Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культура разговорной речи является одним из важнейших показателей интеллектуального и нравственного развития человека. Важным компонентом устной речи является ее выразительность. Раньше это не привлекало внимания педагогов-практиков, потому что в литературном обучении задачи говорения решались комплексно. Существовало мнение, что следует уделять внимание письменной речи, а устная речь развивается «сама по себе». Конечно, между этими двумя видами речи существует связь, и письменная речь влияет на устную речь. Но, как известно, структура устной речи (как диалогической, так и монологической) иная, отличная от письменной. И подход к обучению этим двум видам речи должен быть разным.
С середины XIX века лингвисты заговорили об интонации как о необходимом грамматическом средстве построения предложений. А.И. Пешковский, А.А. Шахматов, ЛА. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова, М.А. Соловейчик рассматривают выразительное чтение как вид эстетической деятельности учащихся, которая направлена на развитие у младшего школьника умения правильно, осмысленно и эмоционально воспроизводить текст.
Среди разнообразных средств развития выразительности чтения младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения. Литература один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, он способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции. И развитие выразительности чтения лежит в основе всех вышеперечисленных компетенций, формируемых у младшего школьника. Все вышесказанное обусловило выбор темы данной работы: «Развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения».
Объект исследования – процесс развития выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – комплекс заданий, направленный на развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – изучение и подбор заданий, направленный на развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; выявить психолого-педагогическую сущность понятий «речь», «выразительность речи»;
2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников;
3. Определить роль развития выразительности речи младших школьников в изучении литературного произведения на уроках литературного чтения: цели и задачи; Систематизировать задания, применяемые для развития выразительности чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
В исследовании используются теоретические методы исследования,
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метод педагогического проектирования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
- обоснован и систематизирован комплекс заданий, направленный на развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения;
- разработанный инструментарий может быть использован для дальнейшего развития выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость: систематизированный комплекс заданий может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтения, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Структура курсовой работы включает в себя вступление, основную часть, включающую пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
1. Психолого-педагогическая сущность понятий «речь», «выразительность речи»
Речь представляет собой ряд языковых знаков, организованных по языковым законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации [10].
Н.А. Ипполитова утверждает, что речь есть способ реализации всех функций языка, прежде всего коммуникативной [19]. Коммуникация, то есть взаимодействие, представляющее собой целенаправленный процесс общения между двумя и более людьми, составляет основу когнитивного или аффективно-оценочного обмена информацией, который реализуется с помощью языковых, невербальных средств и других компонентов знаковых систем. В связи с этой функцией речи перед человеком встает задача обеспечения максимального эффекта в достижении поставленных им коммуникативных задач в определенной речевой ситуации путем выбора и использования соответствующих языковых средств, соблюдения современных языковых норм и этики общения. Поэтому, чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными коммуникативными свойствами [16].
Коммуникативные особенности речи – это особенности речи, обеспечивающие эффективность межличностного общения и характеризующие уровень речевой культуры собеседника [6].
Речь имеет семь коммуникативных качеств:
- правильность - соответствие языкового строя речи действующим языковым нормам на всех его уровнях;
- логичность - смысловая выдержанность на уровне устного утверждения и текстовом уровне;
- точность – строгое соответствие слов заданным предметам, явлениям действительности;
- актуальность - соответствие целям и условиям общения [3];
- чистота – чистота речи от нелитературных элементов и слов – «сорняков»;
- богатство - разнообразие речи (лексическое, синтаксическое, интонационное);
- экспрессивность - способность речи удерживать внимание и интерес адресата, повышать эффективность воздействия на него [27].
Выразительность речи предполагает такие особенности ее строения, которые удерживают внимание и интерес слушателя или читателя; поэтому речь с этими свойствами называется выразительной [9].
Выразительность речи – это способность передать слушателям свое отношение к идее произведения с помощью устной речи [30].
Выразительность речи – это ее свойства, привлекающие внимание слушателя, поддерживающие к ней постоянный интерес [37].
Устная речь называется выразительной, когда выражение своего отношения к предмету и форма речи соответствуют ситуации общения, а речь в целом оценивается как удачная и результативная [23].
Выразительность речи имеет свою шкалу: от минимума, дающего возможность понимания, общения, до многокрасочного, художественного исполнения, открывающего собеседнику, слушателю новые глубины мыслей и чувств. Это одна из ведущих коммуникативных особенностей речи говорящего.
Различают разные виды выразительности речи: морфологическую (образование слов из разных частей речи), лексическую (умение использовать смысловые фигуры и лексические средства выражения в речевой деятельности), синтаксическую (умение строить предложения, используя разные стилистические средства), интонация (умение правильно строить интонацию собственной речи). заявление) [40].
