Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью развития речи детей на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является овладение речью как средством общения и культуры; пополнение активного словарного запаса; развивать последовательную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание разножанровых текстов детской литературы; формирование прочной аналитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения грамоте [1]. Все это отражается в формировании монологической речи.
В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное, логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.
По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью [29].
Существующие методические рекомендации по формированию монологической речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы. Учитывая, что исследования, проводимые в рассматриваемой проблемной области, как правило, затрагивают ее отдельные аспекты, до сих пор не существует достаточно четко разработанной методологической системы для формирования монологической речи дошкольников старшего возраста.
В работах Н.И.Левшиной, О.А.Нечаевой, Н.А.Стародубовой, О.С.Ушаковой, Т.Б.Филичевой описываются методики развития монологической речи у дошкольников.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: теоретически обосновать и провести диагностику особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования является процесс развития монологической речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Предметом исследования – особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие монологическая речь;
2. Рассмотреть этапы развития монологической речи в дошкольном возрасте;
3. Провести диагностику развития связной монологической речи у детей 6-7 лет;
4. Провести качественный и количественный анализ результатов.
В теоретико-методологическую основу исследования были положены работы следующих авторов:
- в области развития речи на каждом этапе развития ребенка (Л.Н. Ефименкова, М.И. Лисина, Н.В. Нищеева и др.);
- особенностях, причинах и коррекции речи у детей с ОНР (О.А.Нечаева, О.С.Ушакова, Т.Б.Филичева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования прослеживается в том, что в работе представлена диагностика речевого развития детей ОНР.
База исследования:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Работа представлена на 48 страницах (включая приложения), содержит 9 таблицы, 1 рисунок. Библиографический список представлен 31 источником.
Глава 1. Состояние проблемы развития монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Как уже отмечалось ранее, проблеме развития речи посвящено немало трудов отечественных педагогов, психологов.
Монологическая речь рассматривается в психолого-педагогической литературе как связное, логически последовательное высказывание, которое протекает сравнительно долго во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей. Она имеет сложную структуру, передает мысль одного человека, которая неизвестна аудитории [27].
Монолог является сложной формой речи и служит для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: логическая согласованность изложения, непрерывный и односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, содержание монолога ориентировано на слушателя, ограниченность использования невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А. Долгова и др.) [7].
В трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.П. Якубинского раскрывается психологическая природа монологической речи [28], [31].
С.Л. Рубинштейн, описывая монологическую речь с точки зрения доступности и адекватности речевого оформления, отмечает, что она «отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания», т.е. содержание монолога должно быть понятно из самого контекста. Автор делает акцент на том, что мысль, которую произнесли вслух, более доступна проверке и осознанию, т.е. монологическая речь выполняет функцию осмысливания [27].
Л.С. Выготский говорит о том, что монологическая речь должна быть целенаправленна по своему содержанию и, характеризуя её предметным мотивом, выделяет несколько последовательных этапов: ориентировка, планирование своего высказывания, реализация речевого плана, контроль. Здесь монолог рассматривается и как психический процесс, и непосредственно, как результат речемыслительной деятельности человека [16].
Л.П. Якубинский в качестве дифференциальных признаков монолога отмечает односторонний характер высказывания, предварительное обдумывание и наличие заданности высказывания [31].
По утверждению M.M. Алексеевой и В.И. Яшиной монолог входит в состав связной речи вместе с диалогом. Различие данных видов связной речи обусловлено спецификой их организации и развития в речи [2].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что для диалога характерно обмен репликации. При этом особую роль играют невербальные средства общения, способные изменить значение слова [8], [29].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки [Текст] / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
3. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа [Текст] / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2020. – 240 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
6. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. – Пермь: ПГПИ, 1991 – 165 с.
7. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары: Академия, 2020. 299 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
9. Груздева М.В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников [Текст] / М.В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018 – №4. – С.120-125.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2018. 240 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
13. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте [Текст] /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
14. Иншакова, Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников [Текст] / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
16. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
17. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
18. Котова, А.Л. Преемственность речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Л. Котова //Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. – 2022 – №203. – С.116-122.
19. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
20. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
21. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
22. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
23. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
24. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
25. Сазонова, С. Е. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста [Текст] / С.Е. Сазонова, О.В. Малинина // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12. 103 с.
26. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
28. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с.
29. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
30. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
31. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский // Отв. ред. А. А. Леонтьев. – М. : Наука, 1986. – С. 17–58.