Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников пространственных представлений 5
1.2. Особенности развития пространственных представлений 10
у младших школьников средствами оригами 10
1.3. Методические рекомендации по развитию пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования отмечено, что в рамках реализации предметного содержания курса «Технология», необходимо обеспечить обучающимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Младшие школьники могут использовать приобретенные знания и умения для развития пространственных представлений на занятиях по технологии. Методика оригами в данном случае является достаточно продуктивной для достижения данной цели. Благодаря оригами дети могут конструировать и создавть уникальные творческие продукты. Понятие «конструирование» не является новым. Он всегда употреблялось вместе с понятием «моделирование». Конструирование и моделирование означало изготовление макетов каких-либо сооружений.
Пространственные представления - это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности. По мнению Н.Е. Веракса пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Это можно обеспечить благодаря технике оригами – изготовлению фигур из бумаги.
Цель работы: обосновать развитие пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования – оригами как средство реализации пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования у младших школьников пространственных представлений.
2. Описать особенности развития пространственных представлений у младших школьников средствами оригами.
3. Предложить методические рекомендации по развитию пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных представлений младших школьников средствами оригами на технологии
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников пространственных представлений
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается ещё в дошкольном возрасте. Пространственные представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Пространственные представления – это также:
1. Сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов.
2. Сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений.
3. Понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Изучение пространственных представлений, прежде всего, способствует общему развитию младших школьников. Это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития пространственных представлений у школьников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания такого рода представлений подразумевает следующее:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом;
-умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;
-работа с раздаточным материалом;
-счет предметов, звуков, движений;
-использование при работе реальных предметов, затем их изображений, затем заменителей. Развитие пространственных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, А.А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П.Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников [Текст] / П.Р. Атутов, В.А. Поляков. – Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников технике оригами [Текст] / Л.П. Блощицина. - Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - с.87
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский.- СПБ.: СОЮЗ,2006.-146 с.
5. Выгонов, В.В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. [Текст] / В.В. Выгонов. – Москва: Академия, - 2014. – 250 с.
6. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии [Текст] / Э. М. Галямова, В.В. Выгонов. – Москва: Академия, 2013. – 340 с.
7. Гвоздева, Е.Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения [Текст] / Е.Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – No 6.3. – С. 21-25.
8. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
9. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л. Джуир.- М.: Прогрес, 2007. – 236 с.
10. Жакун, В.В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС / В.В. Жакун. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 948-950. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 18.04.2023).
11. Жестков, В.В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28628/ (дата обращения: 18.04.2023).
12. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2000. - 141с.
14. Лутцева, Е.А. Технология: Школа России [Текст] / Учебник для начальной школы 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева. - М.: Просвещение, 2017. - 75с.
15. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей: метод. пособие [Текст] / А.В. Никитина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 54с.
16. Новиков, Н.Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии (оригами) / Н. Н. Новиков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 838-840. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16628/ (дата обращения: 18.04.2023).
17. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 18.04.2023).
18. Узорова, О.В. Учебник для начальной школы: Планета знаний 3 класс [Текст] / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: Астрель, - 2013. - 116с.
19. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: учеб. пособие [Текст] / И.А. Шипулина. – М.: Издательство «Начальная школа: плюс – минус», 2002. – 389с.
20. Хорошевская, Л.Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л.Л. Хорошевская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 28 (162). - С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45155/ (дата обращения: 18.04.2023).