Фрагмент для ознакомления
2
С 01.01.2019 для граждан предпенсионного возраста, которые были призваны безработными, увеличен период выплаты пособия по безработице (п. п. 1, 2 ст. 34.2 Закона о занятости; ч. 1 ст. 11 Закона № 350-ФЗ):
1) для уволенных в течение года, который предшествует началу безработицы (за исключением некоторых категорий лиц, к примеру, стремящихся возобновить трудовую деятельность после продолжительного (более года) перерыва; а также уволенных за нарушение трудовой дисциплины), - не более одного года в суммарном исчислении в течение восемнадцати месяцев;
2) для отмеченных лиц, которые имеют страховой стаж не менее двадцати пяти лет для мужчин и двадцати лет для женщин или которые имеют данный стаж и требуемый стаж на работах, которые дают право на досрочную страховую пенсию по старости, двенадцатимесячный период выплаты пособия вырастает на две недели за каждый год трудовой деятельности сверх отмеченного страхового стажа, но не может быть больше двух лет в суммарном исчислении в течение тридцати шести месяцев.
Если данные граждане на протяжении периода, который предшествовал началу безработицы, осуществляли трудовую деятельность не менее двадцати шести недель, пособие будет начислено им в зависимости от среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) за последние три месяца по последнему месту работы (службы) следующим образом (п. 3 ст. 34.2 Закона о занятости):
- в первые три месяца - в размере 75%;
- в следующие три месяца - в размере 60%;
- в последующем - в размере 45%.
При занятости менее двадцати шести недель до начала безработицы пособие по безработице будет начисляться в размере минимальной величины, которая устанавливается для граждан предпенсионного возраста. В 2019 г. она составляет 1 500 руб. (п. п. 4, 5 ст. 34.2 Закона о занятости).
Если работник увольняется по сокращению, то за ним сохраняется средний месячный заработок на период его трудоустройства, но не превышающий двух месяцев со дня такого увольнения (с зачетом выходного пособия). В отдельных случаях средний месячный заработок может быть сохранен в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен (ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ ).
Следовательно, для получения установленных в законодательстве выплат требуется встать на учет в службе занятости в течение двух недель после увольнения по сокращению.
Пособие по безработице такому лицу будет начисляться с первого дня после окончания периода, за который выплачивается средний месячный заработок (п. 3 ст. 31 Закона о занятости).
Таким образом, было установлено, что величина пособия по безработице устанавливается законодательством. При расчете суммы принимается во внимание:
- заработная плата на предыдущем месте осуществления трудовой деятельности за последние три месяца;
- срок нахождения на учете в Службе занятости населения. Со временем величина компенсации снижается вначале до 75%, потом до 60%. Получать пособие по безработице можно в течение шести месяцев;
- причины увольнения.
2.2 Порядок назначения досрочных пенсий по старости от органов службы занятости
Работнику, попавшему под сокращение численности либо штата, при его письменном согласии может быть предложено оформление на выход на пенсию досрочно, то есть до наступления соответствующего возраста.
Такое право у гражданина может возникнуть не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста. Безработный может воспользоваться данным правом при наличии определенных критериев :
• гражданин подпадает под условия назначения страховой пенсии по старости, которые предусмотрены законодательством о страховых пенсиях (для мужчин – 65 лет, женщин – 60 лет). Необходимо отметить, что назначаемая пенсия безработным не выступает страховой, так как ее назначение имеет другую природу. Тем не менее, ее размер устанавливается по тем же нормам, что закреплены для страховой пенсии по старости, в том числе и сумма фиксированной выплаты к ней;
• увольнение была связано с ликвидацией предприятия или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, а также сокращением численности либо штата работников;
• органом службы занятости безработному был предложен досрочный выход на пенсию;
Тут нужно отметить, что выдача предложения о досрочном выходе – это право органов службы занятости и будет зависеть только от финансовой возможности таких органов. Это крайняя мера из-за невозможности подобрать гражданину работу;
• присутствует согласие безработного на досрочный выход на пенсию;
• гражданин уже выработал требуемый страховой стаж. Для безработных граждан страховой стаж составляет не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
• присутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (так называемые пенсионные баллы). Так, в 2023 г. величина индивидуального пенсионного коэффициента не может быть ниже 25,8 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30.
