Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как личности, которая нуждается в уважении ее интересов и прав. Сегодня работа в дошкольном учреждении с детьми строится с учётом личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, а, следовательно, особое значение и актуальность приобретает проблема изучения ребёнка в системе его отношений со взрослыми и со сверстниками.
Дружеские взаимоотношения – это отношения, которые основываются на доверии, привязанности, общности интересов, а само понятие «дружба» определяется как устойчивое чувство, содержательные взаимосвязи между детьми, избирательная эмоциональная привязанность.
Результаты исследований В.Г. Нечаевой, А.И. Аржановой, А.В. Булатовой, В.А. Горбачевой, Г.Н. Ибрагимовой показали, что в процессе жизни и деятельности дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как достаточно устойчивые нравственные качества личности, но в младшем и старшем дошкольном возрасте они имеют свои особенности.
Проблема исследования: проблема воспитания дружеских взаимоотношений у дошкольников заключается в том, что, несмотря на существующие возможности, этот процесс не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Все это заставляет педагогов обращаться к поиску различных методов, которые могут быть эффективными в решении данной проблемы.
Педагоги считают, что большое значение в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми имеет наличие в группе обстановки совместной деятельности, например, трудовая деятельность.
Таким образом, проблема и актуальность вышеизложенного обусловили выбор темы исследования «Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде».
Объектом исследования выступает процесс воспитания дружеских взаимоотношений у дошкольников.
Предметом исследования является труд, как средство воспитания у дошкольников дружеских взаимоотношений.
Цель исследования: изучить особенности воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что трудовая совместная деятельность эффективна в развитии дружеских отношений между детьми дошкольного возраста, и возможна лишь при целенаправленной работе с детьми в данном направлении с учетом индивидуальных особенностей межличностных отношений детей.
Исходя из объекта и предмета курсового исследования для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
• рассмотреть понятие и сущность дружеского взаимоотношения у дошкольников;
• рассмотреть воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредствам труда;
• описать организацию исследования, методики и результаты констатирующего этапа эксперимента;
• выполнить анализ опыта развития дружеских взаимоотношений дошкольников в труде;
• сформулировать результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема взаимоотношений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Современная система дошкольного образования направлена на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Формирование дружеских взаимоотношений относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми.
Особенно эта проблема становится актуальной с учетом того обстоятельства, что умение налаживать дружеские взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками является одним из важнейших условий их личностного развития. В дошкольном возрасте с помощью общения между детьми происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.
В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия.
В своем исследовании мы опирались на следующее понятия дружбы А.И. Аржановой: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - с одной стороны, а с другой - своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения .
Начало детской дружбы, симпатии детей проявляются у многих детей еще в раннем возрасте. Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего, в труде. Между детьми устанавливаются дружеские отношения: они предпочитают играть, разговаривать, трудиться с теми детьми, которые в той или иной степени симпатизируют им. Устойчивые детские взаимоотношения зависят, прежде всего, от правильного руководства этими процессами в детском саду.
Между детьми старшего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел .
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности, нравственного воспитания, формировать общественные качества личности. Поэтому воспитателю необходимо поощрять избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывать такие взаимоотношения, которые имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы, а не замыкать интересы 2-3 дружащих между собой детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста / А.И. Аржанова // Ученые записки Андижанского педагогического института. – Т. 6. – М., 1997. – С. 55.
2. Бабаева Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – СПб., Детство-Пресс, 2012. – 205 с.
3. Владимирова Т.А. Ребенок и сверстники // Дошкольное воспитание. – 1988. – №9.
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983. – 225 с.
5. Воспитание дружеских чувств у детей / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2007. С. 84–156.
6. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для учащихся пед. уч. / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 413 с.
7. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1986. – 254 с.
8. Зотова И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. М., 2017. № 5 (35). С. 57 – 60.
9. Зотова И.В. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений / И.В. Зотова, М.С. Батманова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблемы науки», 2018. № 5 (28). С. 87–89.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
11. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова; под ред. В.Г Нечаевой. – М.: Просвещение, 1975. – 254 с.
12. Смирнова Е.О. Формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №9. – С. 68-74.
13. Смолина Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых / Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2014. – № 4. – С. 73–76.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Минск : Нар. асвета, 1981. – 124 с.
15. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
16. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко, Ю.А. Приходько. – М. : Педагогика, 1987. – 144 с.
17. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1967. – 372 с.
18. Холмовская В. В. Влияние мотива и способа организации педагогического процесса на детские взаимоотношения // Нравственное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1972.
19. Щербакова Е. И. К вопросу о педагогическом руководстве взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. – Пермь, 1976.
20. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. – М.: Просвещение, 1984. – 80 с.