Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте обще-го образования одной из целей, направленных на изменение содержания общего образования, является гуманизация обучения и воспитания. Она предполагает личностно-ориентированную модель развития личности обучающегося, его творческих возможностей. Творческие способности рассматриваются как способность к созданию уникального продукта тру-да, изделия. В процессе работы над этим продуктом самостоятельно при-меняются усвоенные знания, умения и навыки, проявляются в отступлении от образца, индивидуальный подход, художественное творчество. Одной из основных задач обучения учащихся на уроках технологии является развитие творческого подхода (нестандартный подход к решению постав-ленной задачи, применение дизайнерских решений, интерес к практиче-ской деятельности, радость созидания и жажда новых открытий для себя). [6, 86]. Это возможно при изучении темы дизайн на уроках технологии в начальной школе.
Возрастает необходимость поиска использования новых современ-ных техник для поддержания интереса детей с творческой работе, направ-ленных на создание новых оригинальных творческих изделий для разви-тия материальной и духовной жизни младшего школьника.
Сейчас растет интерес к относительно новому виду искусства для нашей страны - скрапбукинг. Этот вид декоративно-прикладного искус-ства несёт в себе большой воспитательный потенциал: в процессе создания изделия дети развиваются интеллектуально и эмоционально, учатся со-трудничеству в коллективе, получают основы дизайна изделий, отраба-тывают навыки работы с разными инструментами и материалами, умение владеть собственным телом, позволяет проявлять и развивать фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка. Педагоги должны создавать условия, обеспечивающие возможность выяв-ления и развития творческих способностей обучающихся через урочную деятельность. [14]
Таким образом, на сегодняшний день в педагогической практике имеется противоречие между развитием у детей творческой активности на уроках технологии и недостаточностью использования современных тех-нологий для организации обучения младших школьников.
Указанное противоречие определило проблему исследования: ка-кое средство обучения будут эффективным для освоения темы дизайн предмета технология детьми младшего школьного возраста?
Решение проблемы видим в применении техники скрапбукинг на уроках технологии при изучении темы дизайн.
Исходя из актуальности проблемы была определена тема курсовой работы: «Скрапбукинг как средство освоения темы дизайн предмета тех-нология детьми младшего школьного возраста».
Объект исследования: освоения темы дизайн предмета технология детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Скрапбукинг как средство освоения темы дизайн предмета технология детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: Рассмотреть технику скрапбукинг как средство освоения темы дизайн предмета технология детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить историю и особенности выполнения изделий в технике скрапбукинг.
2. Определить место темы «дизайн» на уроках технологии в началь-ной школе.
3. Выявить особенности изучения техники скрапбукинг на уроках тех-нологии.
4. Предложить методическую разработку урока технологии по изуче-нию техники скрапбукинг.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источ-ников и сети Интернет, синтез и обобщение материала.
Теоретическими основами исследования являются работы авторов, которые рассматривали развитие творческого потенциала ребенка и вос-питания трудовой культуры: А.Г. Асмолов [8], Л. С. Выготский [3] , В. В. Давыдов [5] , Я. А. Коменский [10] , В. А. Левин [16] , А. С. Макарен-ко [13], И. Г. Песталоцци [10], Ж.-Ж. Руссо [10] , В. А. Сухомлинский [16] , Л. Н. Толстой [17] , К.Д. Ушинский [19] и другие. Вопросы трудового и эстетического воспитания, технологии организации творческого процес-са рассматривали современные педагоги: В.В. Выгонов[1], Э.М. Галямова [4] , Н.М.Конышева [11] , В.А. Левин [12] , И.Ф. Харламов[20] и дру-гих.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирована информация о использовании техники скрапбу-кинг как средстве освоения темы дизайн на уроках технологии в началь-ной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы педагогами дополнительно-го образования и учителями начальных классов для разработки и внедре-ния в процесс обучения технологии изучение техники скрапбукинг.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, включающей в себя 4 параграфа, заключения, списка литературы, состоящего из 20 ис-точников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы освоения темы дизайн на уроках технологии детьми младшего школьного возраста средствами
скрапбукинга
1.1. История и особенности изготовления изделий в технике скрапбукинг
Сейчас особую популярность среди детей и молодежи набирает тех-ника скрапбукинг как один из видов декоративно-прикладного творче-ства. Скрапбукинг — это техника создания красивых бумажных альбо-мов. С английского языка это слово переводится как «книга из вырезок».
История скрапбукинга берет свое начало с XVI века. Тогда в Ве-ликобритании были в моде тетради, в которых дамами записывались раз-личные стихи, медицинские и кулинарные рецепты, тексты молитв и дру-гое.
