Фрагмент для ознакомления
2
I. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР
1.1 Закономерности развития связной речи детей дошкольного возраста
Речь представляет собой особенную и совершенную модель коммуникации, предназначенную только для человека. В этом общении принимают участие две стороны: говорящая и слушающая. Говорящий отбирает нужные слова, чтобы формулировать свою мысль, и соединяет их в соответствии с правилами грамматики, используя органы речи. Слушающие воспринимают речь, понимают высказанную мысль. Оба, говорящая и слушающая личность, должны иметь одинаковые правила, способы передачи мыслей [1].
С.Л. Рубинштейн говорил, что речь – это деятельность общения – выражения, влияния, сообщения – с помощью языка, речь – это язык в действии. Речь представляется единством установленной деятельности – общения – и установленного содержания, что обозначает и, обозначая, отображает существование. Подобным образом, речь – это модель наличия сознания (мыслей, эмоций, переживаний) для другого, что служит средством общения с ним, а также модель обобщенного отображения реальности, либо форма существования мышления. Речь – это язык, действующий в контексте индивидуального сознания [26].
Р.С. Немов считает, что речь, в соответствии с собственным жизненным значением, обладает полифункциональным видом. Она представляет собой не только средство общения, а средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, носитель управления поведением других людей, а также управления собственным поведением человека. В большинстве случаев речь представляет собой полиморфную деятельность, в соответствии с большим количеством функций, то есть в своих различных многообразных направлениях она представлена в разных формах: внешних, внутренних, монологических, диалогических, письменных, устных и так далее [20].
Что речь возникла на определённом рубеже развития мышления, уверен Ж. Пиаже. Речь – всего лишь одна из условных функций, вследствие этого она не является чем-то особо значимым для развития мышления [23].
По мнению Л.С. Выготского, речь имеет существенную важность в формировании личности, переводит мысль на другой уровень сознания. Благодаря речи человек понял себя, и переходит на дальнейший уровень [7].
В.Н. Дружинин считает, что речь является вынесенной вовне психикой субъекта, и поэтому являются одной из самых значимых психических функций человека, которая позволяет человеку быть понятным окружающим [11].
Суть связной речи с точки зрения психологии, проблемы ее развития и формирования затронуты и раскрыты в многочисленных работах таких авторов, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. Под связной речью понимается развернутая, логично последовательная и образная обрисовка любого содержания. Психологи утверждают, что каждая фраза, сообщающая мысль, представляет собой связную речь. Связное слово является единым смысловым и структурным комплексом, в котором входят соединенные и по тематике связанные, законченные части.
Ф.А. Сохин подчеркивает, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей [28]. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он же и совершенствует речь, учась мыслить.
Развитие связанной речи является главной задачей речи детей. Это следствие общественной важности и значимости ее в личностном развитии. Как раз в связной речи реализуется главная коммуникативная роль языка и речи [3].
По мнению С.Л. Рубинштейна, связность речи предполагает собой адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя [26].
Как считает исследователь В.К. Воробьева, при определении связной речи многие акцентируют внимание на слове «связная» и относят к этому понятию предложение и диалогическую речь.
В.К. Воробьева не считает, что понятия «фразовая речь» и «связная речь» идентичны, и доказывает это тем, что в психологических и психолингвистических научных исследованиях связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается «…как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения…» [6, c. 4].
Осознанно овладеть культурой связной речи означает научиться выделять различные виды связей в речи и объединить их в соответствии с нормами речи. Это связная речь, если для нее характерны:
четкое понимание объекта, о котором сообщится (содержательность);
картинка окружающей реальности, отбор слов и словосочетаний, более пригодных к данному содержанию (точность);
порядок мыслей (логичность);
правильность, четкость, чистота, богатство [30].
Ф.А. Сохин считает основной функцией связной речи коммуникативной, которая осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе [28].
