Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………….5
1.1. Психолого-медико-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………………….5
1.2. Особенности формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха……………………………………12
Глава 2. Теоретико-методологические основы диагностики и коррекции социальных навыков детей дошкольного возраста с нарушением слуха…....17
2.1. Описание методов диагностики уровня социальных навыков детей дошкольного возраста с нарушением слуха……………………………………17
2.2. Описание методов коррекционно-педагогической работы по развитию социализации у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.21
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………….31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время одним из приоритетов государственной социальной политики является решение проблем образования и воспитания детей с нарушенным слухом. Особое значение придается необходимости усиления внимания к личностному и социально-эмоциональному развитию, сознательной регуляции поведения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста в социуме.
Этап дошкольного детства особенно важен для становления личности, освоения норм, образцов поведения, ценностных ориентиров, присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с момента рождения ребенка с нарушениями слуха и продолжается всю жизнь. Для успешной социализации при этом характерны последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Проблемы социализации на каждом этапе оказывают отрицательное влияние на личностное развитие глухого, слабослышащего ребенка.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности тематики исследования.
Проблема исследования: при каких методических условиях будет достигаться успешная социализация детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Гипотеза исследования: мы предположили, что успешной социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха можно достичь, если соблюдаются следующие условия: 1) учитываются психофизиологические и индивидуальные особенности глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста; 2) проведена комплексная диагностика формирования социальных навыков глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста; 3) специально организована коррекционно-педагогическая работа по развитию социализации у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности социализации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет: процесс исследования особенностей социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Теоретическая значимость заключается в том, что в курсовой работе на основании современных источников научной и методической психолого-педагогической литературы конкретизировано понятие «социализация детей дошкольного возраста с нарушениями слуха», уточнены его концептуальные основания и функции.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования в дальнейшем могут быть использованы для дальнейших теоретических и прикладных разработок в области изучения особенностей социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Цель: исследование особенностей социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2. Охарактеризовать особенности социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
3. Составить диагностический комплекс, направленный на выявление уровня социализации у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
4. Проанализировать методы коррекционно-педагогической работы по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.1. Психолого-медико-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Дети с нарушениями слуха представляют собой полиморфную группу, отличаются степенью снижения слуха, временем его наступления, наличием или отсутствием выраженных дополнительных отклонений в развитии, условиями воспитания и обучения, различиями выраженности уровня общего и речевого развития.
Выраженные нарушения слуха у детей – это одна из патологий, встречающихся при рождении. Своевременное выявление врожденных нарушений слуха представляет собой основное условие для оперативного проведения коррекционных мероприятий, необходимых для полноценного развития ребенка. Оно позволяет избегать задержки развития речи, познавательных функций ребенка [27, с. 15].
Как свидетельствуют результаты современных исследований, нарушения слуха в большинстве случаев связаны с генными нарушениями. Всего идентифицировано более 60 генов, мутации в которых вызывают различные расстройства слуха. Большая часть этих расстройств является врожденной или развивается у ребенка в доречевом периоде [23, c. 110].
Такие нарушения могут быть как наследственными (обусловленными генетическими мутациями), так и врожденными или приобретенными. У трети новорожденных расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями и входят в состав синдрома. Нарушения слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз, почек, нервной, костно-мышечной, покровной, эндокринной систем. Наследственные нарушения слуха могут проявляться как сразу после рождения ребенка, так и развиваться постепенно на протяжении жизни.
Нарушения слуха могут быть односторонними (повреждено одно ухо –правое или левле) и двусторонними (повреждены оба уха).
Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) под инвалидизирующей потерей слуха понимает такую потерю, которая превышает 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей в лучше слышащем ухе.
Нарушения слуха могут быть сенсоневральными или кондуктивными.
Сенсоневральные нарушения (тугоухость и глухота) - нарушения слуха, вызванные в основном поражением рецепторов улитки (наружных и внутренних волосковых клеток), а у части лиц также частичным поражением волокон слухового нерва. Наиболее частые причины сенсоневральной тугоухости и глухоты у детей – наследственные нарушения слуха, гипоксия, высокий уровень билирубина, вирусные инфекции матери во время беременности, менингоэнцефалит, прием ототоксических препаратов и др. При этом расстройстве нарушается преобразование звуковых колебаний в электрические импульсы. Снижение слуха при сенсоневральном нарушении может быть от 1 степени тугоухости до глухоты [21, c. 83].
Кондуктивная тугоухость – это такое расстройство слуха, которое обусловлено поражением звукопроводящего аппарата слуховой системы – наружного и среднего уха, которое приводит к снижению слуха 1-2 степени.
Если в ухе выявлены одновременно патология среднего (кондуктивная тугоухость) и внутреннего (сенсоневральная тугоухость или глухота) уха, то в таком случае тугоухость называют смешанной [3, c. 19].
Благодаря появлению объективных методов исследования, выявлено такое нарушение, как слуховая нейропатия. В отличие от сенсоневральной тугоухости оно характеризуется сохранностью наружных волосковых клеток. Основная причина этого нарушения - нарушение синхронизации возбуждения в волокнах слухового нерва. Могут быть также повреждены и внутренние волосковые клетки, что вызывает трудности восприятия речи. Слуховая нейропатия часто встречается у недоношенных детей.
