Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1. Психологические особенности развития дошкольников
1.2. Игра в дошкольном возрасте
1.3. Особенности игры дошкольников с ЗПР
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
2.1. Организация эмпирического исследования особенностей игры дошкольников с ЗПР
2.2. Анализ результатов исследования особенностей игры дошкольников с ЗПР
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию игры у дошкольников с ЗПР
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольное детство является одним из наиболее значимых в отношении личностного и познавательного развития этапов детства. Психика ребенка очень чувствительна, что и определяет потенциал развития ребенка в разных направлениях.
В игре, которая является ведущим видом деятельности дошкольного детства, заложено высокое развивающее значение. В игре развиваются познавательные процессы, мышление, способности, ребенок получает возможность взаимодействия со сверстниками. Игры позволяют ребенку развить воображение, настойчивость, стремление к цели, совершенствуют мышление, планирование, самостоятельность и многое другое.
Проблема содержания и роли игры рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). В работах авторов рассматривается содержание игры как формы взаимодействия, общения (М.Н. Лисина), как определенной деятельности, в частности, формы усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Элькониин Д.Б.), игра рассматривается как условие умственного развития (Ж. Пиаже, В.С. Выготский, В.С. Мухина). Согласно отечественной концепции социально-культурного развития, игровая деятельность рассматривается в качестве ведущей в дошкольном детстве (Л.С. Выготский). В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [37].
Важным аспектом игры человека, как отмечает А.Н. Акулович, является ее осмысленный характер, осмысленность ее как деятельности. Особенно наглядным становится это на этапе перехода к сюжетно-ролевой игре ребенка – во время перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту. Это сочетание осмысленных действий, которые объединены мотивом Д. Винникотт, Л.С. Выготский [12, 13]. Умственное развитие и интеллектуальные качества детей, также как и личностное развитие, осуществляется в активной деятельности в рамках ведущего вида деятельности определенного периода. Игра в этот период определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Влияние сюжетно-ролевой игры на умственное развитие представляется одним из ключевых факторов. При условно нормальном психическом развитии ребенка, формирование познавательных процессов, общения, познания, воображения, самостоятельности происходит в сюжетно-ролевой игре фактически спонтанно, при сопровождении взрослого и включении во взаимодействие с ним и со сверстниками. Если же ребенок ограничен в своих возможностях, фактически вне зависимости от структуры ограничения, его познавательное развитие в игре осуществляется другим путем, зачастую, с задержкой. При этом, в настоящее время одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности, становится вопрос о положении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной среды в истинно гуманном обществе.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.), Профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.) отмечается, что образовательная организация должна обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В то же время все виды деятельности (общение, игра, учение, труд и т.д.) развиваются у ребенка с отставанием/нарушением умственного развития, но в уникальном варианте, чаще всего, с задержкой [23]. Сюжетно-ролевая игра ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) развивается позже и требует целенаправленного, специального обучения со стороны взрослых (родителей, педагогов, дефектологов, психологов).
Проблемами развития сюжетно-ролевой игры ребенка занимались такие авторы, как Л.С. Выготский Л.С., П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Аспекты развития и особенности взаимосвязи игры и умственного развития раскрывались в исследованиях Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, Н.Д. Соколовой, Ю.Н. Белеховым, Н.В. Давиденко, А.Н. Акулович, С.В. Алехиной и др. Проблемой общения в игре как деятельности, занимались такие исследователи как Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др.
Особенности коспенсаторного развития детей с ограничениями здоровья в игре, посвятили свои исследования Т.В.Кочеткова, А.А. Лебедева Н.М.Сокольникова, В.М.Холмогорова и др.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке вопросы особенностей развития и взаимовлияния умственных способностей и сюжетно-ролевой игры дошкольников рассматривались неоднократно, тем не менее, данный вопрос не может быть закрыт, т.к. в новых условиях появляются новые задачи воспитания, обучения, компенсации ограниченных возможностей детей с ЗПР. В частности, в настоящее время образование направлено на инклюзию – создание условий для одновременного воспитания и обучения, игры и взаимодействия дошкольников с разным уровнем умственного развития. Как отмечалось выше, в дошкольном возрасте именно сюжетно-ролевая игра становится источником этой компенсации.
Вышесказанное, определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР».
Объект исследования: игровая деятельность дошкольников с ЗПР
Предмет исследования: особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
описать психологические особенности развития дошкольников;
проанализировать особенности игры в дошкольном возрасте;
рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР;
провести эмпирическое исследование особенностей игры дошкольников с ЗПР.
разработать рекомендации для дошкольников с ЗПР по развитию сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: предположим, что развитие игры дошкольников с ЗПР отстает от возрастной нормы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, сюжетно-ролевая игра.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад № 50 города Тюмени
Выборку исследования составили дошкольники старшей группы дошкольного учреждения с ЗПР в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования: подготовка практических рекомендаций по изучению ролевых игр.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апиш, М.Н., Начарова Л.А. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы / М.Н. Апиш, Л.А. Начарова. – Текст: непосредственный // Символ науки. – 2016. – №11. – С.86-89.
