Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Этическое воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1 Возрастные особенности младших школьников
Некоторые считают, что развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь речь идет о его полном созревании. Это так, но некоторые особенности развития представителей этой возрастной группы достаточно хорошо проявляются в младшем школьном возрасте. Ребенок уже взрослый. Да вот только он себя таковым не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей. Почему? Да потому, что он помнит себя таким, каким был раньше. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, он ее еще не испытал. [2, c. 45]
Поэтому все же младший школьный возраст называют вершиной детства. И дело не только в этом, ведь основные моменты, которые присутствуют в детстве, доступны и младшим школьникам. Например, склонность к фантазии. Хотя это несколько меньше, чем у детей, посещающих детский сад, но в то же время значительно больше, чем даже у подростков. Это связано с еще неразвитыми лобными долями головного мозга, которые прекращают свое формирование только в 12 лет. Иногда в более позднем возрасте. [3, c. 58]
Младший школьный возраст может быть разным. Чаще всего деньги ребенку дают уже на поздних стадиях этого периода, так как маленькие дети в деньгах особо не нуждаются. Однако дети бывают разные. Кто-то начинает требовать от родителей карманные деньги в семилетнем возрасте, а у кого-то такая идея и способности приходят только в подростковом возрасте. Правда, подростковый возраст должен быть этапом, когда человек должен хоть как-то работать. Да пусть родители. Но механизм его существования должен быть взрослым. Ладно, мы уже отходим от темы.
Добавляет сложности составлению подробной психологической характеристики этого возрастного этапа и то, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика младшего школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В постсоветских странах очень похоже, так что это большой плюс. Давайте рассмотрим основные моменты.
Общая характеристика младшего школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение – это одна из фундаментальных характеристик человека. Итак, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Школа становится агентом образования в младшем школьном возрасте. Благодаря ей он может не только усваивать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все новые и новые знания.
Для младшего школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Таким образом, дети, как правило, учатся тому, что они говорят. А также развитие конкурентоспособности. Этот возрастной период характеризуется высокой конкуренцией. Затем оно перейдет в «нет», так как для детей этой и более поздних стадий еще характерно преобладание желаний над необходимостью. Так что родители должны развивать силу воли. [4, c. 74]
Да, в младшем школьном возрасте тренировка силы воли – достаточно сложный процесс. Ведь лобные доли еще недостаточно развиты, чтобы осуществлять произвольную регуляцию действий. Тем не менее представители младшего школьного возраста уже более сознательны.
Уже нельзя сказать, что младший школьный возраст – это период полноценного детства. Итак, ребенок уже знает, что говорить, а чего не следует в этой ситуации. Конечно, это происходит не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что делает ребенок, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя делать то, что доставляет ему психологический дискомфорт, и он относится к этому достаточно спокойно. Тем не менее, есть один момент.
Общая характеристика младшего школьного возраста, а точнее, один из наиболее часто встречающихся его пунктов, чаще всего говорит о неусидчивости детей. [5, c. 43] Эта проблема иногда возникает у взрослых. Именно из непоследовательности и берется лень. Однако это может быть следствием лени. А вот опыт выполнения домашних заданий, не откладывая их на потом, у детей может быть положительным. Тем не менее, это не всегда приводит к такому эффекту. Дети часто отдают предпочтение удовольствиям, а то, что им нужно делать, часто игнорируется.
Также к общей характеристике младшего школьного возраста относится такой момент, как неумеренность. Что это значит? Чрезмерная – это неумение контролировать интенсивность чего-либо, сдерживать свои эмоции и совершать действия на уровне золотой середины. Например, ребенок может гулять весь день и полностью игнорировать домашнее задание.
Такое явление, как пропуски занятий в школе представителями этой возрастной группы - это достаточно редкое явление. [6, c. 83] Тем не менее, на занятиях можно увидеть группу людей, которые не только сами время от времени не ходят на занятия, но и склоняют к этому других людей. Это приводит к негативному влиянию школьной среды на социализацию этих детей. Поэтому средние общие характеристики младшего школьного возраста могут быть не очень красивыми. Естественно, если это будет честный учитель.
