Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста 6
1.1. Основные педагогические концепции в обучении детей дошкольного возраста 6
1.2. Организация пространства и времени в обучении детей дошкольного возраста 7
1.3. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Методы и приемы обучения детей разных возрастных групп 12
2.1. Общие методы обучения детей разных возрастных групп 12
2.2. Методы обучения детей дошкольного возраста 13
2.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста и их влияние на выбор методов обучения 16
Глава 3. Организация обучения школьников 18
3.1. Психолого-педагогические основы обучения школьников 18
3.2. Организация учебного процесса в школе 20
3.3. Проектирование учебного плана для школьников разных возрастных групп 22
3.4. Особенности обучения в подростковом возрасте и их влияние на выбор методов обучения 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Основные педагогические концепции в обучении детей дошкольного возраста
Существует несколько педагогических концепций, которые могут быть применены в обучении детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них.
Первая концепция - концепция развивающего обучения. Она заключается в том, что учитель должен не только передавать знания и навыки, но и стимулировать развитие ребенка. В рамках этой концепции уделяется большое внимание развитию познавательных процессов, креативности, самостоятельности и интеллектуальных способностей ребенка.
Вторая концепция - концепция интегрированного обучения. Она заключается в том, что обучение должно быть целостным и интегрированным. Например, вместо того чтобы изучать отдельные предметы, такие как математика, грамматика, история и т.д., можно обучать детей на основе тематических блоков, объединяющих различные предметы.
Третья концепция - концепция социально-культурного развития. Она заключается в том, что обучение должно учитывать социально-культурный контекст, в котором живет ребенок. В рамках этой концепции обучение должно быть ориентировано на социальную адаптацию ребенка, формирование его ценностных ориентиров и социальных навыков.
Четвертая концепция - концепция деятельностного обучения. Она заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе деятельности ребенка. Дети должны активно участвовать в образовательном процессе и учиться через опыт, эксперименты и исследования.
Пятая концепция - концепция игрового обучения. Она заключается в том, что обучение должно проходить в игровой форме, чтобы дети получали удовольствие от участия в процессе. Игра позволяет детям развиваться физически, когнитивно и социально, а также формировать навыки сотрудничества и коммуникации.
Выбор педагогической концепции зависит от особенностей детей и целей обучения. Каждая педагогическая концепция имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при выборе концепции для работы с детьми дошкольного возраста. Например, педагогическая концепция Монтессори активно использует природный интерес детей к изучению мира вокруг них и стремление к самостоятельности, что может помочь ребенку в развитии личности и учебной деятельности. Однако, данная концепция может быть менее эффективной в развитии социальных навыков, так как она ориентирована на индивидуальную работу [5].
Концепция В.А. Сухомлинского ставит перед собой цель формирования высоких моральных качеств у детей, таких как чувство ответственности, доброты, терпимости и др. Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста, основанной на этой концепции, педагог может сосредоточиться на развитии духовной сферы ребенка и формировании у него основ моральности. Однако, данная концепция может быть не столь эффективной в развитии интеллектуальных способностей у детей.
Концепция Л.С. Выготского и его последователей подчеркивает важность взаимодействия ребенка с окружающей средой и с другими людьми. Она ориентирована на развитие ребенка в социальном контексте и может быть эффективна в развитии социальных навыков и коммуникативной компетенции. Однако, данная концепция может быть менее эффективной в развитии индивидуальных способностей ребенка и его самостоятельности.
Таким образом, при выборе педагогической концепции для работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности каждой из них, а также конкретные цели обучения и особенности детей в группе.
1.2. Организация пространства и времени в обучении детей дошкольного возраста
Организация пространства и времени в обучении детей дошкольного возраста является одним из важнейших аспектов педагогического процесса. Она включает в себя не только правильное распределение и использование физического пространства, но и оптимизацию временных ресурсов.
Для создания благоприятной образовательной среды в дошкольном учреждении необходимо предусмотреть разнообразные зоны, которые будут соответствовать потребностям детей в игре, творчестве, отдыхе, общении и обучении [19]. Например, это может быть зона конструирования, зона рисования, зона чтения, зона спорта и т.д. Каждая зона должна быть оборудована соответствующими материалами и игрушками, которые позволят ребенку развиваться и учиться в игровой форме.
Важно также учитывать вопрос о безопасности в дошкольных учреждениях. Дети должны находиться в безопасной обстановке, не подвергая себя опасности травм или других неблагоприятных последствий. Для этого необходимо предусмотреть соответствующие меры, такие как установка защитных ограждений, использование безопасных игрушек и материалов и т.д. [15]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арушанова А.Г. "Развитие диалогического общения": Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Арушанова А.Г. "Формирование грамматического строя речи": Речь и речевое обшение детей: Методическое пособие для воспитателей.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика :
5. Галигузова. Людмила Николаевна. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - М. : Юрайт, 2018.
6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 2002. - 160 с. 3
7. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва «ВАКО», 2006
8. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.-СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
9. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих в детском саду с детьми 3-4 лет. /Т.И. Ерофеева - М., «Просвещение» 2006, 111с.
10. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. - М.: Просвещение, 2005.
11. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих в детском саду с детьми 7 лет. /Т.И. Ерофеева - М.,
12. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих в детском саду с детьми 4-5 лет. /Т.И. Ерофеева - М., «Просвещение» 2006, 111с.
13. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. "Обучение дошкольников грамоте". Методическое пособие/Под ред. Н.В. Дуровой.-М.:Школьная Пресса. 2004.
14. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
15. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
16. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учебник / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2017.
17. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / 3.А. Михайлова - М.: Центр педагогического образования, 2006. - 63с.
18. Михайлова 3.А., Носова Е.А., А.А. Столяр, Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-Пресс», 2008.- 384 с.
19. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - Изд. 2-е, испр. - М. : Академия, 2005. - 186 с.
20. Шиян О. А Современный детский сад. Каким он должен быть. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.