Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
Тема курсовой работы «Использование тренажёров в процессе профессионального обучения».
Ключевые слова: профессиональное обучение, тренажёры, методы обучения.
Актуальность темы курсовой работы: Исследование использования тренажеров в процессе профессионального обучения имеет высокую актуальность в наше время. С появлением новых технологий и инноваций в различных отраслях, профессиональное обучение становится все более важным для развития квалификации и повышения производительности.
Исследование использования тренажеров может помочь выявить препятствия и вызовы, связанные с их использованием, и способы их преодоления. Это может стать важным шагом в развитии новых методик обучения, основанных на использовании тренажеров, и улучшении качества профессиональной подготовки в целом.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Тренажеры - это программные или аппаратные устройства, разработанные для обучения и тренировки определенных навыков. В современном мире они стали неотъемлемой частью профессионального обучения в различных отраслях, начиная от авиации и медицины, и заканчивая производственными технологиями и IT. Использование тренажеров позволяет ускорить процесс обучения, увеличить качество подготовки и снизить риски при выполнении сложных операций. В данном контексте, важно рассмотреть преимущества использования тренажеров в процессе профессионального обучения, а также рассмотреть различные типы тренажеров, которые могут использоваться в зависимости от конкретной области профессиональной деятельности.
Тренажеры могут имитировать реальные условия работы и дать студентам и специалистам возможность обучаться в контролируемой среде, что позволяет избежать рисков и опасностей, связанных с реальной работой. Это особенно важно в областях, где даже малейшие ошибки могут привести к серьезным последствиям [2].
Другое преимущество использования тренажеров заключается в том, что они могут быть настроены на индивидуальные потребности каждого студента, что позволяет получать максимальную выгоду от каждой сессии обучения. Также тренажеры могут ускорить процесс обучения, поскольку позволяют студентам тренировать свои навыки в ускоренном темпе, не тратя время на дополнительные перерывы и ожидание, характерные для реальной работы.
Исследование использования тренажеров в процессе профессионального обучения имеет высокую актуальность в наше время. С появлением новых технологий и инноваций в различных отраслях, профессиональное обучение становится все более важным для развития квалификации и повышения производительности. В этом контексте, использование тренажеров может стать ключевым инструментом в улучшении эффективности процесса обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Специфика организации профессионального обучения в соответствии с ФГОС СПО
Одним из основных направлений развития современного образования является использование современных технологий в процессе обучения. В настоящее время активно используются различные электронные учебники, онлайн-курсы, вебинары и т.д. Важным инструментом, который позволяет повысить эффективность процесса обучения, являются тренажеры.
Современные тренажеры являются мощным инструментом в области профессионального обучения, предоставляя обучающимися возможность практической тренировки в контролируемой среде и повышая интерактивность обучения. Однако, несмотря на их потенциал, возникают проблемы, связанные с недостаточной эффективностью их использования в сравнении с традиционными методами обучения. Эти проблемы могут включать:
1. Ограниченный доступ к тренажерам: Не все учебные заведения имеют финансовые и технические возможности для приобретения и поддержки современных тренажеров. Это ограничивает доступность тренажеров для обучающихся, что снижает их эффективность в процессе обучения.
2. Недостаточная подготовка преподавателей: Преподаватели могут не иметь достаточных знаний и навыков для эффективного использования тренажеров в образовательном процессе. Необходима специальная подготовка и обучение преподавателей, чтобы они могли максимально использовать потенциал тренажеров и создать оптимальное обучающее окружение.
3. Недостаточная интеграция тренажеров в учебный процесс: Использование тренажеров может быть неправильно интегрировано в учебный процесс, что приводит к недостаточной связи между теоретическими и практическими аспектами обучения. Необходимо разработать четкие методические рекомендации, чтобы тренажеры стали неотъемлемой частью учебного процесса.
4. Отсутствие стандартизации и оценки эффективности: Отсутствие стандартов и критериев оценки эффективности использования тренажеров затрудняет сравнение и оценку их результативности по сравнению с традиционными средствами обучения. Необходимы общепринятые критерии и методы оценки эффективности тренажеров.
Решение указанных проблем может привести к более эффективному использованию тренажеров в процессе профессионального обучения и повысить качество подготовки студентов.
