В систему образования города входят: 150 образовательных учреждений: 44 общеобразовательных, 2 интерната, 1 вечерняя общеобразовательная школа, городской межшкольный учебный комбинат № 2, которые реализуют общеобразовательную и профессиональную подготовку обучающихся. Образовательный процесс в текущем учебном году организован для 27,9 тыс. учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет. [Еропов, С. 688].
Таким образом, созданы условия для внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс, использования сети Интернет в образовательных целях, внедрения системы регионального электронного мониторинга образовательных учреждений и федерального электронного мониторинга «Наша новая школа». Компьютеризация школьного образования является крупномасштабной инновацией, пришедшей в российскую школу в последние десятилетия.
Банальное увеличение количества компьютеров в школах не гарантирует высоких результатов по основным образовательным дисциплинам. Такие результаты следует оценивать как индикатор, показывающий, что страна обрела верный вектор развития, и вместе с основными показателями – статусом школьного образования, подготовкой педагогических кадров, созданием творческой атмосферы в школе, нельзя забывать и про современные технологии.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выявления положительных сторон компьютеризации при значительном количестве исследований, ориентированных на изучение негативного влияния компьютеризации на процесс учащихся в процессе обучения и всеобщего развития.
Объект нашего исследования – компьютеризация в образовательном пространстве. Предмет исследования – особенности процесса компьютеризации.
Цель исследования – рассмотреть особенности компьютеризации в рамках педагогического процесса. Цель работы обусловила задачи:
• Выявить особенности информатизации и компьютеризации системы образования;
• Рассмотреть процесс формирования компьютерной компетентности учителей на основе личностно –деятельностного подхода;
• Определить проблемы компьютеризации педагогического процесса;
• Определить особенности применения компьютеризации в процессе обучения учащихся старших классов.
Теоретической базой исследования стали работы: Беляевой А., Вачковой С.Н., Еропова И.А., Невзоровой А.В., Сафонова А.В., Фортовой Л.К., Щевелевой И.Н.
Методы, используемые в работе: анализ литературы по теме, обобщение, систематизация.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы из 25 источников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Информатизация и компьютеризация системы образования
С недавнего времени вопросы информатизации и компьютеризации образования представляют интерес исследователей, которые высказывают полярные мнения по этому поводу. Некоторые ученые полагают, что информационная революция, радикально влияя на все сферы жизни современного общества, при этом является эффективным средством развития мышления учащихся. Согласно их позиции, информационная революция может стать основой широких перспектив для самостоятельного обучения, обусловленных появлением взаимодействующих видеодисков (ВВД), объединивших в себе компьютер, видео – и аудиомеханизмы и традиционные учебные средства: рассказ, лекция, рабочая тетрадь. С учетом этого ученикам предоставляется возможность практически самостоятельно изучать тот или иной предмет, слушая объяснения учителя, выполняя задания и различные виды контроля. Большие надежды зарубежные эксперты возлагают на внедрение в учебную практику системы электронной почты и информации (СЭПИ), достоинство которой заключается в обеспечении возможности обмена информацией и обсуждения актуальных проблем в международном масштабе, а также в ощутимом уменьшении времени и затрат на организацию мероприятий, посвященных обмену опытом, различных семинаров и конференций. К несомненным преимуществам СЭПИ целесообразно отнести совместную работу обучающихся в сети, которая может дать неплохой педагогический результат и реализовать принцип инновационного обучения – принцип «совместной продуктивной деятельности» (СПД), при котором на «общем смысловом поле» осуществляется совместное решение «продуктивной творческой задачи»[Шрейдер, С. 19].
Абсолютную эффективность в педагогической сфере компьютерные технологии показали и в процессе изучения технических наук, суть которого заключается в «формировании у обучающихся общих способов познавательной активности и особых качеств профессионального мышления» с учетом применения «метода свернутых информационных структур, которые осуществляют интеграцию потенциалов дисциплин инженерных специальностей». Но важно учитывать, что интегрированные дисциплины нуждаются в значимой методической, технологической, психологической и иной подготовки преподавателя, следовательно, проведение данной формы занятий возможно при соответствующем уровне его квалификации как профессионала и масштабной организационной работы.
В большом количестве исследований среди точных достоинств работы с компьютером выделяют, главным образом, отсутствие у обучающегося чувства сомнения, неуверенности в своих возможностях, которое не позволяет ему проявить свой потенциал во время занятия в коллективе. Однако у компьютерных технологий, которые рекомендуется применять в процессе обучения, со временем был выявлен и ряд значимых недостатков. Как уже было отмечено, создание категорически новых носителей информации, которые основаны на микроэлектронике, стало предметом многочисленных дискуссий среди специалистов, а результаты новейших исследований свидетельствуют о большом числе противоречий как организационного, так и педагогического характера, которые появляются в процессе компьютеризации и информатизации обучения. Такие противоречия отмечаются как в сфере среднего, так и высшего образования.
