Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный ребенок живёт в медиапространстве, которое составляет его новую среду обитания, действительность современ¬ной культуры. Средства массовой информации охватили все сферы жизнедеятельности человека, создавая при этом современный уклад жизни подрастающего поколения.
Россия вошла в масштабное мировое информационное простран-ство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, где происходит формирование личностных характе¬ристик подрастающего поколения.
Современный информационный процесс оказывает сильное вли-яние на продвижение, духовный рост и установление ценностной ориентации личности. Эта проблема особенно актуализируется в современной социокультурной ситуации. Ребенок начинает интере¬соваться своим внутренним миром, размышляет над собственными мыслями, переживаниями, кризисом прежнего отношения к самому себе и к миру, негативизмом, неопределённостью. Этот возрастной период благоприятен для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Поэтому важная роль в это время отво¬дится духовно-нравственному воспитанию.
Глава 1. Средства массовой информации как фактор воспитания н
1.1. Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения
Средства массовой информации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения инфор-мации среди массовой аудитории. На современного подростка все чаще большее влияние оказывают не учителя и родители, а его окружение. Но человеческая среда, в которой человек получает образование, существенно изменилась [11].
Влияние СМИ на личность подростков на сегодняшний день весьма двояко, с одной стороны, дети расширяют свой кругозор и любознатель¬ность, а с другой стороны, возможно заметить возросшее влияние компо¬нентом, негативно влияющих на личность подростков. На примере телеви¬дения попробуем обнаружить совокупность осложнений, которые стали особо актуальными: увеличение воздействия рекламы в формировании личности; выталкивание «взрослой» субкультуры из детской субкультуры, снижение числа и качества проектов для молодых людей. Сегодня в Рос¬сии особенно остро необходимо создание специальных каналов и проек¬тов, развивающих подростковые СМИ [21].
В образовательном плане исследователи выделяют следующие зна-чимые функции средств массовой информации [4]:
- рекреационный (определяет досуг как групповой, так и индивиду¬альный);
- расслабление;
- информационно-образовательный: пресса, телевидение, радио, ки¬но руководствуются потребностью людей в получении разнообразных фактов и сведений об интересных явлениях и общественных событиях;
- нормативный: с помощью средств массовой информации пропа¬гандируются нормы и образцы поведения в обществе;
- Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, пропагандируют общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.
- развлечения-компенсаторные: отдых перед экраном телевизора, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться. Эта функция средств массовой информации особенно важна для подростков и молодежи;
- досуг: в мире наблюдается четкая тенденция к реализации развития «информационных развлечений» средствами массовой информации. Раз¬влекательные средства массовой информации делятся на воспроизводящие средства массовой информации и средства участия (интерактивные сред¬ства массовой информации) [15].
Наравне с системой воспитания и обучения в организацию де-ятельности с подростками проникают средства массовой инфор¬мации, которые представляют собой систему иного образования, существенно отличающуюся от системы воспитания и обучения в школах. Ребенок получает от СМИ необходимую информацию о жизни в обществе, взаимоотношении людей и модели поведения, проектируя её на свою жизнь, поступки и решения, пытаясь сфор¬мировать тот идеал, который ближе к его внутреннему «Я» или на который он стремится быть похожим в силу своих представлений о себе, жизни и его окружении [23].
1.2. Роль СМИ и интернета в формировании личности, воспитании подрастающего поколения
В настоящий момент мы с вами находимся на духовно нестабильном этапе развития современ¬ного общества, мы живем в непростой, но очень увлекательный век, век глобальной информатизации, цифровых инноваций и интернет-коммуникаций. Вопрос о влиянии средств массовой информации на личность ребенка в последнее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Ведь в конечном итоге всестороннее развитие человека опирается на фундаментальные кате¬гории: семья и общество, образование, культура, научный прогресс и т.д.
Давайте в начале сделаем небольшой экскурс в историю, в историю башкирского народа. В эпо¬ху существования у башкир родоплеменных отношений процессы образования и воспитания подрас-тающего поколения протекали исключительно в тесной связи с семейными и народными традициями. Старшее поколение не только передавало младшему веками накопленный опыт в военном и ремес¬ленном деле, но и духовное богатство нации, основанное на обычаях, истории, культуры, что, в целом, и составляло базовую основу воспитания и формирования мировоззрения у подрастающего поколения. Брал ли отец сына на охоту, или же учил как правильно оседлать коня, посредством тесного и довери-тельного общения шел постоянный и непрерывный образовательный и воспитательный процесс.
