Фрагмент для ознакомления
2
Элементы музыкальной терапии. В расслабляющем логопедическом массаже используются средства, которые оказывают успокаивающее дей-ствие. Также возможно использование тонических музыкальных компози-ций во время динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Изотерапевтические процедуры для развития речи:
* техника «похлопывания»;
* рисование пальцами;
* рисование на мягкой бумаге;
* рисование приклеенной жесткой полусухой кистью;
* рисунок на стекле;
* ниткография;
* рисование на манной крупе;
* техника рисования листами, палочками, камешками и т. д.;
* техника печати ватой;
* техника «отпечатка пробки»;
* рисование ладонями.
Техники, ориентированные на тело:
Весь опыт детей включает в себя развитие и совершенствование про-извольных движений (одевание, прием пищи, ходьба, игры и, конечно же, разговор).
Уделяя внимание развитию двигательной сферы ребенка, мы косвен-но влияем на развитие психических качеств. Способность ребенка контро-лировать свои физические проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, его речи [8].
* Биоэнергопластика - сочетание движений артикуляционного аппа-рата с движениями рук;
* растяжка - чередование напряжения и расслабления в разных ча-стях тела, нормализующее гипертонус и мышечную гипотонию;
* упражнения на расслабление - способствуют расслаблению, само-анализу, воспоминаниям о событиях и ощущениях и представляют собой единый процесс;
* дыхательные упражнения - улучшают ритмичность тела, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения - это серия движений, которые поз-воляют активировать межполушарное взаимодействие:
* развитие мозолистого тела,
* повышенная стрессоустойчивость,
* улучшение умственной деятельности,
* способствовать улучшению памяти и внимания,
* облегчить процесс чтения и записи,
* улучшает как настроение, так и самочувствие человека, который его выполняет.
Такие упражнения, как «кулак - ребро - ладонь», «Заяц – кольцо – цепочка», «Еж – замок –домик», «Заяц – коза» и т.д.
Логопедический массаж.
Логопедический массаж - одна из логопедических технологий, актив-ный метод механического воздействия, направленный на коррекцию раз-личных нарушений речи.
Целью логопедического массажа является не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощу-щений, что способствует более четкому кинестетическому восприятию. Ки-нестетическое ощущение сопровождает работу всех мышц. Итак, в полости рта возникают совершенно разные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении речи, губ. Направления этих движений и различные артикуляционные паттерны воспринимаются при произнесении определенных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает норма-лизовать мышечный тонус, тем самым подготавливая мышцы к сложным движениям, необходимым для артикуляции звуков.
Выполнение логопедических приемов массажа требует четкой диа-гностики состояния мышечного тонуса не только мышц, участвующих в артикуляции, но и мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
* обычный руками;
• в виде отдельных точек;
• с аппаратным воздействием.
Массаж пальцами бывает следующих видов:
* массаж поверхностью ладоней цветными шариками из камня, ме-талла или стекла;
* массаж с помощью прищепки;
* массаж с орехами, каштанами;
* массаж шестиугольными карандашами;
* массаж четками;
* массаж травяными мешочками;
* массаж камнями;
* массаж с помощью зондов, замена зондов;
* массаж с использованием аппаратов для су-джок-терапии.
Логоритмия - это система музыкально-моторных, речемоторных и музыкально-речевых игр и упражнений, выполняемых во время логопеди-ческой коррекции.
Криотерапия - один из современных нетрадиционных методов кор-рекционной педагогики, который заключается в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев рук обладает полезными свойствами.
Сказкотерапия - это метод, который использует форму сказки для вербального развития личности, расширения сознания и улучшения взаи-модействия с внешним миром посредством речи [15].
Главный принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, за-бота о душе.
Корректирующие задачи сказкотерапии:
* создавайте коммуникативную направленность каждого слова и вы-сказывания ребенка;
* совершенствование лексических и грамматических средств речи;
* улучшение звуковой стороны речи;
* развитие диалогической и монологической речи;
* эффективность игровой мотивации для детской речи;
• взаимосвязь между зрительным, слуховым и моторным анализато-рами;
Элементы сказкотерапии:
* сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
* создание благоприятной психологической атмосферы в классе, обогащающей эмоциональную и сенсорную сферу ребенка;
* знакомство детей с прошлым и настоящим русской культуры, фольклора.
Кукольная терапия - раздел арт-терапии, использующий куклу как основной метод психокоррекционного воздействия, как промежуточный объект взаимодействия между ребенком и взрослым.
Цель кукольной терапии - сгладить переживания, укрепить психиче-ское здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить уровень само-познания, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника - это система техник, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти за счет формирования дополнительных ассо-циаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
* связной речи;
* ассоциативного мышления;
* зрительной и слуховой памяти;
* визуального и слухового внимания;
* фантазии;
* ускорения процесса автоматизации и дифференциации издаваемых звуков.
Суть мнемонических схем заключается в следующем: для каждого слова или небольшой фразы придумывается образ.
Таким образом, весь текст схематично изложен. Просматривая эти шаблоны, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - это метод терапии, который способствует лучшей коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия также способствует:
* совершенствованию практических навыков общения с помощью вербальных и невербальных средств;
* обогащению словарного запаса;
* развитию связной речи;
* поощрению детей проявлять активность и концентрировать на них свое внимание;
* развитию воображения и образного мышления.
Ароматерапия - это использование эфирных масел и масляных сус-пензий для улучшения здоровья человека.
Запахи контролируют настроение, успокаивают перевозбужденную нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, которые воспри-нимают эффект ароматерапии без предубеждений, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Использование ароматерапии помогает поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает вылечить простуду и нарушения сна.
Больше всего на свете дети любят теплые, сладкие запахи. Однако в связи с тем, что ваш организм все еще находится в стадии развития, аро-матерапию для вас следует применять в абсолютно минимальных дози-ровках. Лучше всего, если масла наносятся на терракотовые и глиняные фигурки, ароматические медальоны, подушечки. Различные изделия из необработанной древесины, апельсиновой или грейпфрутовой кожуры хо-рошо сохраняют запахи. Положительное ощущение от использования за-пахов развивает в ребенке сенситивность и, как следствие, совершенствует речевое восприятие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспи-тателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Боча-ров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции ре-чевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.
9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
10. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -- М.: Академия, 2006. -- 320 с.
12. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
13. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семе-нюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
14. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспита-ние. - 2006. - №4. - С. 105-112.
15. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведе-ний: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы психоло-гии. - 345 с.
18. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава речи, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
20. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспита-тель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130 - 132.
22. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Со-хина. - М.: Просвещение, 2001.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.
25. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
29. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспи-тание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
30. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольно-го возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Про-свещение», 2000.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до се-ми лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.
33. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.