Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни 5
1.1 Сохранение и укрепление здоровья детей как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Особенности отношения дошкольников к своему здоровью 8
1.3 Формы и методы формирования у детей представлений о сохранении и укреплении здоровья 11
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности у дошкольников представлений о здоровье 14
2.1 Описание диагностического инструментария 14
2.2 Рекомендации по формированию у детей представлений о сохранении и укреплении здоровья 22
Заключение 23
Список литературы 27
Приложение 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровьесберегающий характер такого обучения способствует получению базовых знаний из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей.
Уже в дошкольном возрасте, у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношения ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать утреннюю гимнастику и другое).
Объект исследования: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: апробация содержания форм образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую, методическую литературу по исследуемой теме;
2. Выполнить подбор форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
5. Провести диагностику по определению ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования:
теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: педагогический эксперимент;
интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Гипотеза: проведенные формы образовательной деятельности окажут влияние на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: ДОУ, старшая группа.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Сохранение и укрепление здоровья детей как психолого-педагогическая проблема
Особенности детей старшего дошкольного возраста рассматривались во многих исследованиях физиологов, психологов и педагогов, затрагивающих многоаспектную проблему адаптации детей в процессе обучения.
В этом возрасте происходят заметные изменения в организме ребенка, которые наиболее существенно начинают проявляться в нервной системе, в головном мозге, в его морфологии и физиологии. [17, С.5]
В исследованиях ряда ученых отмечается, что к 6 годам происходит увеличение физической и умственной работоспособности. Продолжительность продуктивной непрерывной деятельности возрастает до 30 минут. Данная особенность характерна не для всех детей 6-тилетнего возраста, так как в силу своих индивидуальных особенностей и состояния здоровья, в зависимости от степени подготовленности к умственной и физическим нагрузкам они значительно отличаются друг от друга уровнем своей трудоспособности. [1, С.72]/
Исследования позволили выявить повторяющуюся из года в год закономерность в изменении функционального состояния организма у детей 5-6-летнего возраста под влиянием умственной деятельности, при повышенном уровне трудности усвоения программы на отдельных занятиях. В частности, они отмечают, что в этом возрасте дети уже могут выдерживать существенную нагрузку на организм в течение дня на 2-3 занятиях [14, С.80]
Н.К. Барсукова изучала воздействие процесса обучения на работоспособность и состояние здоровья детей 6 лет. Полученные ею данные показывают, что дневная динамика работоспособности у детей при обучении характеризуется ее снижением уже после 1-го занятия. Исследователь объясняет это психофизиологическими особенностями детей 6-летнего возраста, которые заключаются, прежде всего, в высокой функциональной истощаемости ЦНС и, как следствие, в малой устойчивости внимания, ограниченности их работоспособности, быстро развивающемся утомлении, что проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении во время учебной деятельности. Проявление высокой учебной активнос
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова И. П. Особенности развития мышления и памяти у детей шести лет в процессе обучения: дис. . канд. психол. наук.- М ., 2008. - 150 с.
2. Барсукова Н.К. Обучение и режим дня 6-летних детей в детском саду. - М.: ЦНИИСП, 2006. – 36 с.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.:, 2004. - 370 с.
4. Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Закаливание малыша. – М.: Просвещение, 2007. – 32 с.
5. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
6. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. №1. - 2004. – 144 с.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М.: Мозаика – Синтез, 2007. - 144 с.
8. Емельянова, И. Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно творческого развития ребёнка / И. Е. Емельянова // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - № 10. - С.3-7.
9. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. - Шадринск, 2004 – 219 с.
10. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. //Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. - С.139-146.
11. Консультация для педагогов. «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста» https://sad38zhlobin.schools.by/pages/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
13. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
14. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.
15. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. - М., 2006 – 72 с.
16. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез. 2009.
17. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста. М.: Айрис-пресс, 2006. - 208 с.
18. Хирная И. В.Опыт работы по теме «Здорового образа жизни дошкольников» http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov.html
19. Царёв Е. А., Крылова И. Б. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 29-32.
20. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006.
21. Шведов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.