Даже к концу 19го века, несмотря на большое количество учебных заведений, так называемых медресе, семейный и общинный уклад жизни играли немалую роль в формировании личности.
Теперь уже такие институты как школа, кино и театры, печатные издания и примкнувшее к ним телевидение стали выполнять важную роль в формировании личности. Если в стенах школ дети помимо получения образования еще и вовлекались в пионерское движение, которое являлось мощнейшим идеологическим инструментом, то кино и телевидение создавало огромное ко¬личество художественных героев и типичных персонажей, которые выступали примерами для подра¬жания, эдакими образцами «облика моралес».
Советская идеологическая машина за все время своего существования, с переменном успехом трансформировавшая национальное самосознание башкирских детей в духе космополитизма, с распадом СССР и падением «железного занавеса», уступила западно¬му миру с ее капиталистической идеологией право диктовать какими должны быть общечеловеческие ценности. Телевизионные каналы, газеты и журналы, вчера еще вещавшие о высоких идеях социализ¬ма и коммунизма, вдруг в одночасье стали пропагандировать «свободный дух капитализма» - с голу¬бых экранов и глянцевых страниц активно началось насаждение культа насилия, безнравственности и жестокости.
Естественно, нельзя рассматривать средства массовой информации исключительно с отрица¬тельной точки зрения - можно выделить плюсы и минусы воздействия СМИ на детей и подростков. С од¬ной стороны, они расширяют общую информированность детей, углубляют их знания, способствуют ду¬ховному росту, приобщают к культуре, искусству, литературе, формируют нравственные оценки.
Глава 2. Роль средств массовой информации и семьи в воспитании детей
2.1. Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание
Средства массовой информации это: телевидение, газеты, радио, журналы и Интернет. В соответствии с международным стандартом, печатными сред¬ствами массовой информации являются периодические печатные издания (прес¬са) - газеты, журналы, бюллетени и тому подобное и разовые издания с опреде¬ленным тиражом; аудиовизуальными средствами массовой информации являют¬ся: радиовещание, телевидение, кино, видеозапись и тому подобное.
СМИ обладают разными возможностями и силой воздействия, которые в большей степени зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и мощное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего радио и телевидение.
С понятием СМИ мы познакомились, далее хотелось бы пояснить, кто та¬кой ребенок. В первую очередь это человек, находящийся в подростковом возрасте.
Подростковый возраст - это переходный период развития от детства к зре¬лости, он характеризуется самыми интенсивными биологическими, психологи¬ческими и социально-ролевыми изменениями по сравнению с любой другой ста¬дией жизни, за исключением младенчества.
Именно в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психи¬ческих познавательных процессов и формирования личности, в результате чего меняются интересы.
В последнее время все чаще предметом анализа ученых, педагогов, психо¬логов является вопрос роста влияния СМИ на воспитание, поведение, а также на сознание и психику подрастающего поколения. Для большинства подрост¬ков - «детей интернета», которые выросли на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Садясь за компьютер, телевизор человек стремится расслабиться, отдохнуть; его психическое состояние выражает готовность к приему информации. Все что в этот момент поглощает сознание, вызывает эмоции и «записывается» на под-корку и становится практически собственным мнением. В дальнейшем, эта по¬лученная информация может подсознательно оказывать влияние на поведение человека.
Современный ребенок живет в сложном по своему содержанию и тен¬денциям социализации мире.
Рассмотрим, как отрицательно и положительно влияют СМИ на детей. СМИ помогают развить понимание. Большинство подростков живут закры¬той жизнью. Но под воздействием различных СМИ, у них появляется осведом¬ленность об обществе и мире. Это культурное и политическое сознание является жизненно важным, если мы хотим получить поколение социально ответствен¬ных граждан. Из новостных каналов, журналов, социальных сетей, которые тру¬бят о мировых событиях, подростки могут понять, что происходит в мире.
Способствуют развитию социальных навыков. Многие подростки являются неловкими в социуме. СМИ дают им возможность развивать свои социальные навыки. Это также дает им возможность расширить свой круг общения и приоб¬рести новых друзей, вдохновляет их. С небольшим руководством, подростки мо¬гут использовать кино в качестве вдохновения. Или, например, подростки, смот¬ря на знаменитых людей, частенько за ними повторяют. Таким образом, если знаменитости говорят, что наркотики - это плохо, то ребенок может их по¬слушать.
