Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение русскому языку играет важную роль в становлении личности обучающегося, так как способствует его социально-культурному развитию. В совершенствовании обучения русскому языку, в «вооружении» школьников надежными знаниями по предмету, в развитии их речевых умений и навыков наряду с урочной деятельностью огромное значение имеет внеурочная работа по русскому языку. Образовательная деятельность обучающихся не ограничивается лишь их присутствием на уроках и выполнением предметных домашних заданий. Грамотно организованная и систематическая внеурочная работа открывает возможность, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках, с другой – шире раскрывать богатства русского языка. Таким образом, внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Идя к цели совершенствования познаний детей о русском языке, развития их речевых возможностей, а также стремления подготавливать школьников к различным олимпиадам и зарождать любопытство к новым познаниям у детей, педагог осознает необходимость добавления в процесс обучения внеурочной деятельности. Достойное построение и систематизация внеклассной работы приведёт к тому, что дети смогут с лёгкостью и простотой осваивать учебное сырьё, будет происходить закрепление знаний и навыков, получаемых на уроках русского языка, также будут рассматриваться такие факты о русском языке, которые на стандартных уроках не упоминаются.
К сожалению, урок не способен вместить всей информации, значимой для освоения учебного предмета, но мы имеем возможность преподнести её в рамках внеурочной деятельности. Именно для того, чтобы знания и воображение обучающихся могли выходить за границы страниц учебников, и применяется внеклассная работа. Благодаря такому виду обучения дети научаются мыслить самостоятельно, у них появляется способность выявлять значимую информацию из массивных текстов, а также это влияет на их восприятие мира, они смотрят на него другими глазами - любознательными.
Практически все виды внеурочной работы способствуют воспитанию у обучающихся культуры чувств. Главным образом это так называемые интеллектуальные чувства (чувство справедливости, долга, ответственности, сопереживания и вытекающими из этих чувств удовольствие или неудовольствие, радость или грусть, гордость или огорчение и т.д.).
Цель исследования – изучение особенностей и возможностей внеурочной деятельности в процессе обучения русскому языку.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и изменение форм внеурочной деятельности в образовательном процессе;
• Рассмотреть цели, содержание, методы, формы внеурочной деятельности по русскому языку;
• Определить специфику форм внеурочной деятельности по русскому языку;
• Проанализировать опыт внеурочной деятельности по русскому языку в условиях школы.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русскому языку.
Предмет исследования: эффективные методы и приемы организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности
1.1. Понятие и трансформация форм внеурочной деятельности в образовательном процессе
В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта на практике под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, которая протекает в формах, отличающихся от классно-урочной формы и ориентированных на получение метапредметных и личностных результатов овладения базовой программой образования. Учащемуся в процессе внеурочной деятельности необходимо овладеть умением действовать, чувствовать и принимать решение. Наряду с этим, следует принимать во внимание опыт построения процесса образования, который сформировался в системе дополнительного образования, целью которого выступает формирование личности, отличающейся высокой нравственностью, интеллектом и креативностью.
Также важно соблюдать все актуальные требования нормативной и правовой документации, определяющей деятельность учреждения образования.
Среди целесообразных форм организации данной деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту выделяется: экскурсия; занятия в секциях и кружках; круглый стол; конференция; научное общество; олимпиада; соревнование; исследование научной и поисковой направленности; общественно полезные практики и пр.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность является компонентом основной программы образования. Объем отводимого на внеурочную деятельность времени самостоятельно устанавливается учреждением образования и зависит от размеров, необходимых для достижения запланированных результатов основной программы образования, запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также существующих в учреждении образования условий (кадровых, материально-технических и иных).
Недельное расписание должно содержать в себе указание на конкретные часы внеурочных занятий (экскурсий, проектов и пр.) и внеучебной деятельности (например, занятий по духовно-нравственному воспитанию).
Построение внеклассной работы происходит на основе исследования особенностей каждого ребенка, вовлеченного в нее. Поэтому важно отметить, что внеклассная работа ориентирована на личность обучающихся.
Она не регламентирована и не носит обязательный характер. Внеклассная работа является результативным способом объединения учеников в коллектив, создания позитивного тона общения и учебной деятельности, воспитания социальных качеств (например, коммуникабельность, управленческие навыки, миролюбие и пр.). Организация внеклассной работы происходит через ученическое самоуправление.
К проблематике внеклассной работы в своих трудах обращались П.У. Байрамукова, А.В. Енин, И.В. Зотова и др. Исследованием построения взаимодействия учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы занимались такие педагоги-практики и ученые, как Т.Н. Калечиц, Т.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Л.Е. Никитина, А.Г. Харчев и пр.
В рамках исследования «Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков» А.В. Енин говорит о конкретных педагогических условиях результативного обращения к внеклассной работе в рамках процесса воспитания творческой активности у детей. Автор подчеркивает, что достижение ожидаемого результата в процессе внеклассной работы возможно только при системном следовании конкретному комплексу педагогических условий. Данные условия были А.В. Ениным воплощены на практике и проверены в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Эти условия можно объединить в ряд групп:
• общие условия построения результативного учебно-воспитательного процесса;
• специфические условия построения результативного учебно-воспитательного процесса;
• частные условия построения результативного учебно-воспитательного процесса.
По данным Б.А. Дейч , в советском образовательном
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Русская школа. 1903. № 2. С. 15–16
2. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011
3. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014
4. Березина В.А. Дополнительное образование в России. - М.: Диалог культур, 2007. - 511 с.
5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001
6. Бучнева Г.А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Г. А. Бучнева // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 702-705
7. Голокова Т.М. Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС / Т.М. Голокова. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx4H
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2011. - 223 с.
9. Дейч Б.А. Молодежь и молодежная политика: актуальные направления // Социология молодежного движения в условиях глобализации: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 ноября 2013 г.) / Ред. В.С. Пель, Д.В. Чернов, Б.А. Дейч. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. – С. 22–29
10. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01. – М., 2018
11. Жижина Е.И. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной компетенции учащихся / Е.И. Жижина. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx5R
12. Кларин, М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе/М.В. Кларин // Народное образование. 2015. №5 (1448). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-diskussii-v-obrazovatelnom-protsesse
13. Корягина, О. П. Проблема подросткового возраста / О. П. Корягина. – 2003. – С. 14‒19
14. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX – начала XX в. / Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013
15. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург. – 2017. – 71 с. // СПб АППО. – URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0
16. Найн А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений.- Челябинск: Транспорт, 1991
17. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителей / Б. Т. Панов. – Москва : Просвещение, 1980
18. Прилепина И.А. Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе / И.А. Прилепина. –. Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx6j
19. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014
20. Семенова, Н. П. Потенциал внеаудиторной деятельности студентов в духовно-нравственном становлении личности / Н. П. Семенова // Совет ректоров. – 2016. – № 1. – С. 46-54
21. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – 2-е изд. ‒ Москва : Просвещение, 1970
22. Фадеева Т.В. Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе / Т.В. Фадеева. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx8n
23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Ред. И. Сафронова. – М. : Просвещение, 2014
24. Хуртова, Т. В. Интеллектуальный марафон в школе. 5–11 классы : конкурсы, турниры, акции, фестивали / Т. В. Хуртова. ‒ Волгоград : Учитель, 2007.
25. Хуртова, Т. В. Интеллектуальный марафон в школе. 5–11 классы : конкурсы, турниры, акции, фестивали / Т. В. Хуртова. ‒ Волгоград : Учитель, 2007.
26. Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Собр. соч.: в 2 т. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1980. Т. 1