Только в этом возрастном периоде ребенок может съесть гору конфет, а потом ничего не есть. Однако некоторые остаются на этом этапе и продолжают нагло потакать своим желаниям, которые выполняют лишь сигнальную функцию, а не являются основным мотивом к действию. Так что надо искоренять в детях попытки каким-либо образом превысить порог дозволенного удовольствия. Ни к чему хорошему это все равно не привело.
Трудно - вот как можно охарактеризовать усвоение учебного материала в младшем школьном возрасте. К общей характеристике относятся такие моменты, как трудности пересказа текстов в сжатые сроки. А где конкретно про краткий пересказ. [7, c. 23] Подробные пересказы у детей этого возраста получаются достаточно хорошо, так как в этом случае не следует пытаться отделить главное от второстепенного.
Это еще достаточно сложная задача для представителей такой возрастной категории, как младший школьный возраст. Общая характеристика объясняет это тем, что лобные доли, отвечающие за отделение главного от второстепенного, еще недостаточно сформированы. Да, это те самые участки мозга, которые отвечают за силу воли ребенка и контроль над желаниями. Ведь он напрямую связан с логической интерпретацией ситуации. Тем не менее, дети все еще склонны говорить об эмоциях, но со временем это может пройти. [8, c. 41]
Этот вопрос уже приобретает подростковые черты. Характеристика младшего школьного возраста свидетельствует о том, что дети, относящиеся к этой возрастной группе, любят своих родителей. Но при этом стараются этого не показывать, а иногда даже пытаются взять над ними верх. Мнение родителей по-прежнему ценно, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка.
Поэтому через некоторое время возникает необходимость встать перед выбором: либо сверстники, либо родители. В этом случае может быть даже бунт самого ребенка. Некоторые говорят, что это происходит в подростковом возрасте. Но ничего подобного. Это может быть в любое время. Просто мотивы несколько другие. Хотя здесь они могут быть похожи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. CD-ROM. Становление личности младшего школьника. Воспитание детского коллектива. 1-4 классы. - Москва: ИЛ, 2018. - 160 c.
2. Алла, Амелькина und Ксения Шалагинова Влияние агрессии родителей на формирование личности младшего школьника / Алла Амелькина und Ксения Шалагинова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 140 c.
3. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2018. - 224 c.
4. Ольга, Лагутенко Занимательное природоведение для младших школьников / Лагутенко Ольга. - М.: Олма Медиа Групп, 2018. - 487 c.
5. Ушакова, О.Д. Английский в таблицах и схемах для младших школьников / О.Д. Ушакова. - М.: СПб: Литера, 2018. - 322 c.
6. Филиппова, Л. В. Использование технологии case-study в начальной школе / Л. В. Филиппова, Н. И. Фомина, Е. А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 36-39 : рис.
7. В гостях у детских писателей : сценарии мероприятий и праздников / автор-составитель А. А. Егорова . - Издание 2-е, исправленное. - Волгоград : Учитель, [2018?]. - 284 с. : ил., табл. ; 20 см. - (Внеклассная работа в начальной школе) (ФГОС). - На 4-й странице обложки: 1270я. - Библиография в конце сценариев. - ISBN 978-5-7057-4521-0. – Текст : непосредственный.
8. Горская, С. В. Тема Великой Отечественной войны в содержании внеурочной деятельности младших школьников / С. В. Горская, И. В. Юденкова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 22-26 : фот.
9. Губанихина, Е. В. Участие младших школьников в конкурсах как условие развития их творческого потенциала / Е. В. Губанихина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 17-21 : фот.
10. Гусев, Д. А. Педагогический потенциал сущностных характеристик народного прикладного творчества / Д. А. Гусев. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 14-17.
11. Жесткова, Е. А. Уроки литературного чтения в формате «перевернутого обучения» / Е. А. Жесткова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 40-47 : фот.
12. Киладзе, Н.В. Воспитание детского коллектива. 4 класс. Программа. Родительские собрания. Классные часы. Коллективные творческие дела / Н.В. Киладзе. - М.: Учитель, 2018. - 391 c.
13. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2022. - 160 c.
14. Ляшенко, М.И. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства в летний период: методические материалы / М.И. Ляшенко. - М.: Русайнс, 2018. - 513 c.
15. Мищенкова, Л. В. Классные часы для учащихся 1-4 классов / Л.В. Мищенкова. - М.: Академия развития, 2020. - 192 c.