Семья - это именно та среда, в которой ребенок впервые в своей жизни открывает для себя уди¬вительный мир средств массовой информации. Если каких-то 30 лет тому назад держать в руках пер¬вые свои красочные книжки или же смотреть мультфильмы по телевизору дети начинали с трех, а то и четырех лет, то в нынешнее время уже полуторагодовалые малыши не расстаются с гаджетами, на экранах которых они с интересом смотрят мультфильмы или даже играют в игры. А уже с трех лет все без исключения наши российские дети вовсю начинают использовать все возможности современного цифрового телевидения. В целом в большинстве российских домов телевизор занимает центральное место и является наиболее популярным средством передачи культуры и расширения знаний о мире. Таким образом, семья находится под сильным влиянием средств массовой информации и их глобаль¬ного влияния. Это зависит от их членов, если влияние СМИ положительное и отрицательное. Именно семья решает, как использовать масс-медиа и влияет на детей, показывая им соответствующие модели проведения свободного времени. Семья помогает детям развивать их способности планировать повсе¬дневную деятельность, побуждает к физической активности, к развитию хобби и интересов по мере их взросления, а также выбрать лучшие способы проведения свободного времени.
2.2. Средства массовой информации как субъект правового воспитания
Правовое воспитание граждан является важнейшим фактором и вектором формирования правовой культуры населения, высокий уровень которого необходим для создания правового государства. СМИ - это, прежде всего инструмент не только государственной власти, но и институтов гражданского общества, сила, которая способ¬на оказать воздействие на правовую ориентацию россиян и определить их выбор пове¬дения [15, с. 16]. Задачу повышения уровня правовой культуры населения ставят пе¬ред собой различные общественные институты (субъекты правового просвещения) [13, с. 95-96].
Действительно, деятельностью по организации право воспитательного процесса посредством реализации различных форм правового воспитания осущест¬вляют государство, семья, образовательные учреждения, общественные организа¬ции, правоохранительные органы и др. Особое место среди указанных субъектов правового воспитания граждан занимают средства массовой информации. Одним из средств правового воспитания, наравне с правовым обучением, юридической прак-тикой и самовоспитанием, выступает пропаганда права. В основе указанной формы правового воспитания лежит процесс распространения и популяризации правовой информации, посредством которой формируется правовая осведомленность и ин¬формированность граждан [17, с. 319].
Как отмечается в юридической литературе, роль СМИ в процессе правового просвещения имеет специфический характер. С одной стороны, редакция СМИ мо¬жет заниматься этой деятельностью с целью реализации собственной редакционной политики в соответствии с функциями журналистики (то есть быть полноценным субъектом повышения правовой культуры граждан). С другой, иные, субъекты, на¬пример, государство, общественные и коммерческие организации, могут использо¬вать СМИ для правового просвещения населения, тем самым превращая медиа в ин-струмент для решения своих просветительских задач (в числе альтернативных ин¬струментов следует отметить кино, интернет, литературу, искусство, средства на¬глядной пропаганды и агитации и пр.) [9, с. 32].
Как субъект правового просвещения населения, СМИ имеют свои исключи¬тельные особенности:
средства массовой информации сопровождают гражданина государства всю его сознательную жизнь;
процесс распространения правовой информации направлен на массовую ау¬диторию;
предоставление членам социума правовой информации, позволяющей ориен¬тироваться в социально значимых ситуациях;
передача правовой информации осуществляется в доступной, легкой для ус¬воения форме;
создание общественного мнения по правовым вопросам, формирование соци¬ально активной позиции общественности;
оказывает как конструктивное, так и деконструктивное воздействие на пра¬вовое сознание граждан.
Заключение
Современный мир сложно представить без средств массовой информации - СМИ органично вплетена в функциональную жизнь общества. СМИ как социальный институт - наиболее влиятельная, но при этом самая противоречивая часть жизни, обладающая также и педагогическим потенциалом. Так называемая «четвертая ветвь власти» в процессе воспитания оказывает влияние не только на развитие когнитивных и эмоционально¬поведенческих характеристик, но и закладывает базу нравственности личности ребенка. Воспитание в современном мире нельзя организовать, игнорируя эти факторы. В связи с этим необходимо сформировать ту среду определения нравственных ориентиров, в которой ребенка родители и педагоги развивают через индивидуальный подход, реализованный с учетом психологии ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Адамьянц Т. Отечественные СМИ как предмет общественных дискус¬сий // Журналист. 2019. № 2. С. 22-23.
2. Акишин, М. О. Средства массовой информации в юридическом конфликте / М. О. Аки¬шин // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 2(52). - С. 11-20.