В начале XVIII века среди женщин появилась мода на подарочные романтические альбомы. В них альбомы записывали лирические стихо-творения и песни, собирали композиции засушенных цветов, лент и кру-жево, рисовали разные картинки. Также в те времена многие вели личные дневники, которые изготавливали своими руками.
В начале XIX века вышла в свет первая книга о скрапбукинге. В ней были собраны разные идеи оформления блокнотов и дневников. С разви-тием скрапбукинга большой популярностью стали пользоваться альбомы, которые заполнялись на свой вкус. В связи с высоким спросом на такую продукцию появилось множество материалов для этого хобби. В основ-ном, это были бумага с красивыми узорами и тиснением, различные деко-ративные элементы, которые были напечатаны на кусках такой же краси-вой бумаги, которые предлагалось самостоятельно вырезать для состав-ления задуманной композиции. Стали выпускаться тематические альбомы и наборы с декоративными элементами.
В 1837 году в связи с появлением фотографии в искус-стве скрапбукинга произошла настоящая революция. Альбомы стали снабжать специальными кармашками для фотографий, а также страница-ми для самостоятельного оформления.
Первым скрапбукером называют писателя Марка Твена, который, находясь в путешествии, наполнял блокнот собственными заметками, за-рисовками, вырезками из газет, журналов, сувенирами.
С течением времени фотография становится доступной для большо-го количества людей. Но несмотря на это, интерес к скрапбукингу в пер-вой половине XX века упал. Это было связано с мировым финансовым кризисом и массовым появлением готовых фотоальбомов, в которых практически не оставалось места для оформления. Вплоть до 1980 года скрапбукинг считался забытым искусством.
Новый пик интереса появился благодаря семье Кристенсенс, кото-рые проживали в штате Юта в Америке. Они представили свои семейные альбомы, оформленные в стиле скрапбукинг на Всемирной Конференции Записей и произвели настоящую сенсацию. Успех был настолько огром-ным, что в 1981 году Кристенсенсы открыли первый магазин товаров для скрапбукинга [9]. В 1996 году они открыли первый в мире интернет-сайт. Через него можно было заказать всевозможную продукцию для изготов-ления альбомов.
История скрапбукинга в России начинается в XVIII веке, когда под влиянием западноевропейской культуры распространилась мода на само-дельные альбомы. Они были одинаково популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Первое упоминание об искусстве скрапбукинга на пост-советском пространстве относится к 31 января 2006 года. Именно в это время Е. Беликова открыла на форуме Осинка эту тему, а вместе с этим и само направление декоративно-прикладного искусства. В 2007 году она создала сайт «Все о скрапбукинге», где была собрала вся информация, которую она смогла найти, включая собственный перевод англоязычных статей на эту тему.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы. - М.: Издательство «Экзамен». - 2013. - 191 с.
2. Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП. - 2006.- 93 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001. - 209 с.
4. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках технологии // Начальная школа.- №8.- 2014 - С. 73-79.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт тео-рет. и эксперим. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям пси-хологии. - М.: Академия, 2004. - 282 с.
6. Дмитриев А.Е. Дмитриев Ю.А. Творческая направленность подготовки учителя к учебной деятельности младших школь-ников // Международный сб. научных трудов «Моделирование учебно- воспитательного процесса в вузе и школе». - Елец, 2009.
7. История скрапбукинга, материалы, техники и стили // сайт.- URL: https://scrapodelie.ru/istoriya-skrapbukinga/
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 5-е изд. -М.: Просвещение, 2014. – 151 с.
9. Каминская Е. Скрапбукинг. Искусство оформления фотогра-фий и фотоальбомов. М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2012. 256 с.
10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г. 416 с.
11. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания техно-логии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – Смоленск: Изд-во Ассоциация XXI век, 2013. - 294 c.
12. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание. 1977.- 64с.
13. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-46, В. В. Кумарин]. - Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1988. - 261 с.
14. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного об-разовательного стандарта начального общего образования” – Текст: электронный // Гарант: справочно-правовая система: сайт.- URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 19.04.2023)
15. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования. Одобрена решением Феде-рального учебно-методического объединения по общему об-разованию, протокол 6/22 от 15.09.2022. - URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обра-щения: 19.04.2023)
16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
17. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений / под общ. ред. В. Г. Черткова. - Репринтное воспр. изд. 1928-1958 гг. – Т.30. - Москва: Изд. центр "Терра", 1992. – 605 с.
18. Михеева Анна. Скрапбукинг. Домашний декор / Анна Михеева. - М.: Феникс, Суфлер, 2013. - 112 c.
19. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитатель-ном значении. Избранные сочинения / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 354 с.
20. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е перераб. и доп., М.: Гардарики, 2007. – 516 с.