Фрагмент для ознакомления
2
Игровые методы взаимодействия с детьми. Предметы являются типичным видом деятельности для маленьких детей. Игра с предметами дает детям чувство независимости. Независимость и уверенность в себе очень важны для развития личности ребенка.
Такая деятельность, естественно, требует специальных игрушек.
Игра в период адаптации направлена на установление психического контакта "ребенок-взрослый" и "ребенок-ребенок" и неизбежно включает в себя правильно организованные игры и упражнения.
Основной целью игры в этот период является установление эмоционального контакта и доверия между ребенком и воспитателем. Ребенок начинает воспринимать воспитателя как доброго, всегда готового помочь человека (например, маму) и интересного партнера по играм. Эмоциональное общение строится на совместной деятельности, сопровождается улыбками, любящими интонациями и заботой о каждом ребенке. Игра всегда проходит под руководством взрослого. Игры подбираются с учетом возможностей ребенка и пространства [15, 52].
Таким образом, профилактика нарушений адаптации детей является важной мерой по сохранению и укреплению здоровья и социальных навыков детей и возможна только при совместном участии руководства детского сада, медицинского и педагогического персонала и родителей. Работа с детьми требует дифференцированного и индивидуального подхода, учитывающего интересы и способности каждого ребенка.
Раннее детство — это период значительного физического и психического развития. Опыт, полученный в этот период, в значительной степени повлияет на будущую взрослую жизнь ребенка [9,20].
Адаптация — это приспособление организма к новым условиям социального существования и новому распорядку дня. Изменения в поведенческих реакциях, сне и аппетите ребенка.
Адаптация — это процесс, и его результат может быть положительным или отрицательным. Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходим внутренний комфорт (эмоциональное удовлетворение) и внешняя поведенческая компетентность (способность легко и правильно выполнять требования среды).
Комфорт в детском саду требует комплексного подхода к решению проблемы адаптации, а целенаправленная организация жизни дошкольника в детском саду помогает ребенку наиболее оптимально и безболезненно адаптироваться к новой среде, выработать положительное отношение к детскому саду и к общению, особенно необходима компетентность со сверстниками.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ
§2.1 Проведение констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольных образовательных учреждений проводилась в три этапа:
1 этап: Констатирующий эксперимент.
Первичная диагностика (при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2 этап: создание плана-рекомендации мероприятий по адаптации младших школьников к детскому саду, который заключается в психологической профилактической, коррекционно-развивающей работе, которая направлена на устранение проблем, возникающих в начальный период адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ЗДЕСЬ НАЗВАНИЕ ДЕТСКОГО САДА И ГОРОД
В эксперименте участвовали 10 детей в возрасте от 2 до 2,5 лет.
Дети начали посещать детский сад в сентябре 2022 года.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в изучении адаптации в период начала обучения детей в дошкольном учреждении.
В соответствии с этой целью на этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. определить положение детей в процессе адаптации к условиям детского сада;
2. проанализировать психоэмоциональное состояние детей.
При оценке состояния ребенка в период адаптации к детскому саду учитывались такие психолого-педагогические параметры, как поведение (настроение, продолжительность сна, аппетит, отношение к приучению к туалету, навыки восстановления и отрицательные привычки), нервно-психологическое развитие и когнитивные потребности (заполнялась карта наблюдений и лист адаптации Приложения 1-2).
Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на установление фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контакта с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Исследование проводилось группой педагогов и психологом, с которым дети находились в тесном контакте в течение года. Результаты дали общую картину происходящего, т.е. поведения детей.
За детьми наблюдали во время их занятий в детском саду:
1) в обычной ситуации (художественное творчество, музыка, физическое воспитание, развитие речи, сборка);
2) во время неорганизованной и свободной деятельности (спонтанная игра);
3) повседневные ситуации (умывание, еда, одевание, прогулка).
§2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
При анализе результатов уровня адаптации детей к детскому сады были получены следующие результаты, которые представлены в диаграмме (Рисунок 1).
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы относительно основных характеристик:
3 ребенка были отнесены к низкому уровню адаптации - 30%.
