Фрагмент для ознакомления
1
Введение
1. Развитие образовательного путешествия в работе с детьми
1.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности путешествия с детьми старшего дошкольного возраста
1.3 Понятие педагогического метода в работе с детьми старшего возраста
Выводы
2. Характеристика метода образовательного путешествия
2.1 Педагогические возможности образовательного путешествия
2.2 Сущность образовательного путешествия
2.3 Этапы развития метода образовательного путешествия
Выводы
3. Реализация метода образовательного путешествия с детьми
3.1 Особенности проведения образовательного путешествия с детьми старшего дошкольного возраста
3.2 Результаты педагогического исследования в работе с детьми
3.3 Трудности организации образовательного путешествия в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выводы
Заключение
Список использования источников
Фрагмент для ознакомления
2
В связи с внедрением ФГОС нового поколения в систему общего образования современные условия обучения и воспитания характеризуются новизной технологий и методов, используемых в работе. И нам, педагогам, исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.
Проблема проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Организация образовательных путешествий при определенных условиях может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации человека
Одной из эффективных технологий реализации ФГОС дошкольного образования может стать технология образовательного путешествия. В научно-методической литературе образовательное путешествие рассматривается как метод и как технология.
С позиции педагогического метода, образовательное путешествие ориентировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.
История образовательных путешествий уходит корнями в античность. Известны описания путешествий ученых греческой и римской аристократии; в средние века в Европе странствующие школяры получали знания, переходя из одного кампуса в другой. В России петровских времен обучение практиковало путешествие «государевых слуг» за рубеж.
В конце 20-30-х годов XX века начал формироваться новый педагогический метод, который был активно использован на практике единой трудовой школы. В основе данного метода лежала экскурсионная деятельность, активно используемая в работе педагогов того времени (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс и др.). В современном образовании форма «образовательная экскурсия» также является популярной.
Цель данного исследования: изучение образовательного путешествия как педагогического метода в работе с старшими дошкольниками.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить особенности путешествия с детьми старшего дошкольного возраста;
• Изучить метод образовательного путешествия;
• Проанализировать реализацию метода образовательного путешествия с детьми на практике.
Объект исследования: педагогический метод в работе с дошкольниками.
Предмет исследования: образовательное путешествие в работе со старшими дошкольниками.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Развитие образовательного путешествия в работе с детьми
1.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения/
Отечественный учёный Д.Б. Эльконин вводит такое понятие как «ведущий вид деятельности», которое «…определяет возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития…» . Ведущая деятельность – это деятельность, которая является причиной развития важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза, т.е. переход от простейшего вида деятельности к более сложному. По Д.Б. Эльконину ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, которая выступает в роли прототипа или модели деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяет развитие существенных сторон личности, таких как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) Екатеринбург2000, 937 с.
2. Букатов В.М. Интерактивные технологии обучения: появление, характеристики, признаки и функции. // Новое в психолого-педагогических исследованиях Научно-практический журнал. М.: Известия, 2014. №4. С. 73 – 80.
3. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. СПб.: Спб АППО, 2012. 176 с.
4. Волков Ю.И. Мостовая.Социология: Учебник для вузов 1998 г. М.: Гардарика, 1998. 244 с. М.: Гардарика, 1998. 244 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. Т4 Детская психология под ред. Д.Б. Эльконина. М.: «Педагогика», 1984
6. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 102 – 106.
7. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека / С. И. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1974
8. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 272 с.
9. Захарищева М.А., Власова Л.А. Образовательное путешествие в системе высшего образования //Вестник УдмГУ. 2012. №3-2. С. 45 – 48.
10. Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов». М.: ЭКСМО, 2006. 669 с.
11. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: дис. СПб., 2004. 190 с.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность// Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Том 2./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского – М.: Педагогика, 1983. – С.94-223
13. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. 2012. №6. С. 401 – 404.
14. Методы, приемы, средства обучения. Классификация методов обучения: [Электронный ресурс]. М., 2013-2019. URL: https://studfiles.net
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. 5-е изд. М.: 2000
16. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
17. Эльконин Д. Б. Психология игры /Д. Б. Эльконин. –– М.: Владос, 1999