Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса. При определённых условиях, прежде всего, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной деятельности. Применение наглядных средств в учебно – воспитательном процессе, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от их возраста.
В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития способностей и активности младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников.
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают в готовом виде, то в системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС, они должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике. Наличие познавательных способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить процесс формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: методы и приёмы формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия познавательные интересы младших школьников.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по использованию методов и приёмов формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста
1.1. Анализ понятия познавательные интересы младших школьников
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС на каждой из образовательных ступеней. Начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом.. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня чрезвычайно актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Под познавательными интересами понимают стремление ребёнка познавать новое. Для ребёнка важно выяснить качества, свойства и явления действительности. Будучи неутомимым исследователем, ребёнок всегда стремится вникнуть в суть всех происходящих процессов. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знания, умения и навыки. Между уровнем развития познавательного интереса субъекта и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь [12]. Обучение младших школьников происходит по маршруту «педагог – ученик – наглядное пособие». Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников, относятся к метапредметному результату, который регламентирует ФГОС НОО. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования. Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника [7]. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации.
Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Чтобы научить школьника ставить и формулировать проблемы, учителю необходимо:
- сформировать у школьника определённый опыт;
-сформировать умение видеть проблемы;
-сформировать ответ, что такое проблема и почему важно самому уметь ставить и формулировать проблемы;
-научиться умению формулировать проблемы;
-контролировать этот процесс.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Здесь можно рассмотреть примеры заданий, которые помогут сформировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
1. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
На этапе актуализации знаний у детей формируются общеучебные действия. Они учатся структурировать знания и контролировать процесс и результаты деятельности. Если при этом использовать подходящие и актуальные средства наглядности, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [24].
Очень продуктивны уроки с использованием визуальных наглядных средств. Также успешно можно использовать аудиовизуальные технические средства. Это, прежде всего, мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и бутафории и др. многие из этих средств дети в состоянии изготовить сами. Создавая таблицы и схемы, младшие школьники учатся составлять план, работают над развитием речи. В систему дидактических игр для младших школьников целесообразно вводить средства наглядности.
В учебной деятельности младших школьников с применением средств наглядности выделяются следующие составляющие:
- предварительный анализ текста;
-перевод текста на знаково-символический язык;
- работа с моделью;
- сопоставление результатов, полученных на модели, с реальностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]/ И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 21.04.2023).
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 21.04.2023).
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
8. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246с.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.- С.26-29.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.- 142с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст]/Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2010.- 343с.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М.Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008.-354с.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс. До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно -диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180с.
17. Мостова, О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2005.- 193с.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст]/ Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей./ Д.Я.Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008.-367с.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И. Савенков // Москва: – 2012.-157с.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
25. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 21.04.2023).