Профессиональное обучение представляет собой систематически организованную деятельность, направленную на приобретение, развитие и совершенствование профессиональных навыков, знаний и компетенций, необходимых для выполнения определенных профессиональных задач. Оно осуществляется в рамках профессиональных образовательных программ и направлено на подготовку специалистов в различных областях деятельности, включая медицину, инженерные науки, информационные технологии, туризм, строительство и другие.
Профессиональное обучение ориентировано на практическое освоение навыков и умений, связанных с конкретными профессиональными задачами. Оно включает не только теоретическое изучение предметов, но и активное участие обучающихся в практических занятиях, тренировках, стажировках и проектной деятельности. Профессиональное обучение также включает оценку и контроль уровня достижения профессиональных компетенций, чтобы убедиться в качестве подготовки специалистов.
Организация профессионального обучения в соответствии с ФГОС СПО (Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования) предусматривает определенные требования к содержанию и структуре образовательных программ, используемым методам и средствам обучения, а также к оценке достижения профессиональных компетенций обучающихся.
ФГОС СПО подразделяет профессиональное образование на профессиональные модули, которые объединяют компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности. Организация образовательного процесса включает как теоретическое изучение предметов, так и практическое обучение, в том числе на основе использования тренажеров и симуляторов.
1.2. Особенности методического обеспечения применения тренажеров в процессе профессионального обучения
Одним из ключевых элементов эффективного использования тренажеров в процессе профессионального обучения является методическое обеспечение данного процесса. Методическое обеспечение включает в себя различные инструкции, руководства, методики и рекомендации, которые необходимы для корректного использования тренажеров в рамках образовательного процесса.
Одной из особенностей методического обеспечения применения тренажеров является необходимость разработки индивидуальных методик для каждого конкретного тренажера. Каждый тренажер обладает своей спецификой, поэтому методики работы на них должны быть адаптированы под особенности каждого из них [15].
Кроме того, важно учитывать особенности учебной группы, в которой будут применяться тренажеры. Методическое обеспечение должно учитывать возрастную категорию обучающихся, уровень их подготовки, а также особенности профессиональной деятельности, на которую они обучаются [6].
Для эффективного использования тренажеров в процессе профессионального обучения также необходимо обеспечить надлежащую квалификацию преподавателей, которые будут работать с тренажерами. Они должны знать особенности работы на каждом из тренажеров, а также уметь адаптировать методики работы на них под особенности конкретной учебной группы [5].
Особенности методического обеспечения применения тренажеров в процессе профессионального обучения заключаются в необходимости разработки индивидуальных методик для каждого тренажера, учете особенностей учебной группы и обеспечении квалификации преподавателей.
Для эффективного использования тренажеров в процессе профессионального обучения необходимо специальное методическое обеспечение. Важной частью такого обеспечения является разработка методических рекомендаций для преподавателей и студентов. Эти рекомендации должны содержать не только инструкции по использованию конкретного тренажера, но и более общие рекомендации по организации обучения с использованием тренажеров.
Одной из особенностей методического обеспечения применения тренажеров является индивидуальный подход к каждому студенту. Например, для студентов с разным уровнем подготовки может потребоваться различное количество времени на овладение определенными навыками с помощью тренажеров. Поэтому методические рекомендации должны предусматривать возможность индивидуальной настройки режимов тренажера для каждого студента.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Анализ практики профессиональных образовательных организаций по применению тренажеров для развития у обучающихся профессиональных компетенций
В данной главе представлены практические аспекты использования тренажеров в процессе профессионального обучения, а также разработаны методические рекомендации по использованию тренажеров в процессе профессионального обучения.
Экспериментальное исследование практики профессиональных образовательных организаций по применению тренажеров для развития у обучающихся профессиональных компетенций включало:
- опрос преподавателей профессиональных образовательных организаций о применении тренажеров в процессе обучения и необходимости разработки методических рекомендаций по их использованию;
- анализ практики образовательной организации по применению тренажеров для развития профессиональных компетенций обучающихся.
Исследование проходило на базе следующих образовательных организаций:
• ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»;
• БПОУ «Омский автотранспортный колледж (Омский АТК);
• ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака».
В исследовании принимали участие 4 преподавателя.