2. Бойко, Р.В. Развивающая среда. Сюжетно-ролевые игры / Р.В.Бойко. – Текст: непосредственный // Совушка. – 2018. – №4 (14). – Сургут. – 359 с.
3. Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг общения и взаимодействия детей 5-6 лет / О.Б. Балберова. – М.: Учитель, 2019. – 96 с. – Текст: непосредственный.
4. Балберова, О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 32 с. – Текст: непосредственный.
5. Балберова, О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 64 с. – Текст: непосредственный
6. Балберова, О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 44 с. – Текст: непосредственный.
7. Балберова, О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Ферма». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. – М.: Учитель, 2017. – 56 с. – Текст: непосредственный.
8. Барабанова, М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М.С. Барабанова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики.– 2016. – № 1 (4) март. – Казань: Молодой ученый. – 138 с.
9. Барложецкая, Н. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет /Н. Барложецкая. – М.: Никея, 2017. – 87 с. – Текст: непосредственный
10. Белоусова, В.М. Сравнительный анализ образа себя у старших дошкольников с различными типами дизонтогенеза (на примере детей с РАС, ЗПР, УО) / В.М.Белоусова, А.О. Дробинская. – Текст: непосредственный // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – С.407-413.
11. Батенова, Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография / Ю.В. Батенова. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. – 247 с. – Текст: непосредственный
12. Винникотт, Д.Игра и реальность / Д.Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с. – Текст: непосредственный
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с. – Текст: непосредственный.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с. – Текст: непосредственный
15. Галкин, Н.Н. Право на счастье. Реабилитация детей и молодых людей с нарушением умственного развития / Н.Н.Галкин. – М.: Агентство «Социальный проект», 2018. – 56 с. – Текст: непосредственный.
16. Гудошникова, А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П.Гудошникова. – Текст: непосредственный // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). – М.: Буки-Веди, 2017. – 210 с.
17. Дятлова, Е.Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр / Е.Е. Дятлова. – Текст: непосредственный // Материалы IХ Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2016 июль). – СПб: Молодой учёный, 2016. – 84 с.
18. Еркина, О.В. Задачи образовательной организации в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / О.В. Еркина. – Текст: непосредственный // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – С.122-125.
19. Желтышева, В.В. Сценарий квест-игры для детей младшего дошкольного возраста «Цветная радуга» / В.В. Желтышева, О.В. Тюкинеева. – Текст: непосредственный // Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2019. Выпуск 2 (май – август). – Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2019. – 234 с.
20. Знаков, В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. – Текст: непосредственный. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – 2216 с.
21. Захарова И.Ю., Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. – Текст: непосредственный. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
22. Кочеткова, Т.В. Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Т.В.Кочеткова. –Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-s-problemami-v-intellektualnom-razvitii/viewer.
23. Колдина, Д.М. Игры каждый день. Сборник / Д.М. Колдина.– М.: Карапуз, 2018. – 48 с. – Текст: непосредственный.
24. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2016. – 251 с. – Текст: непосредственный.
25. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. – Текст: непосредственный.
26. Лебедева, А.А. Развитие социокультурных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа / А.А. Лебедева, Е.В Трушина. – М.: Владос, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
27. Маттис, О.И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О.И. Матис. – Текст: непосредственный.// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с.
28. Мирошниченко, И.В. Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника / И.В. Мирошниченко, И.В. Шапирова. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с.
29. Мулова, Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В Мулова. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С.109-115.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с. – Текст: непосредственный.
31. Нищева, Н.В. Игра в жизни дошкольника. 3-7 лет. Сборник материалов. ФГОС / Под.ред. Н.Б. Кондратовской. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 240 с. – Текст: непосредственный.
32. Ноёфтова, М.Н. Развитие социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р. Шамтиева. – Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). – Молодой ученый, 2018. – 136 с.
33. Пузанов, Б.П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. – М.: Владос, 2017. – 87 с. – Текст: непосредственный.
34. Савицкая, Н.М., Маркеры игрового пространства. – Текст: непосредственный / Н.М. Савицкая, Л.О. Сафонова, О.И. Лаврентьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4) март. – Казань: Молодой ученый. – 138 с.
35. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р. Дарлинг. – М.: Теревинф, 2018. – 368 с. – Текст: непосредственный.
36. Сокольникова, Н.М. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры / Н.М. Сокольникова. – Текст: непосредственный // Материалы VIII Международная науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). – М.: Буки-Веди, 2017. – 210 с.
37. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2019. – 320 с. – Текст: непосредственный.
38. Труфанова А.А., Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников / А.А. Труфанова, А.Н. Мотырева, О.А. Бренер. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №28 (132) декабрь. – С.650-656.
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с. – Текст: непосредственный.
40. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: авторефканд.пед.наук / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – 25 с. – Текст: непосредственный.
41. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: дис.канд.пед.наук / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – 221 с. – Текст: непосредственный.