Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры 10
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная успешность» 10
1.2. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра. Причины и классификация расстройств аутистического спектра 14
1.3. Основные принципы работы, задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры для детей с расстройством аутистического спектра 15
Глава 2. Методические аспекты исследуемой проблемы 17
2.1. Современные методические подходы к формированию социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры 17
2.2. Методы исследования и оценки социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) являются серьезной проблемой в обществе, их диагностируют все чаще. Дети с РАС имеют ряд особенностей в поведении и коммуникации, которые могут затруднять их взаимодействие со сверстниками и окружающими. Однако, использование средств адаптивной физической культуры может способствовать формированию социальной успешности детей с РАС. Адаптивная физическая культура представляет собой систему упражнений и игр, специально разработанных для детей с особыми потребностями. Эти занятия могут помочь детям с РАС развить социальные навыки, укрепить их физическое и психологическое здоровье, а также улучшить их общее качество жизни. В данной статье мы рассмотрим, какие конкретные средства адаптивной физической культуры могут использоваться для формирования социальной успешности детей с РАС.
При формировании социальной успешности детей с РАС, средства адаптивной физической культуры должны соответствовать особенностям детей и направлены на развитие социальных навыков. Например, игры, которые требуют взаимодействия и коммуникации с другими детьми, могут помочь детям с РАС научиться взаимодействовать в социальной среде. Упражнения на координацию и баланс также могут улучшить уверенность в себе и самооценку детей.
Однако, при использовании адаптивных средств физической культуры необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети с РАС могут испытывать трудности с координацией движений, моторикой, или иметь чувствительность к звукам и свету. Поэтому, адаптивные программы должны быть индивидуально настроены под потребности каждого ребенка, чтобы не вызывать дополнительный стресс и дискомфорт.
Кроме того, важно, чтобы адаптивные занятия проводились в комфортной и дружественной атмосфере. Дети с РАС могут испытывать трудности в общении, но занятия адаптивной физической культуры могут стать надежной основой для общения и социализации. При проведении занятий необходимо создавать дружественную атмосферу, в которой дети с РАС могут чувствовать себя уверенно и комфортно.
В целом, средства адаптивной физической культуры являются эффективным инструментом в формировании социальной успешности детей с РАС. Они помогают детям справиться с особыми потребностями и достигнуть успехов в общении и социальной сфере. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и проводимые занятия должны быть настроены на конкретные потребности и возможности каждого ребенка.
Тема формирования социальной успешности детей с расстройствами аутистического спектра с помощью адаптивной физической культуры является актуальной в настоящее время.
Расстройства аутистического спектра становятся все более распространенными и затрагивают все большее число детей в разных странах мира. В связи с этим, становится необходимым искать новые подходы к обучению и воспитанию детей с РАС, которые помогут им стать успешными и адаптироваться в обществе.
Адаптивная физическая культура представляет собой систему упражнений и игр, специально разработанных для детей с особыми потребностями. Эти занятия могут помочь детям с РАС развить социальные навыки, укрепить их физическое и психологическое здоровье, а также улучшить их общее качество жизни.
Однако, несмотря на потенциальную эффективность адаптивной физической культуры для детей с РАС, этот подход еще не получил широкого распространения в обществе и на практике требует дальнейшего исследования и разработки.
Поэтому, исследования в области формирования социальной успешности детей с РАС с помощью адаптивной физической культуры имеют большую актуальность и могут внести значительный вклад в практическую работу педагогов, специалистов и родителей, занимающихся воспитанием и обучением детей с РАС.
Целью исследования является изучение возможностей адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с расстройствами аутистического спектра.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
2. Изучить теоретические основы адаптивной физической культуры и ее роль в формировании социальных навыков детей с РАС.
3. Изучить характеристики детей с РАС, их особенности в развитии социальных навыков и проблемы, с которыми они сталкиваются в обществе.
4. Определить эффективность использования адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с РАС.
5. Разработать методики занятий адаптивной физической культурой для детей с РАС.
6. Определить критерии и методы оценки эффективности занятий адаптивной физической культурой для детей с РАС.
7. Провести практическое исследование на основе разработанных методик занятий адаптивной физической культурой с детьми с РАС.
8. Проанализировать результаты практического исследования и сделать выводы о возможностях адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с РАС.
9. Разработать рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по использованию адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с РАС.
Объектом исследования являются дети с расстройствами аутистического спектра, их социальная успешность и возможности ее формирования.
Предметом исследования является адаптивная физическая культура как средство формирования социальной успешности детей с расстройствами аутистического спектра. В рамках исследования будет изучаться теоретические основы адаптивной физической культуры, ее роль в формировании социальных навыков детей с РАС, характеристики детей с РАС и их особенности в развитии социальных навыков, проблемы, с которыми они сталкиваются в обществе, эффективность использования адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с РАС, методики занятий адаптивной физической культурой для детей с РАС, критерии и методы оценки эффективности занятий адаптивной физической культурой для детей с РАС, результаты практического исследования и возможные рекомендации для педагогов, специалистов и родителей.
Для достижения поставленных целей и задач в исследовании будет использоваться следующая методология:
1. Анализ научной литературы по теме исследования, изучение теоретических основ адаптивной физической культуры и ее роли в формировании социальных навыков детей с РАС.
2. Эмпирическое исследование, включающее в себя наблюдение, тестирование и анкетирование детей с РАС, проведение занятий адаптивной физической культурой и оценку результатов.
3. Статистический анализ полученных данных с использованием методов описательной статистики и корреляционного анализа.