3. Березина, Е. А. Средства массовой информации как инструмент правового просве¬щения субъектов малого и среднего бизнеса / Е. А. Березина // Вестник РГГУ. Серия: Исто¬рия. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2014. - № 12(134). - С. 126-136.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Бер- ковиц. - СПб, 2002г. - 247 с.
5. Власенко Ф.П. Особенности социализации индивида в условиях ин¬формационного общества (социально-философский анализ). М.: Высь, 2018. 18 с.
6. Влияние средств массовой информации на воспитание двигательных качеств у детей среднего школьного возраста
7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Высь, 2014. 95 с.
8. Воспитание младшего школьника : пособие для студентов сред-них и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л. В. Ковинько. - 4-е изд. - М. : Академия, 2020. - 288 с.
9. Воспитание ценностных ориентаций старшеклассников средствами СМИ / И.И. Киричек, К.Б. Кузьмич // Научные записки. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 99-102.
10. Гарасимов Т.С. Личность и проблемы ее социализации // Форум права. 2019. № 3. С. 156-161.
11. Гришнова Е.Е. Правовая культура в политическом пространстве современной Рос¬сии. М., 2019. 155 с.
12. Гундарова, И. О последствиях восприятия телевизионной инфор¬мации младшими школьниками / И. Гундарова // Воспитание школьни¬ков. - 2015. - № 9. - С. 49-53.
13. Дмитриева Н.В., Филь Т.А. Структура готовности к фасилитации педагога начальных классов / Журнал: Мир науки, культуры, об¬разования, Новосибирск: Народное образование, 2013, №5 (42), С.254-258.
14. Довнар, Н. Н. Роль СМИ в повышении правосознания и правовой культуры общест¬ва в период социальных трансформаций / Н. Н. Довнар // Труды по интеллектуальной соб¬ственности. - 2014. - Т. 19. - № 4. - С. 46-63.
15. Ивлиев П.В. Средства массовой информации в формировании правового сознания российских граждан: вопросы теории: статья // Теория государства и права. 2018. № 3. С. 16-21.
16. Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее преступности несо¬вершеннолетних / С. А. Исаков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики
17. Киреев, Д. Р. Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в совре¬менном российском обществе / Д. Р. Киреев // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 2(28). - С. 29-35.
18. Козилова Л.В., Ульянова И.Н. Из опыта работы по развитию родительской компетентности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 24-26.
19. Кордуэлл Майк. Психология А-Я // Словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2020. - 448 с.
20. Кузнецова, Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка / Т. Кузнецова // Библиотечное дело. - 2018. - № 5. - С. 13-16.
21. Лапшина А. С. Влияние СМИ на развитие личности подростка // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-razvitie-lichnosti-podrostka
22. Мамонько, М. М. Пропаганда права как форма правового воспитания осужденных к лишению свободы / М. М. Мамонько // XXV юбилейные Царскосельские чтения: Материа¬лы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2021 года / Под общей редакцией С.Г. Еремеева. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный уни¬верситет имени А.С. Пушкина, 2021. - С. 318-323.
23. Мартынкина, Д. Ю. Роль газет и журналов в повышении правовой культуры граж¬дан России / Д. Ю. Мартынкина // Медиаскоп. - 2022. - № 3. - С. 32-47.
24. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М. : Academia, 2019. - С. 253.
25. Николаева Ю. С. Влияние средств массовой информации на нравственные ценности детей и подростков // Система ценностей современного общества. 2012. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-nravstvennye-tsennosti-detey-i-podrostkov
26. Обсуждение проектов закона о СМИ / Серия: Журналистика и право, вып. 33, М.: Институт проблем информационного права, 2019. — 464 с.
27. Романенко, Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками / Журнал: Педаго¬гика, М. — 2018, № 4, с. 46-48.
28. Рыков А.Н. Деструктивное воздействие средств массовой информации на правосоз¬нание граждан (правовые проблемы формирования информационного общества): автореф. дис... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2002. 24 с.
29. Тухужева Ляна Анзоровна, Джанкулаев Адам Амерханович Влияние СМИ на формирование личности подростка // Вопросы науки и образования. 2019. №26 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-formirovanie-lichnosti-podrostka
30. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Олма- Пресс, 2012. 448 с.
31. Хаффнер Д. От первых свиданий до взрослой жизни: Что должны знать родители о сексуальном развитии своих подростков / Дебра Хаффнер; пер. с англ. Е. Мужевой, Е. Лисовской. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 304 с.
32. Хомякова Надежда Сергеевна Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-vliyaniya-smi-na-vospitanie-i-sotsializatsiyu-shkolnika