Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире, в рамках развития политической системы и расширения государственных границ, сущность гражданства - правовой связи между государством и его гражданами - имеет фундаментальное значение.
Конституционно-правовая система гражданства динамично развивается как в связи с нерешенными вопросами, возникшими в результате распада Советского Союза, так и в сегодняшних реалиях присоединения к российскому государству новых территорий. Кроме того, многие люди приобретают российское гражданство и пытаются сохранить связи с Российской Федерацией.
Глобализация общественных отношений также сделала данные институты динамичными. Национальные границы становятся непреодолимыми, формируются коалиции государств, заключаются международные договоры, в рамках которых создается единое экономическое пространство. Большое значение имеет также мобильность рабочей силы.
Глава 1. Гражданство как конституционно-правовой институт
1.1 Понятие гражданства
В юридической литературе гражданство определяется как правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся взаимными правами, обязанностями и ответственностью и основанная на признании и уважении прав, свобод, чести и достоинства человека.
Гражданство можно рассматривать как основу правового статуса личности, правоотношение и конституционно-правовой институт.
Гражданство является неотъемлемой частью правового статуса человека. В юридической литературе выделяют различное количество структурных элементов правового статуса личности. Например, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин выделяют три элемента: личный статус, гражданство и принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
По мнению С.А. Авакьяна, "конституционный статус личности состоит из четырех элементов: принципы конституционно-правового статуса личности в РФ; гражданство; основные права, свободы и обязанности личности в РФ; гарантии и защита статуса личности".
Л.Д. Воеводин перечисляет пять элементов: гражданство; общая правосубъектность; права, свободы и обязанности личности; принципы правового статуса личности; гарантии реальности основных прав и свобод человека и гражданина" .
Н.В. Витрук к элементам правового статуса личности относит индивидуальные права и свободы, законные интересы и юридические обязанности.
Н.И. Матузов выделяет восемь элементов, таких как "правовые нормы, регулирующие статус, правосубъектность, права, обязанности, интересы, гражданство, ответственность, принципы и правоотношения статуса".
На наш взгляд, гражданство наделяет правами, предоставляет возможность участвовать в государственной деятельности и определяет обязанности.
С.С. Кишкин, впервые исследовавший феномен гражданства, отмечал, что практически невозможно не только дать точное определение понятию "гражданство", но и объяснить это явление. Это объясняется тем, что как понятие оно "неуловимо". В научной литературе различают понятия "гражданство" и "национальность".
Первое отражает правовую связь гражданина и государства через взаимные права и обязанности и характерно для демократических политических режимов, а второе - связь с монархом, а не с государством, и характерно для государств с многовековой монархической традицией, независимо от объема полномочий монарха.
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит: Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство , а согласно статье 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, "каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства ".
Социальная основа гражданства проявляется в принадлежности человека к народу государства; по мнению В.Н. Калинина, социальной основой гражданства является общество, выраженное в форме наций и этнических групп, которые создают государство по гражданству и нацию по гражданству.
Основная функция гражданства: государственнообразующая и этнообразующая.
1.2.Правовое регулирование гражданства
В рамках рассмотрения гражданства как конституционного института необходимо коснуться изучения феномена двойного гражданства.
Согласно Конституции РФ, гражданин России может приобрести гражданство другой страны на основании федерального закона или международных договоров, однако, согласно статье 6 Закона о гражданстве, гражданин России, имеющий гражданство другой страны, считается гражданином РФ только на территории России.
Другими словами, гражданин РФ признается приобретшим второе гражданство только в случае заключения международного договора России со страной второго гражданства, но только в качестве гражданина России на территории России.
Приобретение гражданства другой страны накладывает ряд ограничений на граждан РФ. В соответствии с ч.2 ст.62 Конституции РФ второе гражданство не сокращает объем прав и свобод и не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, наличие гражданства другой страны не позволяет лицу получить должность государственного служащего.
Граждане, имеющие гражданство другой страны, вид на жительство или иной документ, дающий право на постоянное проживание за рубежом, лишены права пассивного избирательного права; с 2014 года для лиц с множественным гражданством введена обязанность сообщать об этом в территориальные органы МВД РФ.
Из сказанного до сих пор видно, что сегодня Российская Федерация все более сдержанно относится к двойному гражданству, но не исключает такие категории граждан.
В то же время не следует путать категорию "двойное гражданство" с категорией "второе гражданство". Считается, что человек имеет второе гражданство, если он имеет гражданство страны, с которой Российская Федерация не связана международной конвенцией о признании двойного гражданства .