У этих детей наблюдались агрессивно-деструктивные реакции (двигательные протесты, агрессивное поведение), активные эмоциональные состояния (плач, крики гнева), направленные на выход из ситуации; у одного ребенка наблюдались более или менее выраженные негативные реакции (тихий плач, нытье, отказ от позитивных действий, нежелание сопротивляться, пассивно-активная покорность, депрессия, раздражительность) и отсутствие активности и инициативы.
5 детей были отнесены к среднему уровню адаптации -50%.
Эмоциональное состояние этих детей было неустойчивым, и они возвращались к негативным эмоциональным реакциям при воздействии новых стимулов. Однако при эмоциональной поддержке взрослых дети становятся когнитивно и поведенчески активными и лучше адаптируются к новым ситуациям.
2 детей, что соответствует 20% детей, были отнесены к высокому уровню адаптации.
Дети находились в приятном или стабильном, спокойном эмоциональном состоянии. Дети имели положительный контакт со взрослыми, детьми и окружением и быстро адаптировались к новой обстановке (незнакомые взрослые, новая комната, контакт со сверстниками).
Констатирующий эксперимент позволил сделать вывод о том, что процесс взаимодействия педагога с домом в процессе адаптации детей раннего возраста к дошкольной среде организован недостаточно хорошо.
Поэтому необходима коррекционная работа по улучшению процесса адаптации и разработка рекомендательной программы занятий для детей и родителей.
§ 2.3 Рекомендованный план мероприятий по адаптации младших школьников к детскому саду
Постепенный переход из дома в детский сад, индивидуальный подход воспитателя детского сада важны для обеспечения оптимальной адаптации. Для создания благоприятной среды был разработан план-рекомендация педагогических мероприятий на весь период адаптации. План включает в себя педагогические рекомендации для родителей и воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, а также индивидуальные и мелкогрупповые занятия с детьми.
Задачи педагогических мероприятий, следующие:
1) Расширить представление родителей и педагогов о факторах, способствующих эмоциональному и социальному развитию детей в период адаптации;
2) содействовать организации и проведению профилактических мероприятий в период адаптации;
3) оказание поддержки и помощи детям, испытывающим трудности в адаптации к детскому саду.
Методы опроса родителей:
Анкета для родителей:
• Предпочитает ли ваш ребенок игру со сверстниками игре с игрушками?
• Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при общении со сверстниками (смех, радость, плач, гнев)?
• Как ваш ребенок реагирует на новых людей (страх, любопытство, дружелюбие, агрессия)?
• Проявляет ли ребенок инициативу, чтобы привлечь внимание сверстников?
• Как ребенок ведет себя в незнакомых местах (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, проявляет агрессию)?
• Нуждается ли ваш ребенок во взаимодействии с другими детьми?
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду /Н.В. Аванесова //Просвещение. – 2007. – 176 с.
2. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова: Ребенок в детском саду, 2003. - No 6. – 461 с.
3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. /М.Н. Аксарина //Медицина. – 2007. – 304 с.
4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно /В.Г. Алямовская //ЛИНКА- ПРЕСС. – 2009. – 250 с.
5. Арнаулова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей /Е.П. Арнаулова //Управление ДОУ. – 2002. - No 4. – 66 с.
6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка /А.И. Баркан //АСТ-ПРЕСС. – 2000. – 432 с.
7. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/В.Н. Белкина, Л.Н. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович //Питер. – 2009. – 400 с.
9. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада /Н.Д. Ватутина //Просвещение. – 1993. – 32 с.
10. Венгер Л.А. Психология /Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 2008. – 310с. 14. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2007. – 240 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский //СОЮЗ. – 2012. – 224 с.
12. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет /Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – 286 с.
13. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с.
14. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н. Дороновой [и др.]. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 154 с.
15. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи /Е.А. Евстратова //СПб. – 2013. – 276с.
16. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н. В. Кирюхина //Айрис-пресс. – 2012. – 122 с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2014. – 416 с.
18. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина //Дошкольное воспитание. – 2006. – 50 с.
19. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг //Питер. – 2010. – 992 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина //Питер. – 2007. – 310 с.
21. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л. Печора, Г.В. Пан. – М.: Речь, 2012. – 321 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с
23. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.
24. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду - М.: ЮНИТИ, 2007. - 290 с.
25. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005.
26. Эльконин Д. Б. Детская психология. -- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.