Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно указу президента РФ «О стратегии научно-технического развития РФ» от 28 июня 2014 годы (№172-ФЗ) в ближайшие 10-15 лет одним из приоритетов научно-технологического развития РФ следует считать направление исследований, которое обеспечит противодействие социокультурным и киберугрозам. Реализация данного направления не возможна без изучения механизмов влияния информационно - коммуникационных технологий на современного человека.
Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать. Увеличивается за счет количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека. Интернет-среда - это не только особый «срез реальности» - виртуальной реальности, но действительно своеобразное новое жизненное пространство со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями коммуникативного процесса.
Многочисленные научные данные (Берковиц Л., Брушлинская Л.В., Жмуров Д.В., Книжникова С.В., Тарасов К.А., Федоров А.В, Челышева И.В. и т.д.) подтверждают, что сегодня наблюдаются факты негативного воздействия медиапродукции на личность, искажение ценностно-ориентировочных установок, деформация у зрителя, слушателя, игрока собственного «Я». Данная тенденция наблюдается на фоне нехватки положительных, научно¬познавательных медиасюжетов для подрастающего поколения, чрезмерной занятости родителей и педагогов и возникающем на фоне этого незнании того, чем занимаются дети и подростки в медиасреде. В качестве профилактики деструктивных воздействий некоторой современной медиапродукции исследователи предлагают проводить классные часы, формирующие у школьников медиаграмотность.
В 2012 году вступил в силу Федеральный закон № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который классифицирует содержимое современной медиапродукции и маркирует ее в соответствии с возрастом ребенка. В конце 2015 года вступила в силу Концепция информационной безопасности детей, ставящая перед собой следующие цели: обеспечить безопасное пребывание детей в медиасреде и минимизировать риски вовлечения в девиантное и делинквентное поведение.
Согласно стратегии научно-техническому развитии ответная реакция на большие вызовы, в данном случае противодействие социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, киберугрозам и иным источникам небезопасности общества возможна через освоения навыков медиабезопасности у молодежи.
Самообразование в отношении медиабезопасности, самоконтроль в рамках пользования медиаресурсами и в процессе получения информации- все это возможно с социализацией и медиаобразованием нации.
Важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями воздействия на личность. Поэтому актуальной проблемой исследования является оценка влияния медиапотребления на социализацию личности.
Целью нашего исследования являлось выявить роль взаимодействия школы и семьи в организации медиабезопасности
Задачи:
1. Изучить роль медиа технологий в жизни человека
2. Проанализировать явление «виртуальная социализация»
3. Проанализировать процесс взаимодействия школы и семьи в организации медиабезопасности
4. Охарактеризовать социальую значимость взаимодействия школы и семьи в организации медиабезопасности
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния медиатехнологий на социализацию личности
1.1 Медиатехнологии в жизни современного человека
С появлением компьютеров повысились эффективность работы в различных видах деятельности. Человек открывает для себя новые горизонты познания и отдыха. Сейчас почти вся жизнь человека связана с компьютерными технологиями: познавательная, трудовая,
коммуникативная (творческая, рекреационная и т. д.). Важную роль на современном этапе развития человечества обретает Интернет. Интернет превратился из системы передачи информации в особый «срез реальности» — искусственной реальности, а правильнее сказать — «виртуальной реальности» [32]. Сосуществуя с компьютерами, человек не только работает, но и «играет» с ними — выбирая в зависимости от своих устремлений и возможностей игры «себе по вкусу».
Информационные технологии изменили жизнь современного общества и человека. Меняются и процессы социализации личности, которые способствуют социализированность своих пользователей. Связано это с интерактивным характером данных технологий, обеспечивающие познавательные возможности для своих пользователей.
Интернет источник познания, распределяющий информацию в масштабах всего мира. Пользователь, обладая возможностью неограниченного доступа к сетевой информации, может задаться целью освоить ту или иную область знания или расширить свой кругозор. Любознательность может быть стимулом к самообразованию или, наоборот, обостренная рефлексия [24].
Интернет предоставляет пользователю выбор, какая информация может быть ему полезна, а какая - нет. Самое привлекательное свойство интернета - нет ограничений на получение информации, хотя это свойство несет в себе достаточно серьезную потенциальную угрозу для развития человека. Особенно негативно сказывается на еще неокрепшем сознании подростков информация о насилии, жестокости, порнографии, экстремизм и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адлер, А. Индивидуальная психология. / П.Я. Г альперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М., 1986. - 131-140с.
2. Андреева, Г.М Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с
3. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
4. Бачинин В.А. Молодежная «телесоциализация»: проблемы и парадоксы // Россия и соврем. мир. - 2010. - № 3. - С. 127-135.