В таких случаях соответствующее государство рассматривает это лицо как гражданина своей страны. Российская Федерация не является исключением, и в ст.6 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ закреплена норма о том, что гражданин, имеющий гражданство другой страны, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев двойного гражданства.
По мнению Э.Э. Джалиловой, рассматривая институты гражданства как правовую категорию, опосредующую правовые отношения между государствами и индивидами, правовое оформление институтов двойного гражданства является одним из этапов их эволюции.
По мнению указанного автора, двойное гражданство является особым институтом, способствующим интеграции РФ в мировое сообщество и развитию межгосударственных отношений. В целях реализации положений Конституции РФ о двойном гражданстве Россия подписала ряд соглашений, регулирующих эти вопросы, с Туркменистаном в 1993 году и с Таджикистаном в 1996 году.
Глава 2.Конституционно-правовые проблемы развития принципов гражданства в Российской Федерации
2.1 Правовая характеристика конституционно-правовых принципов гражданства
Изучение гражданства тесно связано с правами человека, свободами и государственным суверенитетом, поскольку через гражданство создается прочная правовая связь между личностью и государством. Несмотря на то, что институт гражданства известен еще со времен древнеримского права и что существует множество научных исследований, посвященных этому вопросу, мы до сих пор не наблюдаем общепринятой и согласованной точки зрения. Вместо этого существуют различные концепции и взгляды, что приводит к размытому пониманию системы гражданства, которая является актуальной темой. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе и занять правильную позицию, мы считаем необходимым изучить конституционно-правовые принципы российского гражданства. Это связано с тем, что очень часто не знаем, какие принципы лежат в основе тех или иных норм, и неправильно их понимаем. Прежде всего, дадим определение принципам права.
Принципы права - это основополагающие положения, лежащие в основе какого-либо явления или системы, которые не только изучаются, но и закрепляются в нормативных правовых актах. Отсюда можно сделать вывод, что конституционно-правовые принципы - это основополагающие правовые положения, которые декларируют фундаментальные ценности Конституции и имеют общее регулятивное значение. Эти принципы отличаются определенными признаками, такими как нормативность на высшем уровне, повышенная юридическая сила и специфика механизма действия.
Гражданство как конституционно-правовой институт основывается на ряде принципов, которые формулируют позицию государства в отношении гражданства.
Принципы гражданства в РФ представляют собой руководящие начала, лежащие в основе конституционно-правовой системы гражданства, которые охраняются и защищаются государством.
Основные принципы закреплены в ст.4 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ.
Первым из них является принцип недискриминации.
Нормы ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ гласят, что принципы и нормы, регулирующие российское гражданство, не должны основываться на положениях, ограничивающих права граждан по дискриминационным основаниям, таким как социальная, расовая, национальная или религиозная принадлежность.
Учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер нашей страны, такой подход представляется единственно возможным. Эта позиция полностью соответствует международному праву.
Статья 5 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года формулирует принцип недискриминации следующим образом: "Правовые нормы, касающиеся гражданства, не должны включать дискриминацию или практику, равносильную дискриминации по признакам пола, религии, цвета кожи, национального или этнического происхождения. Все государства должны руководствоваться принципом недискриминации среди своих граждан, будь то граждане, родившиеся естественным путем, или те, кто приобретает гражданство позднее".
Этот принцип имеет богатую историческую традицию и берет свое начало в законах некоторых древнегреческих полисов, согласно которым не допускались ограничительные или дискриминационные меры в отношении граждан других городов или государств, путешествующих по морю.
Сегодня основной предпосылкой этого принципа является запрет дискриминации в отношении гражданства: по мнению С.М. Шахрая, право каждого на гражданство не может содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности. Его позиция заключается в том, что исходя из исторических условий нашей страны и многонационального состава РФ, такой подход является наиболее приемлемым .
По мнению М.В. Баглая, право на гражданство определяется по рождению, например, рождение на территории РФ или получение паспорта, если хотя бы один из родителей является гражданином России. Он также указывает, что помимо приобретения гражданства по рождению, все лица без гражданства или иностранцы могут приобрести российское гражданство в рамках установленного национального законодательства.
Исходя из этих позиций, можно сделать вывод, что: гражданство для всех лиц включает в себя:
-недискриминацию по различным признакам (раса, национальность, религия и т.д.);
-волюнтарность приобретения двусторонних правовых отношений с Российской Федерацией в рамках действующего законодательства;
-все лица, проживающие в РФ, имеют право, но не обязаны приобретать российское гражданство, т.е. никто не принуждается к его приобретению.
