Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении культурного и воспитательного значения проведения экскурсий у учащихся младшего школьного возраста.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно. Непростая задача знакомить детей с родным городом в современных условиях, так как выбраться из школы составляет проблему... Для преодоления данной проблемы можно использовать виртуальные экскурсии.
Правильно спланированные и целесообразно организованные экскурсии развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру и оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Виртуальные экскурсии являются наиболее эффективным средством для демонстрации архитектурных объектов, не выходя из класса.
Цель исследования: изучение и теоретические обоснование использования экскурсий в формировании представлений об архитектуре Санкт-Петербурга у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблемы формирования представлений младших школьников об архитектуре Санкт-Петербурга педагогической теории и практике.
2. Сформировать понятийный аппарат по изучаемой теме.
3. Раскрыть особенности формирования представлений об архитектуре Санкт-Петербурга у младших школьного возраста.
4. Выявить возможности разных видов экскурсий в формировании представлений об архитектуре Санкт-Петербурга у детей младшего школьного возраста.
Словарь основных понятий
Начальное образование- первая ступень общего образования, цель которой - освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков учебной деятельности. (Педагогический терминологический словарь)
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Краеведение- в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области
Экскурсия - учебная (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Социокультурное образование-
1. Архитектура города как средство социокультурного и начального краеведческого образования младших школьников
В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. [8, с. 153]
Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с I класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными. Эффективность краеведческого воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе. [18, с. 265]
В условиях существования пяти образовательных моделей начальное образование встало на путь модернизации. Модернизация образования происходит в рамках педагогических инноваций. Педагогические инновации - обязательный и прогрессивный элемент в развитии системы образования. Обсуждая любой вопрос, связанный с инновациями в образовании, прежде всего, вычленяются неэффективные элементы существующей системы; подбирается им на замену более подходящие и более эффективные (инновационные) элементы для данных условий; находятся способы введения новых элементов в структуру образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абаева И., Бармаш О. Интегративный курс АХТ //журнал «Искуссво в школе» 1993, № 6.
2. Аносова Е.С. Гармония форм и пространства к урокам ИЗО // журнал «Начальная школа» 2004, № 4.
3. Баландин С.Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII в – Новосибирск, 1974г.
4. Бартенев И. Беседы об архитектуре – Ленинград, 1960 г. стр. 62.
5. Барышникова О. Город в котором я живу // Искусство. Приложение к газете «Первое сентября» 2003, № 20.
6. Бугаева Н. И. Архитектура Далматова монастыря и ее значение в развитии каменного зодчества Урала и Сибири XVIII в. – Москва, 1987 г.
7. Власов В. Г. Архитектура: Словарь терминов – М: Дрофа, 2003 г.
8. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь – СПб: Кольна, 1995 г.
9. Воображение и творчество в детском возрасте – 3-е издание – М: Просвещение, 1991 г.
10. Выготский Л. С. Психология искусства –М:Педагогика,1987 г.
11. Глазычев В.Л. Архитектурная энциклопедия – М, 2002 г.
12. Громов В.С. Архитектурные символы России // журнал «Новый мир» 1995г., № 9
13. Губанова Е.Н. Использование на уроках материала исторического краеведения. // журнал «Начальная школа» 2002г. № 6.
14. Заславский Е. Л. Что такое архитектура – Минск, 1978 г. стр. 95.
15. Изобразительное искусство. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Под редакцией Б. М. Неменского// журнал «Начальная школа» № 8 2001 г. стр. 39.
16. Изобразительное искусство и художественный труд:Книга для учителя – М, 1995г.
17. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / книга для учителя М: «Просвещение» 1991 г.
18. Искусство в школе / № 6 1993 г. стр. 38-42.
19. Исторические памятники города Далматово//путеводитель, изд. 2-е, Далматово, 1985 г.
20. Ильин М. А. Основы понимания архитектуры М: изд. Академии художеств СССР, 1963 г.
21. Изобразительное искусство в школе//сборник материалов и документов, состав. Виноградова Г. Г. Москва: Просвещение, 1990 г.
22. Когут Л.М. Урок по изобразительному искусству и художественному труду во 2 классе. // журнал «Начальная школа: плюс до и после» 2003г. №12
23. Кильне Т. Русская архитектура//Кильна Т. Основы архитектуры М:2004 г. стр. 44.
24. Комарова Т. С. Дети в мире творчества – М: Мнелюзина, 1995 г.
25. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет/2-е изд. – М. Педагогические общества России, 2002 г. стр. 128.
26. Костерин Н.П. Учебное рисование: учебное пособие. – М, 1980
27. Кузин В. С. Психология//учебник для педагогических отделений художественных училищ – М:1983 г.
28. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах – М: Просвещение, 1984 г.
29. Культура и быт дореволюционного Урала/ Свердловск, 1989