Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Навыки в области речевого общения являются не каким-то абстрактным требованием, предъявляемым к ребенку образовательными институтами, эти навыки обеспечивают его дальнейшую успешность в жизни и конкурентоспособность. На сегодняшний день речевое развитие обретает все большее значение в жизни человека.
С развитием технологий и ростом международной технической и культурной интеграции, все более востребованы специалисты, гибко владеющие коммуникативными навыками, способные работать в коллективе, приходить к компромиссам. И это требование актуально не только для больших международных компаний, но для любого производства, поскольку от межличностного общения в коллективе во многом зависит и успешность выполняемой работы.
В современном мире, ориентированном на коммуникацию, неудивительно активное внимание образовательных структур к развитию школьника в этом направлении.
Речь ребенка тесно связана с развитием его психики, она обеспечивает функционирование многих психических систем, переход речи во внутреннюю свидетельствует о правильном умственном развитии ребенка.
Школьное образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно призвано обучить ребенка некоторым общим социальным, культурным навыкам, оно предполагает глубокую работу по организации общения и речевого взаимодействия ребенка с разными собеседниками и в разных ситуациях: разговор со сверстником, выступление у доски и др.
Работа с учащимися начальной школы требует от преподавателя чуткой ориентации на потребности детей этого возраста и их психические особенности, поскольку познавательные и речевые способности младшего школьника качественно отличаются от способностей ученика средней или старшей школы.
Одной из основных потребностей ребенка, вступившего в школьную жизнь, является общение. Круг его контактов расширился в сравнении с дошкольным детством, изменился контингент людей, с которыми взаимодействует ребенок. Потому навыки в сфере культуры общения чрезвычайно востребованы именно для учащихся начальной школы.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда коммуникативные навыки обретают все большее значение для успешности человека в социальной жизни и самореализации, необходимо найти эффективные методы формирования у школьника правильной уверенной речи.
Говоря о степени разработанности тематики культуры общения в начальной школе, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Головей Л. В., Гусевской О. В., Казанцевой Д. Б. Кроме того, методология обучения младшего школьника общению освещена и в классических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А. и других.
Цель исследования: выявить методический потенциал организации разных видов общения в школьной деятельности при освоении речи младшим школьником.
Объект исследования – обучение младшего школьника речи.
Предмет исследования – специфика использования разных форм общения в работе по обучению учащихся начальных классов уверенной речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме обучения речи младшего школьника;
2. Выявить особенности развития речи младших школьников;
3. Рассмотреть потенциальные возможности учебного заведения в организации общения школьников.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для педагогического состава в рамках совершенствования школьниками речи.
Структура работы: исследование состоит из введения, теоретической главы, освещающей методологической исследования по заявленной теме, практической главы, где представлены рекомендации по формированию правильной речи в процессе общения у школьников, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития речи младшего школьника
1.1 Общение в психологии и его влияние на развитие речи ребенка
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого речевого опыта способствует раскрытию возрастного потенциала школьника, успешной подготовке к обучению в средней школе, где требования становятся более сложными и разноплановыми из-за необходимости сотрудничать со многими педагогами, а так же – к взрослой жизни.
Из этого следует, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, его коммуникативные умения, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме [13, 14].
Образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и рассматривает проблемы культурного развития и социализации детей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни, по мере знакомства с предметным миром, происходит развитие речи ребенка – его словарного запаса, способности оперировать специальными терминами, степени понимания синтаксиса и семантических отношений.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы школы направлены на разностороннее развитие детей для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без овладения речью на уровне, обеспечивающем полноценное общение в разных социальных ситуациях [30, 18].
Навыки общения ребенка, ориентированные на его социализацию, способствует расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не только в процессе школьного образования, опыт об
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). — М.: Баласс. — 13 с.
2. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 78 с.
3. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
4. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
5. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). — М.: Баласс. — 28 с.
6. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
7. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 648 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
10. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Иркут, 2017. — 162 с.
11. Гусевская О.В., Бабакина М.А. Проблемно-ценностное общение как средство нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГА0», 2013. — 174 с.
12. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. — 32 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
14. Захарова О.М. Компьютерная грамотность: Программа кружка по информатике в начальной школе. Курск: МОУ СОШ №28. - 19 с.
15. Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). — М.: Баласс. — 33 с.
16. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
17. Каленик Е.Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе. // Учёные записки ЗабГГПУ. — 2012. — №5. — С.17-22.
18. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
19. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. — 64 с.
20. Махрова И.А. Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №2. С.164-166
21. Пашкова А. С. Теоретические аспекты формирования навыков общения школьников в процессе музыкальной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С.135-140
22. Савко Е. С. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ. 2007. №5. С.66-70
23. Славутская Е.В. Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте. Диссертация … докт. психол. наук. КГУ. Казань. 2015. - 331 с.
24. Смирнова О.Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г. - 52 с.
25. Тарасова С.Е. Проблема формирования культуры общения у дутей младшего школьного возраста // Символ науки. 2016. №10-2. С.174-176
26. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
27. Петрова Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. — Самара: Учебная литература: Изд. дом. Федоров, 2011. — 116 с.
28. Поплевко А.В., Усков С.В., Чесноков Н.А. Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса. ФГОС. М.: Перспектива, 2012. — 40 с.
29. Разумова М.Н. Педагогические условия развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №1. С.136-140
30. Черных Л.А., Созонтова О.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с.
31. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. — 136 c.
32. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 113 с.
33. Якушева С.Д., Кучкарева С.С. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности // Universum: психология и образование. 2015. №5 (15). С.100-114