2.2.Развитием института российского гражданства как инструмента, обеспечивающего миграционную политику РФ
В конституционно-правовой доктрине гражданство рассматривается прежде всего как право, представляющее собой основу для возникновения особых отношений между личностью и государством.
Помимо наделения человека соответствующим конституционным статусом, правовое регулирование системы гражданства может выполнять и другие функции в государстве. Например, оно опосредует решение ряда вопросов, таких как усиление государственных гарантий защиты прав человека и гражданина, укрепление государственного суверенитета, обеспечение стабильности и социальной сплоченности, установление баланса интересов личности, общества и государства.
Решения о гражданстве являются прямым выражением государственного суверенитета. Это означает, что основания, критерии и условия предоставления гражданства могут регулироваться самим государством. В то же время институт гражданства занимает неотъемлемое место в миграционном процессе.
Это означает, что государство может либо способствовать тому, чтобы иностранные граждане стали частью его миграционной политики, либо наложить ограничения на их натурализацию. Благодаря автономии, определяющей политику в области гражданства, государства позволяют миграционному процессу учитывать интересы и потребности общества и решать задачи внутренней и внешней политики .
Количество людей, ежегодно приобретающих российское гражданство, увеличилось с 2014 года, после небольшого снижения с 2010 года, и остается на стабильно высоком уровне - около 260 000 человек ежегодно. Современная эпоха развития законодательства о гражданстве характеризуется несколькими противоречивыми тенденциями. С одной стороны, существует потребность в повышении государственных гарантий реализации основных прав человека и гражданина, с другой стороны, все более серьезной становится проблема реализации права на безопасность каждого человека и общества в целом. Усиливающаяся глобализация мира, военные конфликты и неравномерность регионального развития привели к интенсификации и расширению миграционных процессов во всем мире. Этот процесс затрагивает и Российскую Федерацию, в результате чего тысячи иностранцев вынуждены менять место жительства, мигрировать в Россию и обращаться за получением российского гражданства.
По этим причинам закон о гражданстве в РФ утратил былую стабильность. В то же время, принятие ряда поправок не всегда улучшало содержание федерального законодательства в этой сфере. Одним из серьезных недостатков правового регулирования российского института гражданства является несогласованность его норм и их слабая связь с целями миграционной политики. Это приводит к несогласованности норм и достижению общих целей.
Приобретение и прекращение гражданства является фундаментальным вопросом, имеющим системные последствия для российской миграционной политики.
Установление российского гражданства регулируется Конституцией РФ и ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Некоторые вопросы решаются на основе норм Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года. Основные положения современной миграционной политики изложены в Концепции миграционной политики .
В разделе 14 данной концепции сформулированы цели миграционной политики, а именно: социально-экономическое, пространственное и демографическое развитие страны, повышение качества жизни граждан, обеспечение национальной безопасности, защита национального рынка труда, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, историко-культурного наследия российской культуры, русского языка и русского народа. Заявленная цель - создание миграционной ситуации, способствующей решению ряда задач, в том числе защите и сохранению.
Важной задачей миграционной политики является удовлетворение потребностей российской экономики. В то же время переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию должно выравнивать плотность населения по всей России. Приток трудовых ресурсов необходим не только в центральные регионы, обладающие определенным демографическим потенциалом, но и в менее населенные регионы России.
В регионах России, удаленных от центра, одним из источников прироста населения должна стать внешняя миграция.
Причины такого положения можно проиллюстрировать на примере участников государственных программ поддержки добровольной миграции в Российскую Федерацию соотечественников, получивших российское гражданство и проживающих за рубежом.
Данный пример обусловлен тем, что данная категория лиц составляет значительную долю иностранцев в общем количестве лиц, приобретающих российское гражданство.
Заключение
В результате проведенного исследования можно отметить следующее.
Гражданство можно рассматривать как основа правового статуса личности, правоотношения и конституционно-правовые институты. Гражданство является неотъемлемой частью правового статуса личности. Как конституционно-правовой институт гражданство способствует включению индивидов в отношения с государством. Гражданство наделяет правами, позволяет участвовать в государственной деятельности и определяет обязанности.
Гражданство - это устойчивое правоотношение, публичная, непрерывная и абсолютная правовая связь между индивидом и коллективным юридическим лицом. Его постоянный характер проявляется в том, что гражданство возникает с момента рождения и заканчивается, в принципе, со смертью лица. Публичный характер проявляется в том, что основное регулирование осуществляется конституционными нормами. Что касается понятия гражданства как конституционно-правовой системы, то его можно определить как совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.