Кондуктивная и сенсоневральная тугоухость, слуховая нейропатия относятся к периферическим нарушениям слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (необратимое, поскольку слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено или невозможно.
Термин «глухота» является по своей сущности психолого-педагогическим. Глухота – это наиболее резкая степень поражения слуховой функции, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. К категории глухих принято относить детей cо стойким двусторонним нарушением слуха, врожденным или рано приобретенным (до овладения речью), при котором естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным. Глухие дети без специальной систематической психолого-педагогической помощи речью не овладевают (в отличие от слабослышащих детей, которые могут «набирать» речь и самостоятельно, хотя и со значительными искажениями), и весь дальнейший путь их психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация [18, c. 36].
Слабослышащими или страдающими тугоухостью принято называть детей с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени, например, от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Степень снижения слуха при тугоухости определяется по сохранности динамического диапазона слуха, звуки какой интенсивности может воспринимать слабослышащий ребенок. При глухоте снижение слуха столь велико, что наиболее значимым становится сохранность частотного диапазона. В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). В зависимости от объема воспринимаемых
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамян В.А. Сюжетно-ролевая игра у глухих и слабослышащих дошкольников / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 3 (5). С. 131-133.
2. Акимова О.И. Психолого-педагогические условия организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста с нарушением слуха / О.И. Акимова, И.В. Гусева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1 (1). С. 263-265.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. - 203 с.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети: монография/Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 303 с.
5. Гаврилова, Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Гаврилова. – М., 2011. – 23 с.
6. Голицына, Н.В. Компонентная характеристика социального здоровья дошкольников с нарушениями слуха / Н.В. Голицына // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. - № 6. – С. 114 – 117.
7. Голицына Н.В. Особенности формирования социальных представлений дошкольников с нарушенным слухом /Н.В. Голицына //Логопедия сегодня: науч.-метод. журн. - 2012. - № 2(36). - C.5-8.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.А. Головчиц.- Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
9. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.
10. Копнина, О.О. Работа с семьей как одно из направлений социализации глухого ребенка / О. О. Копнина // Инвалидность в современном российском обществе: социология и социальные технологии: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Кавказ. Федер. ун-т, Ин-т образования и соц. наук. - Ставрополь: Мир данных, 2013. - С. 134-171.
11. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. - Санкт-Петербург: Издательско-полиграфический центр КАРО, 2013. - 240 с.
12. Кукушкина, О.И. Дети с кохлеарными имплантами. Полноценное восприятие окружающего мира и речи людей при глухоте / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева, Н.Н. Малофеев, Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, Г.А. Таваркиладзе, В.В. Бахшинян, И.И. Кукушкин, М.Р. Хайдарпашич. – М.: Национальное образование, 2017. – 208 с.
13. Кукушкина, О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. Альманах №21 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/zadachi-surdopedagoga-na-raznyix-etapax-reabilitaczii (Дата обращения: 28.04.2023)
14. Леонгард Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве/ Э.И. Леонгард// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. -№5.-С.28-36.
15. Микляева Н.В. Мониторинг образовательных областей и индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтанян. – М.: АРКТИ, 2015.
16. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха /И.А. Михаленкова. - СПб.: Речь, 2005. - 96 с.
17. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: методическое пособие/Т.В. Николаева.- М.: Экзамен, 2006.-112 с.
18. Основы психологии детей с нарушениями слуха: учебное пособие/ Сост. О.И. Суслова. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.-92 с.
19. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-slaboslyshashhih-i-pozdnooglohshih-detej (дата обращения: 30.04.2023)
20. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-slaboslyshashhih-i-pozdnooglohshih-detej-2 (дата обращения: 30.04.2023)
21. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика. Учебник для вузов/Е.Г. Речицкая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 656 с.
22. Сошникова Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными нарушениями развития: монография/ Н.Г. Сошникова. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2011.-203 с.
23. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
24. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; в 3-х т./под ред. Н.М. Назаровой. Т.3: Педагогические системы специального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.–400 с.
25. Тер-Григорьянц Р.Г. Доступность дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России: концептуальные основания, опыт, перспективы: монография / Р.Г. Тер-Григорьянц, Г.Л. Котова, Б.А. Коростелев. – М.: МИРАКЛЬ, 2018. – 188 с.
26. Тер-Григорьянц Р.Г. Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования / Р.Г. Тер-Григорьянц, А.А. Бабич // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. – Симферополь: Ариал, 2017. – С. 279 – 284.
27. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в дошкольных образовательных организациях /Под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц. Авторский коллектив: О.А. Антонова, Н.Ю. Борякова, Ю.В. Богинская, Б.А. Коростелев, Г.Л. Котова, О.Ю. Пискун, В.Э. Ромашкина, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, В.Р. Майер, Е.А. Швец. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2017. - 249 с.
28. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст]: пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; Предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с.
29. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. -№ 6.-С.16-25.
30. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шматко // Дефектология : науч.-метод. журн. - 2012. - № 3. - C. 45-51.
31. Шматко Н.Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 5. С. 17-22.