4. Качественный анализ результатов практического исследования с использованием методов контент-анализа и интерпретации данных.
5. Обобщение результатов исследования и формулирование выводов.
В исследовании будут использованы следующие методы исследования:
1. Анкетирование детей с РАС, их родителей и учителей, с целью изучения характеристик детей, их особенностей в развитии социальных навыков и проблем, с которыми они сталкиваются в обществе.
2. Наблюдение за детьми в условиях занятий адаптивной физической культурой, с целью оценки эффективности данного вида деятельности для формирования социальной успешности.
3. Тестирование детей на социальные навыки и оценку эффективности занятий адаптивной физической культурой.
4. Интервьюирование педагогов и специалистов, работающих с детьми с РАС, для изучения опыта использования адаптивной физической культуры в работе с данной категорией детей.
5. Статистический анализ данных и качественный анализ результатов практического исследования.
Использование различных методов исследования позволит получить более полное представление о возможностях адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с РАС.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно направлено на изучение эффективности использования адаптивной физической культуры для формирования социальной успешности детей с расстройствами аутистического спектра. Ранее проводились исследования по данной теме, однако, они были направлены на изучение других аспектов развития детей с РАС, а также не были проведены с учетом специфики адаптивной физической культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Baron-Cohen S. Autism and Asperger Syndrome. – Oxford University Press, 2008. – 176 p.
2. Bosch G. Infantile autism. A clinical and phenomenological – anthropological investigation taking language as the guide/G. Bosch; translated by Derek and Inge Jordan, - Springer-Verlag Berlin, Heidelberg, New York, 1970 – 158 p.
3. Ehlers S. A Screening Questionnarie for Asperger Syndrome and Other High-Functioning Autism Spectrum Disorders in School Age Children/S.Ehlers, C. Gillberg., L. Wing. - Journal of Autism and Developmental Disorders, 1999. V. 29. No. 2, - p. 129-141
4. Hobson R.P. Imitation and identification in autism/R.P. Hobson. - Journal of Child Psychology & Psychiatry, No40, 1999, p. 649-659
5. Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact/L.
6. Kanner; Nervous Child 2 (1943): p. 217-250. Reprinted in Childhood Psychosis: Initial Studies and New Insights, ed. Leo Kanner (Washington, D.C.: V. H. Winston, 1973). Also reprinted in Classic Readings in Autism, ed. Anne M. Donnellan (New York: Teacher's College Press, 1985).
7. Schopler, E, Reichler, RJ, DeVellis, R.F., Daly, K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). - J. Autism Dev. Disord. -1980. - No. 10 (1). - Pp. 91-103.
8. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология. Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. - М.: ООО «Издатель- ство «Медицинское информационное агентство», 2009 г. – 520 с.
9. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л.И. Аксенова. – Изда- тельский центр «Академия», 2001 г. – 192 с.
10. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья/ Н.М. Амосова. – АСТ, Сталкер. Москва, Донецк, 2004 г. – 430 с.
11. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса/П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968 г. – 546 с.
12. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс]/Ф. Аппе: пер. с англ. Д.В. Ермолаева – Эл. Изд. – М.: Теревинф, 2016 г. – 217 с.
13. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)/Е.Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2007 г. – 108 с.
14. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/Н.А. Берн- штейн. – под ред. В.П. Зинченко. – М.: Изд. «Институт практической психо- логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г. – 608 с.
15. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/Б. Беттельхейм; пер. с англ. Б. Орлова. – Издательства: Академический Проект, Фонд «Мир», 2013 г. – 480 с.
16. Билич Г.П. Основы валеологии/Г.П. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Изд. «Водолей», 1998 г. – 560 с.
17. Блейлер Э. Руководство по психиатрии/Э. Блейлер. – перевод с до- полнениями по последнему 3-му немецкому изданию д-ра А.С. Розвиталь. – Берлин: «Товарищество ВРАЧ», 1920 г., «Независимая Психматрическая Ас- социация» совместно с изд. «Смысл», 1993 г. – 573 с.
18. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапии (Серия: Мир психологии)/А.И. Захаров; М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000 г. – 448 с.
19. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство/Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003 г. – 391 с.
20. Кашапова, Л.М., Костарев, А.Ю., Матвеева, Л.М., Шеина, Л.П., Шеин, Ю.П. Паралимпизм как средство формирования социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12, ч. 5. - С. 870-874.
21. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка: хре- стоматия в 2х томах/В.В. Лебединский. – под. ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской; 1-й том. – Изд. М.: - МГУ, 2002 г. – 744 с.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека/А.Р. Лурия; пер. с англ. – М.: Издательство Московского университета, 1962 г. – 433 с.
23. Малер Маргарет С. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация/ Маргарет С. Малер, Ф. Пайн, А. Берг- ман; пер. с англ.; М.: Когито-Центр, 2011 г. – 410 с.
24. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс]: учебное пособие/Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2014 г. – 252 с.
25. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста/С.С. Мнухин. – Изд. «Юридический центр «Пресс»», 2008 г. – 315 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений/В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 608 с.
27. Сайфутдинова, Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsionirovaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 19.02.2019).
28. Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем // StopAutism. - URL: http://stopautism. ru/тест-атек/ (дата обращения: 19.02.2019).
29. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 11.02.2019).
30. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2019).
31. Эриксон Э.Г. Детство и общество/Э.Г. Эриксон. – пер. с англ. и научный ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000 г. – 560 с.
32. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника. -М.: Академический проект, 2003.