Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы: Необходимость развития читательской компетенции младших школьников регламентирована требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО). ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников читательские компетенции и навыка техники чтения. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др.
Снижение интереса к чтению является общемировой проблемой. Тем не менее, чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры каждого субъекта. Личностно значимые качества школьника возможно сформировать только через чтение, поэтому проблема формирования навыка чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Умение читать - главное умение любого человека. Учиться этому необходимо именно в начальной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать «овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Согласно требованиям ФГОС НОО навык чтения – это необходимое межпредметное умение. В педагогике проблему формирования навыка чтения рассматривали А.М. Кушнир, Н.Д. Никандров, М.И. Оморокова В.В. Сидоренко, Д.Б. Эльконин, и др. Активность детей обусловлена их интересами и потребностями, направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности. Именно по этой причине познавательная активность младшего школьника играет важную роль в развитии учащихся, в том числе в формировании навыка чтения.
Проблемы развития читательской компетенции у младших школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы до конца не изучены и на практике не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников техники чтения и недостаточностью методических разработок по данной теме. На основе вышесказанного можно выделить проблему, какие методы и приемы будут способствовать формирования навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель работы: теоретическое и практическое обоснование формирования навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: приёмы и способы формирования навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия техника чтения и её формирование.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшему школьнику.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования навыка техники чтения на начальном этапе обучения чтению в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации при формировании навыка техники чтения на начальном этапе обучения чтению в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка техники чтения на начальном этапе обучения чтению в начальной школе
1.1. Анализ понятия техника чтения и её формирование
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие важные задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей литературному чтению в начальной школе является формирование навыка техники чтения, с целью развития читательской компетенции. Это требование регламентировано ФГОС НОО. Над проблемами формирования навыков чтения работали исследователи И.Я. Блинов, Б.А. Буяльский, А.И. Долинина, О.В. Кубасова и др. Ими было рассмотрено влияние навыков чтения у субъекта на развитие устной и письменной речи. Чтение представляет собой сложный психофизический процесс. При этом в процессе принимают участие различные анализаторы, зрительный, речедвигательный, речеслуховой [5]. С точки зрения действия психофизических механизмов, чтение является более сложным процессом, чем устная речь. При этом, оно не рассматривается вне единства письменной и устной речи.
Техническая сторона чтения младшего школьника предусматривает определённую беглость чтения, правильное дыхание и артикуляция. Для успешного формирования фонетической стороны речи младший школьник должен иметь подготовленный к этому артикуляторный аппарат. При этом, ребёнок уже имеет определённую совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ему не просто бегло читать, но также позволяет отбирать, понимать и организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме. Это позволяет младшему школьнику успешно использовать процесс продуктивного беглого грамотного чтения в личных и общественных целях. Каждый ребёнок уже в начальной школе должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу прочитанного. Читательская компетенция субъекта определяется именно владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [14].
Школьный курс литературного чтения в начальной школе влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства, такими как живопись, музыка и др.
Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [1].
Под текстовой информацией понимают определённую последовательность символов, в частности, печатных знаков, которые принадлежат тому, или иному набору символов. Специалистами отмечено, что текстовая и речевая информация запоминается гораздо хуже образной. Возникающие в воображении зрительные образы, под воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. При этом не все читаемые субъектом слова вызывают зрительные образы в воображении. Отмечено, что некоторая часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы. При отсутствии образов мозг не в состоянии образовать, какие - либо
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
2. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения. Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку) [электронный ресурс] // Статистика и экономика. — 2014. — № 6 (2). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16824462 (дата обращения 24.04.2023).
3. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании [Текст]/ Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение,2003. - 350с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/ М.Ю.Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Волков, С.М. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 24.04.2023).
7. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения 24.04.2023).
8. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения 24.04.2023).
9. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 24.04.2023).
10. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. - М. - 2007. — 304 с.
11. Исакова, Е. С. Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка [электронный ресурс] // Электронный научный архив УрФУ. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53951/1/isakova-978-5-87818-537-0_2017.pdf (дата обращения 24.04.2023).
12. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с.
13. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения 24.04.2023).
14. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения 24.04.2023).
15. Куликова, Е. Н. Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо [электронный ресурс] // МУЛЬТИУРОК. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/klastier-kak-priiom-tiekhnologhii-razvitiia-kritic.html (дата обращения 24.04.2023).
16. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А.Неудахина [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html (дата обращения 24.04.2023).
17. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11.
18.Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
19. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –464 с.
20. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос».- 2012. - No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (дата обращения 24.04.2023).