5. Беленова, Ю.Р., Завьялова С.М. К проблеме влияния средств массовой информации на формирование ценностей, идеалов и убеждений современных подростков // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 1, 200-204 с.
6. Бондаренко, С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве [Текст] / С.В. Бондаренко // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: СПБТГУ, 2003. -5-7с.
7. Бондаренко, С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность [Текст] / С.В. Бондаренко // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2002. - № 12 (38). - 32-39с.
8. Бузин, В.Н. Основы медиапланирования: Курс лекций. - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002. - 208 с.
9. Визнер,Дж.Б. Перспективы информационной тирании.// Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. Сборник.М., - Знание. 2006, 39-46с.
10. Гидденс, Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
11. Гирич, В.Л Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам/ В.Л. Гирич, В.Н. Чуприна.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007 05.pdf
12. Долгов, Ю. Н., Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход/ Ю.Н. Долгов, А.С.Копова, Г.Н. Малчнко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 208 с.
13. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации [Текст] / Я. Н. Засурский. - М. - 2001. - 21. - 25 с.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
15. Исхакова Н.Р. Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций молодежи / Исхакова Н.Р., Корнейчук Д.И. // Адлеровские социол. чтения. - 2010. - Т. 1, № 1. - С. 71-73
16. Кавецкий, И.Т Основы психологии и педагогики/ И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А.Лобан, С.В. Старовойтова. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
17. Книжникова С. В. Медиабезопасность подрастающего поколения: минимизация угроз девиантного поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. - С. 236-240. - URL: http ://e-koncept.ru/2015/95670.htm.
18. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/ М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014 . - 363 с.
19. Коломенский, Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
20. Кон, И. С. Юность как социальная проблема / И. С. Кон // Общество и молодежь / сост. В. Д. Кобецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Молодая гвардия, 1973. - С. 22-51.
21. Кон, И. Социологическая психология./ Москва — Воронеж.: 1999 - 273с.
22. Коповой, А.С Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления / А.С. Коповой, Д.А. Давыдов // СИСП. - 2012. - № 3. - С. 32.
23. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.
24. Кунгурцева, Г.Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях// Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1993. С. 16.
25. Мясникова, М.А. О функционально-деятельностном анализе телевидения // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – N 4 (68). – С. 71-79.
26. Науменко М.В. К вопросу о влиянии средств массовой информации на «модное» поведение молодёжи // Сб. науч. тр. Sworld. - 2012. - Т. 17, № 3. - С. 41-42.
27. Никиреев, Е.М. Нахождение количественного выражения уровня самооценки: конфликта неадекватной самооценки (между «могу» и «хочу») тест С.А. Будасси , 2004, с. 148.
28. Овчинская, Е.В. Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно - коммуникационных технологий // Знание. Понимание. Умение. 2011, № 3. 295-299 С.
29. Печерников Д. Поведение, которое нам навязывают сериалы //Остров Горн, 2014, № 8 (Дата обращения – 27.11.2014) URL-адрес: http://contrlist.ucoz.ru/index/povedenie_kotoroe_nam_navjazyvajut_serialy/0-790
30. Плешаков, В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 25. /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МШ У-МОСПИ, 2006, 23-25с.
31. Почкай Е.П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах // Система ценностей соврем. о-ва. - 2013. - № 32. - С. 164-169.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000, - 712 с.
33. Серый, А.В Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр./ А.В.Серый, А.В. Юпитов. - Кемерово, 2003, 55-72 с.
34. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с
35. Смирнов, В.М., Коповой А.С. Психология медиа-безопасности: учебное пособие. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2012. 93 с.
36. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; С69 уч. секр. О. Е. Чернощек. — М. : Норма, 2008. — 608 с.
37. Столяренко, Л.Д Социальная психология.- Р-н-Д.: «Феникс», 2009.- 251с.
38. Федоров А.В Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России/А.В. Федоров, И.В. Челышева, А.А. Новикова, И.А. Каруна.- Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.С. 188.
39. Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание II Педагогика. 2007. № 10. С. 29-32.
40. Цвиг В.А. Телевизионная журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 182 с.
41. Чеботарева, Н.Д. // Портал "Познай себя и окружающих". - URL: http://www.follow.ru/ article/181 (дата обращения 10.12.2014)
42. Челышева И.В. Особенности организации медиаобразовательного процесса в молодежной аудитории // Медиаобразование. - 2011. - № 2. - С. 25-35.
43. Шакирова, Г.Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта // Образование и саморазвитие. 2009. №1(11). С. 202-206.
44. Шилкина Н.Е. Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией // Теория и практика обществ. развития. - 2014. - № 2. - С. 75-77
45.