Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время все более значимым становится вопрос об изучении иностранного языка, в особенности, английского, как международного средства общения. Для формирования коммуникативной готовности учащихся и более углубленного понимания культуры, языка изучаемой страны, применяются различные средства и способы обучения.
Сегодня остро стоит проблема обучения студентов с различным уровнем лингвистических знаний и способностей, поскольку в группе редко осуществляется подбор студентов по уровню их способностей. Как правило, в типичной группе студентов, уровень знаний и способностей резко варьирует – от низкого до высокого и продвинутого. Соответственно, каждый учащийся требует индивидуального подхода, что весьма проблематично реализовать в условиях ограниченности времени и ресурсов.
Одним из эффективнейших методов организации обучения студентов с различным уровнем лингвистических способностей является организация на занятии групповой работы.
Участники группового взаимодействия получают возможность высказать своё мнение, обсудить разные варианты решения, реализовать взаимообучение в процессе учебного диалога. Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, поскольку учащийся может получить помощь, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся — консультантов.
Для организации групповой формы работы учащихся необходимо продумать вопросы, которые связаны с образованием групп, распределением обязанностей внутри групп и объёмом работы каждой группы. Полномочия в группе разделяются между участниками. В пределах одной группы можно вести диалог, дискуссию, обсуждать различные вопросы и задания. Обсуждения можно вести на различных этапах работы. Можно планировать, обсуждать текущий ход работы, результаты работы. Можно советоваться как по теме в целом, так и по отдельным ее нюансам.
Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при чётком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Проблематика исследования. С практической точки зрения изучение иностранного языка способствует главной цели школьной программы – иноязычному общению. При этом в ходе обучения студентов возникает проблема правильного распределения времени, возможности индивидуальной работы с отдельным студентом, и с группой в целом, особенно при различном уровне лингвистических способностей среди учащихся.
Объект исследования – способы организации учебного процесса при обучении иностранному языку студентов с различным уровнем коммуникативных способностей.
Предмет исследования – групповая работа как способ организации учебного процесса со студентами, имеющими различный уровень лингвистических способностей.
Цель – рассмотреть особенности организации учебного процесса при обучении иностранному языку студентов с различным уровнем лингвистических способностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности методики преподавания иностранного языка студентам.
2. Рассмотреть особенности групповой работы как способа обучения иностранному языку студентов с различным уровнем лингвистических способностей.
3. Разработать занятие, направленное обучение иностранному языку студентов с различным уровнем лингвистических способностей.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования системы обучения студентов иностранному языку, повышения учебной мотивации, заинтересованности. Также результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования методики преподавания иностранных языков. Полученные результаты решают проблему обучения иностранному языку студентов с различным уровнем лингвистических способностей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практикующими педагогами, репетиторами, лингвистами, для повышения качества образования, степени усвоения иностранного языка, развития коммуникативной готовности к общению с представителями другой культуры, языка. Также результаты могут быть использованы для организации учебного процесса: лекций, семинарских, практических занятий студентов – лингвистов. Результаты могут использоваться для создания учебников, энциклопедий, пособий, УМК.
Структура работы: данная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Теоретические аспекты преподавания иностранного языка студентам с различным уровнем лингвистических способностей
1.1. Специфика преподавания иностранного языка студентам
Сложности организации педагогического процесса студентов обусловлены двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны, основной задачей является формирование выпускника, будущего специалиста, обладающего полным набором профессиональных компетенций .
С другой стороны, необходимо помнить о том, что студенты, особенно на начальных стадиях обучения являются подростками и считаются наиболее уязвимой категорией. Студенческие годы приходятся на юношеские годы . Этот период характеризуется как переходный, и считается кризисным периодом для человека, что связано с физиологическими и психологическими особенностями .
В современном обществе происходят значительные социально-политические и экономические преобразования, которые существенно влияют на образовательную сферу. Эти преобразования выступают в роли мощного толчка, который влияет на образовательные требования, в результате чего возникает потребность в изменении и пересмотре существующих стандартов .
Сегодня, в курсе английского языка, первостепенную значимость приобретает такое преобразование образовательного процесса, которое обеспечит выпускникам не только определенный уровень знания английского языка, но и коммуникативную готовность. Именно это качество и определяет готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности и переводит акцент с количественных показателей образования к качественным характеристикам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алтухова, М.К. Деятельностная технология на уроке иностранного языка. // Традиции и инновации в методике обучения иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2007. – С.153-161.
2. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика./ Д.А. Белухина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448с.
3. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007. № 8. С. 71–78.
4. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова - М. : Рус. яз., 2000.
5. Вернигорова, В. А. Понятие реалий в современном переводоведении [Текст] / В. А. Вернигорова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2010. — 141 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие. М.: Просвещение. 1991. 117 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 1134с.
8. Егорова, Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету.// Иностранный язык в школе. – М.: Просвещение, 1990, №6. – С. 46-48.
9. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранному языку./ Г.В. Елизарова. – СПб.: КАРО, 2005. – 352с.
10. Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи./ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. – М.: Академия, 2002. – 336с.
11. Латышева, Н.Е. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку в условиях гуманизации школьного и вузовского образования.//Современные теории и методы обучения иностранному языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С.161-163.
12. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2001. - 203 с.
13. Медведева, Н.Е. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция преподавателя. //Современные теории и методы обучения иностранному языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С.201-205.
14. Обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе./Под ред. М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2001. – 240с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
16. Постникова В. И. Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 75-77.
17. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
18. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе № 6, 1998 г.
19. Рум А.Р., Г.А.Пасенчик, Л.В.Колесников Великобритания Лингвострановедческий словарь - 2 изд. стереотип - М. : Рус. яз., 2000.