Н.В. Нищева считает диалог самой простой формой устной речи, которая служит для общения с людьми. Этот вид речи отличается единством смысловой, синтактической и структурной составляющих, ситуативностью, эмоциональностью, в том числе использованием неязыковых средств выражения. Исследователи утверждают, что диалоги отличаются стереотипами разговорной конструкции, где опускаются какие-то элементы высказывания с развернутым высказыванием, поэтому нельзя требовать от детей раннего возраста полноценных ответов на взрослые вопросы [21].
Многие российские ученые, в том числе А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, И.Р. Гальперин, при изучении специфики монологической речи пришли к заключению, что монологическая речь является особым типом речевой деятельности, которая отличается развернутостью, большой произвольностью и программированностью.
А.А. Леонтьев подчеркивал произвольность и организованность данного вида связной речи, указывая на необходимость проведения специальной работы по ее выработке [15].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что монологическая речь – это связная, логически последовательная речь, проходящая относительно длительное время, не предназначенная для немедленного ответа слушателям на поставленный вопрос. В монологической концепции сообщение реализуется последовательным, связным, заранее планируемым изложением. В этом случае используется все виды контроля: текущего, последующего и упреждающего [3, c. 256].
Таким образом, связная речь - высшая форма речевой деятельности, которая определяет уровень речевой и умственной деятельности детей. Обучение связной речи представляет собой главное условие эффективного образования детей в школе.
1.2 Особенности детей дошкольного возраста с ЗПР и развития их связной речи
В данном параграфе обратим внимание на категорию детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
Обычно ЗПР диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу.
ЗПР проявляется:
- в пониженном общем запасе знаний;
- в ограниченности представлений;
- в малой интеллектуальной целенаправленности.
В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР [14]:
– конституционального происхождения;
– соматогенного происхождения;
– психогенного происхождения;
– церебрально-органического генеза.
В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Е. К. Слушающий как активный участник диалогического общения // Вестник ОГУ. 2006. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slushayuschiy-kak-aktivnyy-uchastnik-dialogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 17.05.2023).
2. Акульшина, А. В. Связная речь как основной инструмент коммуникации / А. В. Акульшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101071/ (дата обращения: 17.05.2023).
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед. – 2007. — № 3. – с. 97
5. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2012. 158 с
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 10–361.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 3.– М. : Педагогика, 1982. – С. 5.–337 с.
9. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации, изд.5-е переработанное дополненное / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. - 139 с.
10. Занятия для детей с задержкой психического развития: старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2020. - 147 с.
11. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста речевой онтогенез / Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
12. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76с.
13. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Гном и Д, 2003. – 80с.
14. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития… [Текст] / С. Ю. Кондратьева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 59 с.
15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. [Электронный ресурс] / Р.И.Лалаева. - М.: 2004. – 72 с. Режим доступа: http://pedlib.ru
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. – М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
17. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. – С. 407 – 412.
18. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: уч. для вузов по спец. «Психология». 4-е изд., исправленное. М.: Смысл: Академия, 2005. 287 с.
19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Электронный ресурс] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-564.shtml#book_page_top
20. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) "Педагогика" / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. – 173 с.
21. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
22. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
23. Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В.В. Морозова. - М.: Инфра-М, Форум, 2023. – 48 с.
24. Набор учебно-диагностического материала для психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста / Е.А. Стребелева, докт. пед. наук. – М.: Просвещение, 2015. – 164 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
26. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 155 с.
27. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
29. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
30. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-272-00260-1
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики. - СПб.: Питер, 2000. -545 с.
32. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя [Электронный ресурс] / Е.С. Слепович.— Мн.: Нар. асвета, 1989.— 64 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0437/4_0437-27.shtm
33. Сохин Ф.А. Развитие связной речи дошкольников // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 2. С. 17-22.
34. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
35. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С.Ушакова. – М.: Сфера, 2001. – 287 с.
36. Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольников 5-7 лет. Изд.: «Ю Вента», 2008г.- 64 с.