В качестве методики диагностики практики профессиональных образовательных организаций по применению тренажеров для развития у обучающихся профессиональных компетенций был составлен опросник, который включал в себя 4 вопроса. Данная методика представлена в приложении А.
Результаты исследования практики профессиональных образовательных организаций по применению тренажеров для развития у обучающихся профессиональных компетенций представлены в таблице 1.
Исходя из таблицы, 67% используют тренажеры в процессе обучения, а 33% обходятся без них. 100% считают, что использование тренажеров для развития ПК 4.9 Управлять автомобилями категорий "B" является эффективным, также 100% считают, что методические рекомендации по использованию тренажеров в процессе обучения являются нужными.
Таким образом, результаты исследования показали, что существует необходимость в разработке методических рекомендаций по использованию тренажеров в процессе профессионального обучения, так как, большинство преподавателей используют тренажеры в процессе обучения, также они считают, что использование тренажеров для развития ПК 4.9 Управлять автомобилями категорий «B» является эффективным и, что методические рекомендации по использованию тренажеров в процессе обучения действительно нужны [9]. Полученные результаты подтверждают гипотезу данного исследования.
В ходе исследования было выявлено, что обучение на тренажерах позволяет существенно повысить эффективность обучения. Однако для максимальной эффективности использования тренажеров в процессе обучения необходимо разработать соответствующие методические рекомендации, которые позволят обучающимся – более эффективно усваивать знания и навыки.
2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию тренажеров в процессе обучения МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В»
Для разработки методических рекомендаций по использованию тренажеров в процессе обучения МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В» была проведена теоретическая работа по изучению особенностей профессиональной подготовки будущих водителей, анализу содержания МДК и требований ФГОС СПО.
Целью разработки методических рекомендаций является повышение эффективности профессионального обучения за счет использования современных технологий, в частности тренажеров, а также обеспечение соответствия процесса обучения требованиям ФГОС СПО.
Процесс разработки методических рекомендаций по использованию тренажеров в процессе обучения МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В» осуществлялся поэтапно, чтобы обеспечить структурированный и систематический подход к обучению студентов. Процесс разработки включал следующие этапы:
Анализ потребностей: На этом этапе были изучены требования и цели образовательной программы МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В». Произведен анализ компетенций, которые студенты должны освоить, и определены ключевые навыки, подлежащие развитию с использованием тренажеров.
Составление структуры методических рекомендаций: На данном этапе была разработана структура методических рекомендаций, которая обеспечивает логичное и последовательное изучение материала. Структура включает основные компоненты, необходимые для успешного освоения теоретической подготовки водителей категории «В» с использованием тренажеров.
Методические рекомендации по использованию тренажеров в процессе обучения МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В» включают следующие компоненты, представленные в виде таблицы:
Каждый компонент методических рекомендаций имеет свое описание и цель, а также сопровождается примерами упражнений и заданий, которые могут быть использованы при обучении студентов.
Методические рекомендации по использованию тренажеров в процессе обучения МДК 04.02. Теоретическая подготовка водителей категории «В» обладают структурой, позволяющей систематически и последовательно освоить необходимые знания и навыки. Они предоставляют примеры упражнений и заданий, позволяющих студентам отработать навыки вождения и успешно освоить программу обучения.
При разработке методических рекомендаций учитывалась специфика обучения в выбранной сфере деятельности, а также возможности использования современных технологий в процессе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы использования тренажеров в процессе профессионального обучения. Была проведена аналитическая работа, в ходе которой были изучены теоретические аспекты применения тренажеров, а также организация и методика исследования необходимости разработки методических рекомендаций по их использованию.
На основе проведенного анализа было установлено, что применение тренажеров в процессе профессионального обучения имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Тренажеры позволяют создавать условия близкие к реальным, повышают мотивацию студентов, обеспечивают возможность диагностики и контроля уровня знаний и умений, а также ускоряют процесс обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ильина И.Е., Лянденбурский, В.В. Звижинский А.И., С.А. Евстратова. Использование автотренажёров в обучении водителей категории «В». Мир транспорта и технологических машин, №1. Орел. 2017. с. 105-111
2. Ильина, И.Е. Использование автотренажеров при подготовке водителей̆ категории «В» [Текст] / И.Е. Ильина, Е.С. Куприянова, Д.А. Кротова // Международный̆ научный̆ форум «Наука молодых – интеллектуальный̆ потенциал XXI века». Пенза: ПГУАС, 2020 С. 102-109.