С одной стороны, применение информационных технологий в обеспечивает рост доступности образования, но многие исследователи (М. А. Добрынин, С. Н. Сухой, З. В. Возгова и др.), оценивая получившее сейчас широкую популярность дистанционное образование, отмечают, что содержание его программ ориентировано на организацию максимально
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астралинова, Л. Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе / Л. Б. Астралинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый.–2017. – № 5 (139). – С. 465 – 468. – URL: https://moluch.ru/archive/139/39268/ (дата обращения: 17.04.2023).
2. Бельских, М. А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде / М. А. Бельских. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – Москва : Буки–Веди, 2018. – С. 126 – 129. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10628/ (дата обращения: 17.04.2023).
3. Беляева, А. Взаимодействие человека и информации: возвращение смысла / А. Беляева // Alma Mater(Вестник высшей школы). – 2004. – №5. – С. 26 –30.
4. Бутина Е.А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2): С.3695 –3701.
5. Вачкова, С. Н. Учитель в информационно–коммуникационном пространстве школы / С. Н. Вачкова // Психология в школе. – 2012. – № 2. – С. 14 – 46.
6. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации.: Библиосфера, 2005, №1, С.55 – 62.
7. Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. – 2017. – С. 5–18
8. Еропов, И. А. Компьютерная компетентность учителя в контексте непрерывного образования / И. А. Еропов // Непрерывное образование – стратегия жизни современного человека: материалы II Всероссийской научно – практической конференции. – Владимир: ВлГУ, 2014. – С. 159 – 166
9. Еропов, И. А. Педагогические условия компьютеризации обучения старшеклассников: методические рекомендации для учителей / И. А. Еропов. – Владимир: ВлГУ, 2019. – 32 с.
10. Еропов, И. А. Педагогические условия развития компьютерной компетентности старшеклассников: личностно–деятельностный подход. Дисс. на соискание учёной степени кандидата пед. наук. – М. – 2015.
11. Мамедова, Д. Н. Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов / Д. Н. Мамедова, Д. Д. Тураева. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 5 (5). – С. 6–8. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/510/ (дата обращения: 17.04.2023).
12. Инютина Т. С. Виртуальные педагогические сообщества – новая форма взаимодействия в рамках профессиональной деятельности / Т. С. Инютина // Преподаватель ХХ1 век. – 2018. – № 4. – С.25 –33.
13. Невзорова, А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А. В. Невзорова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 1 (11). – С. 9–11. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1782/ (дата обращения: 14.04.2023).
14. Сафонов, А.В. Актуальные проблемы компьютеризации современного образования / А.В. Сафонов // Наука и образование: Материалы 9 Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск: Изд –во Томского гос. пед. ун –та, 2006. – С. 34–37
15. Сафонов, А.В. К вопросу о роли информационных технологий в совершенствовании качества образования / А.В. Сафонов // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Материалы Всерос. науч. –метод. конф. (5–7 апреля, 2005 г.). – Красноярск: Изд –во КГТУ, 2005. – Ч. 1. – С. 131–133.
16. Сафонов, А.В. Компьютеризация образования: проблемы, поиски, решения. Учебное пособие / А.В. Сафонов, А.С. Казаринов. – Глазов: Изд –во ГГПИ, 2006. – 216 с. – (1/2).
17. Уразова, А. В. Роль образования в формировании информационной культуры личности / А. В. Уразова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (16). – Т. 1. – С. 261 –263. – URL: https://moluch.ru/archive/16/1583/ (дата обращения: 17.04.2023).
18. Фортова, Л. К. Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно –деятельностного подхода / Л. К. Фортова, И. А. Еропов. – Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар : Новация, 2020. – С. 66 –68. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11872/ (дата обращения: 14.04.2023).
19. Чернобай, Е. Профессиональная деятельность учителя в современной информационно образовательной среде: к чему готовиться? / Е. Чернобай // Образовательная политика. – 2011. – № 5. – С. 91 –95.
20. Шаронова, О. В. Профиль ИТК –компетентности современного педагога / О. В. Шаронова // Информатика и образование. – 2015. – № 8. – С. 4 –6.
21. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда / Ю. А. Шрейдер // НТИ. Сер. 1. Информационные процессы и системы. – 1976. –№ 1. – С. 19–27.
22. Щевелева, И. Н. Современные технологии и формы профессионального развития учителя / И. Н. Щевелева // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 4. – С. 79 –82.
23. Юнусова Г.Р. Информатизация образования как основа развития информационно –компьютерной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 –1. ; URL: https://science –education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 17.04.2023).
24. Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 10 (196). – С. 69 –71. – URL: https://moluch.ru/archive/196/48637/ (дата обращения: 17.04.2023).
25. Якунин, Ю. Ю. Анализ обратной связи в персональной образовательной среде / Ю. Ю. Якунин, А. К. Погребняков // Информатика и образование . – 2018. – № 10. – С. 36 – 40
26. Интернет-портал Conews «Объем закупок отечественных ноутбуков для школ увеличился более чем в три раза» (URL: https://www.cnews.ru/projects/2022/Obem_zakupok_otechestvennyh_noutbukov_uvelichilsya (17.04.2023)