В форме устного изложения мыслей наибольшую роль играет интонация, поскольку она считается важнейшей характеристикой устной речи, которая является не только средством образования слова или нескольких слов в высказывание, но и средством, передающим человеческие эмоции [37].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Артёмов, В. Я. Психология речевой интонации [Текст] / В. Я. Артемов – М.: МГПИИЯ, 1976. – 87 с.
3. Бабич, Н. Д. Основы культуры речи [Текст] / Н. Д. Бабич. – Львов: Мир, 1990. – 280 с.
4. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русский речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1977. – 281 с.
5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения [Текст]: книга для учителя / Б. А. Буяльский – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
6. Васильева, А. Н. Основы культуры речи [Текст] / А. Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Хранитель, 2008. 671с.
8. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. –Минск: Современное слово, 2002. – 479 с.
9. Галактионова, Т. Г., Казакова, Е. И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
10. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.
11. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л. А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
12. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л. А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
13. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. − М.: Академия, 2009. – 18 с.
14. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение [Текст] / Е. Д. Дмитриева – М.: Просвещение, 1975. – 144 с.
15. Детское Телевидение «Юная Планета». – URL: https://www.youtube.com/channel/UCrxpV_wZiBtEUiOrfgAmsTw (дата обращения: 01.04.2023).
16. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2008. – 816 с.
17. Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи [Текст] / С. Ф. Иванова – М.: Просвещение, 1970. – 96 с.
18. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – 4-е изд. – М.: Наука, Флинта, 2004. – 200 с.
19. Ипполитова, Н. А., Князева, О. Ю., Саввова, М. Р. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 440 с.
20. Кантер, Л. А. Системный анализ речевой интонации [Текст]:
учебное пособие / Л. А. Кантер. – М.: Высшая школа, 1988. – 128 с.
21. Кирсанова, М. А., Буктрейлер как жанр массовой медиакоммуникации / М. А. Кирсанова // Новые тенденции лингводидактики: слово молодым ученым: сборник статей магистрантов, аспирантов и соискателей кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ / редколлегия: Е. Г. Тарева, Л. Г. Викулова, И. В. Макарова. – Москва, 2019. – С. 43-46.
22. Козлова, Л. В. Музыкальной иллюстрирование на уроке литературного чтения (при изучении стихотворения С.А. Есенина «Поет зима – аукает…») / Л. В. Козлова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №3. – С. 63-67
23. Костромина, Е. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барсковская. – М.: Берлин: ДиректМедиа, 2014. – 156 с.
24. Кубасова, О. В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М.: Дело, 2001. 144 с.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
26. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования [Текст] / В. А. Левин – М.: Лайда, 1994. – 190 с.
27. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
28. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Ленотьев. – М.: Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР», 1959. 483 с.
29. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
30. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
31. Матюхин, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
32. Мартынюк А.Я.- Диалог культур. Теория и практика преподавания, 2018 - elibrary.ru
33. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. - М., 2005 - С.3-4.
34. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М. А. Рыбникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1963. – 315 с.
35. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Светозарова. – М.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. – 176 с.
36. Соловьева, Н. М. Практикум по выразительному чтению [Текст] /
Н. М. Соловьева – М.: Просвещение, 1976. – 94 с.
37.Стариченок, В. Д. Культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Д. Стариченок, И. П. Кудреватых, Л. Г. Рудь. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 303 с.
38. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст]: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 272 с.
39.Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И. Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
40.Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И. Г. Торсуева – М.: Наука, 1979. – 111 с.
41.Шариков, А. В. Детское телевидение. Взгляд социолога / А. В. Шариков, В. П. Чудинова // Дети и культура / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – С. 58-85.
42.Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации [Текст] / Л. К. Цеплитис. – М.: Изд-во Знание, 1974. – 272 с.
43.Черемисина-Ениколопова, Н. В. Законы и правила русской интонации [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Черемисина-Ениколопова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 1999. – 520 с.
44.Черникова, Е. В. Новые технологии формирования творческих медиакомпетенций у школьников (на примере флешмобов Детского Телевидения «Юная Планета») / Е. В. Черникова. – URL: http://sdoinfo. tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/25112020_zhurnalistika/2/ Chernikova.pdf (дата обращения: 20.04.2023). – Текст: электронный.
45.Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants / M. Prensky. – Text : electronic // On the Horizon. – 2001. – URL: https://marcprensky.com/ writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20- %20Part1.pdf (mode of access: 12.04.2023).