Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде формирование патриотизма подрастающего поколения является одной из наиболее важных задач. Считается, что детство и юность – это самое благоприятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине. Патриотизм – это неотъемлемое качество всесторонне развитой личности. Школьник должен испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа. Именно школа играет огромную роль в воспитании чувства патриотизма школьников. Начинать эти процессы необходимо с раннего детства. Младший школьный возраст – это подходящее время для воспитания у детей патриотических чувств. Большая роль в этих процессах здесь отводится начальной школе. Донести до детей идеи патриотизма – это вполне посильная задача для каждого педагога. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др.
ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют формировать у детей чувство патриотизма, в том числе, посредством мультипликационных фильмов. Все дети без исключения любят мультфильмы. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации достигло сегодня высочайших возможностей. Мультипликация предоставляет большие возможности для формирования положительного отношения ко всем семейным ценностям младших школьников. Не смотря на то, что существует достаточно большое количество мультфильмов, которые несут в себе идеи патриотизма, нельзя говорить о том, что учителя активно используют ресурс мультфильмов в своей образовательной практике. Существует противоречие между необходимостью использовать мультфильмы, посвящённые патриотическому воспитанию и в отсутствии на практике, методических и дидактических материалов, которые позволят успешно использовать мультфильмы, освящённые патриотическому воспитанию младших школьников. Проблему исследования можно обозначить следующим образом: какие педагогу необходимы на практике дидактические и методические материалы, которые обеспечат успешность использования в образовательном процессе мультфильмы, посвящённые патриотическому воспитанию младших школьников. Чтобы учитель успешно работал с содержанием мультфильмов, необходимо иметь для этого соответствующие дидактические и методические разработки.
Цель работы: теоретически и практически обосновать возможность использования потенциала мультфильмов в патриотическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: мультфильмы как средство патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия патриотическое воспитание младших школьников.
2. Представить психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия использования потенциала мультфильмов в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по использованию мультфильмов при патриотическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 22.04.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. -С. 17 - 20.
7. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
8. Анофриков, П.К. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.К. Анофриков // Искусство в школе. - 2009. - No 6. – С. 13-16.
9. Больгерт, Н. Мультстудия Пластилин [Текст] / Н. Больгерт // М.: Издательство Робинс. - 2012. – 66 с.
10. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
11. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
12. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
13. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
14. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 22.04.2023).
15. Бгуашева, З.К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст: электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 22.04.2023).
16. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
17. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
18. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. // Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
19. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
20. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
21.Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 22.04.2023).
22.Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
23.. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
24. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
25. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
26. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
27. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
28. Подгорнова, С.В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Подгорнова // науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
29. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 22.04.2023).
30. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.