3. Ильина, И.Е. Использование тренажеров в процессе обучения водителей̆ категории «В» для повышения безопасности дорожного движения. М.: РГАФК, 2001.
4. Ильина, И.Е. Применение тренажеров для повышения квалификации инструкторов вождения [Текст] / И.Е. Ильина, В.В. Лянденбурский, С.А. Пылайкин, С.А. Евстратова // Науковедение 2019. No 1. С. 65–71.
5. Колосков Б.Б. Применение шести-степенной динамической платформы в тренажере вождения бронетанковой техники // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2017. № 11 (3). С.246-252.
6. Лянденбурская А.В., Морозов И.С., Ильина И.Е., Лянденбурский В.В. Динамические воздействия на тренажере // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 8. № 1. С. 72-75.
7. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С. Надежностная и квалификационная модель системы «Обслуживающий персонал - автотранспортное средство» Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы III международной научно-технической конференции. Пенза, 2019. Часть II.. С. 112-116.
8. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Проблемы подготовки водителей на автомобильном транспорте и пути их решения. Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы I международной научно-технической конференции. Пенза, 2000. Часть I. С. 138-142.
9. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Снижение и расследование дорожно-транспортных происшествий с помощью автотренажеров. Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы I международной научно-технической конференции. - Пенза, 2000. Часть I. С. 163-166.
10. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Грабовский А.А. Роль и совершенствование технических средств в повышении эффективности учебного процесса по техническим дисциплинам Инновационные технологии организации обучения инженеров строителей: Тез. Докл. XXXI Научн. метод. Конф., Пенза: ПГАСА, 2000.. С. 126-133.
11. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Звижинский А.И. Автотранспортная эргономика Пенза: Пенз. гос. арх.-строит. академия, 2018. - 247 с.
12. Найниш Л.А., Кувшинова О.А., Роганова Э.В., Мещерякова Е.Н. Некоторые оценки эффективности машинного синтеза изображений местности, влияющие на процесс обучения при использовании тренажёров водителей транспортных средств // Современные информационные технологии. 2017. № 26 (26). С.129-138.
13. Прошин И.А., Тимаков В.М., Прошкин B.Н. Тренажер плавающего объекта для обучения экипажей действиям в чрезвычайных ситуациях // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2019. № 1. С. 82-87.
14. Родионов Ю.В., Ветохин А.С. Динамический автотренажер // Мир транспорта и технологических машин. 2021. № 4. С. 90-93.
15. Савельев А.М., Степанов А.В. Автомобильный тренажер с системой имитации акселерационных эффектов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2018. № 2 (3). С. 127-130.
16. Цыганков, Э.С. Высшая школа водительского мастерства [Текст] учеб. для студентов вузов / Э.С. Цыганков. М.: Транспорт, 2019.
17. Цыганков, Э.С. Профессиональная подготовка водителей̆ [Текст] / Э.С. Цыганков. М.: Школа Водителя, 2021.
18. Цыганков, Э.С. Теоретико-методические основы подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях [Текст] / Э.С. Цыганков. М.: РГАФК, 2020.
19. Чернышева, С.Г. Зрение и вождение транспорта [Текст] / С.Г. Чер- нышева // Физиология человека. 2021. Том 19. No 1.
20. Четвергова М.В., Роганов В.Р., Сёмочкин А.В. Использование оптико-аппаратно-программных комплексов для обучения управления подвижными объектами // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 174.
21. Шадриков, В.Д. Развитие и диагностика способностей̆ [Текст] / В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин. М.: Наука, 2020
22. Яглинский В.П., Обайди А.С., Фелько H.В. Повышение подвижности кабин динамических тренажеров мобильных машин. Технологический аудит и резервы производства. 2021. Т. 3. № 4 (17). С. 44-48.
23. Ambrofi Miha, Prebil Ivan. i3Drive, a 3D interactive driving simulator // IEEE Computer Graphics and Applications.- 2022 т. 30 № 2. C.86-92.
24. Mourant Ronald R., Ahmad Najla, Jaeger Beverly K., Lin Yingzi. Optic flow and geometric field of view in a driving simulator display // Displays. 2019. С. 145-149.