Выход безработного на пенсию выступает основанием для прекращения выплаты ему пособия по безработице. Такой гражданин подлежит снятию с учета в качестве безработного.
Органы службы занятости предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину обязаны направить с применением системы межведомственного электронного взаимодействия либо в форме электронного документа либо на бумажном носителе на базе соглашения, которое заключено между органом, который осуществляет пенсионное обеспечение, а также органом службы занятости.
Оповещение безработного о направлении предложения о досрочном назначении ему пенсии в орган, который осуществляет пенсионное обеспечение, реализуется в порядке, который предусмотрен правилами, на основании которых органы службы занятости выполняют социальные выплаты гражданам, которые признаны в закрепленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии данным гражданам .
Пенсия, должна быть назначена со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному без требования от него заявления о назначении пенсии.
Решение о назначении пенсии должен принять орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на базе имеющихся документов.
Прекращение работы и (или) иной деятельности, периоды которой включаются в страховой стаж, является основанием для возобновления выплаты указанного вида пенсий.
Таким образом, условиями назначения досрочной пенсии безработному гражданину являются:
- достижение безработным возраста, при котором для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях либо досрочно ему не достаточно 2-х лет и менее;
- служба занятости не смогла предоставить ему работу;
- предложение службы занятости о досрочном выходе на пенсию было оформлено в закрепленном законодательстве порядке;
- есть заявление от безработного на назначение пенсии;
- присутствие у безработного гражданина страхового стажа (25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно), а также требуемого количества пенсионных коэффициентов, которые установлены на год назначения пенсии.
2.3 Сопровождение инвалидов в целях поиска подходящей работы и квотирование рабочих мест
Сопровождение инвалидов в целях поиска подходящей работы и квотирование рабочих мест - это меры поддержки граждан с инвалидностью, которые направлены на реализацию их трудовых прав, а также преодоление возможной дискриминации.
Законодательная концепция включает в себя различные меры поддержки как работника, так и работодателя, а именно:
• выделение квотированных рабочих мест для людей с инвалидностью,
• финансирование служб, целью которых выступает организация рабочих мест,
• содействие в поиске работы на открытом рынке труда и при трудоустройстве,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был).
5. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. № 105-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 4.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
8. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7039.
9. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2018. - № 41. - Ст. 6190.
10. Приказ Минтруда России от 03.08.2018 № 518н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 20.04.2023.
Научная и учебная литература
11. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Конституционное правосудие. Вып. 1(35). – Ереван, 2017. – С. 23.
12. Горина Е.Е. Становление государственной системы защиты от безработицы: истоки // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8. С. 8 - 9.
13. Досрочная пенсия в связи с безработицей: в каких случаях назначается? // Электронный ресурс: https://sfr.gov.ru/branches/perm/news/~2021/09/30/231520, дата обращения 20.04.2023.
14. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна. – М.: Юрист, 2020. – С. 265.
15. Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения в странах СНГ. Тамбов, 2009. С. 37, 38.
16. Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // Законодательство и экономика. 2013. № 12. С.
17. Порядок досрочного выхода на пенсию по предложению органа службы занятости лица предпенсионного возраста, уволенного в связи с сокращением численности и/или штата // Электронный ресурс: https://онлайнинспекция.рф/reminder/189, дата обращения 20.04.2023.
18. Сопровождаемое трудоустройство для людей с инвалидностью в России // Электронный ресурс: https://мойбизнес.рф/novosti/news/soprovozhdaemoe-trudoustroystvo-dlya-lyudey-s-invalidnostyu-v-rossii, дата обращения 20.04.2023.