Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность: Память является отражением прошлого опыта человека и представляет собой сложный психический процесс, связанный с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Являясь одним из основных компонентов познавательной деятельности, память тесно взаимодействует с другими психическими процессами. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния зон восприятия, мышления, речи и эмоциональных колебаний. Нарушения в памяти оказывают пагубное влияние на формирование и развитие этих процессов.
Память умственно отсталых детей характеризуется нарушениями в запоминании, сохранении и извлечении информации. В плане памяти дети с умственной отсталостью значительно отстают от своих нормально развитых сверстников. Многие зарубежные и отечественные ученые изучали процессы памяти умственно отсталых детей. Изучение процессов памяти умственно отсталых детей начались под влиянием идей Л.С. Выготского.
И.В. Белякова, В.Я. Василевская, А.В. Григонис, Г.М. Друнев, X.С. Замский, Л.В. Занков, М.С. Левитан, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сумарокова и другие ученые занимались изучением особенности памяти детей с умственной отсталостью. В начале 1930-х годов память умственно отсталых детей изучал Л.В. Занков, который провел многоплановое исследование этой проблемы. Он описал общее направление их памяти, этапы ее развития и условия, способствующие этому.
Хотя дети с умственной отсталостью имеют схожие интеллектуальные нарушения, существует множество индивидуальных различий, которые играют важную роль в способах проведения образовательных мероприятий. Кроме того, память развивается на протяжении всей жизни человека, и ее формирование и развитие связано как с неврологическим развитием, так и с условиями воспитания и образования.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований в области изучения особенностей памяти умственно отсталых детей, многие аспекты этой темы требуют дальнейшего развития и пересмотра.
Объект исследования: памяти у умственно отсталых детей
Предмет исследования: особенности памяти у детей с умственной отсталости
Цель: Изучение особенностей процессов памяти у детей с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие «память» в психолого – педагогической литературе
2. Дать психолого – педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью
3. Проанализировать особенности памяти детей с умственной отсталостью
4.Описать процедуру проведения обследования памяти детей с умственной отсталостью
5. Разработать методические рекомендации по коррекции процессов памяти у детей с умственной отсталостью.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
практические: беседа, наблюдения, тестирование количественный и качественный анализ
Базой для проведения исследования являлась МАОУ «…….».
Практическая значимость: проведенное исследование по выявлению особенностей формирования процессов памяти у детей с умственной детей с умственной отсталостью. Материалы работы могут быть использованы учителями, воспитателями и родителями в процессе воспитания и обучения детей с умственной отсталостью
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособ. для студентов / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
2.Анна, Ивановна Ахметзянова Практикум по психологии умственно отсталого школьника / Анна Ивановна Ахметзянова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2020. - 534 c.
3.Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.
4.Бондарчук, О. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2017. - 974 c.
5.Вачков, И. А. Память / И. А. Вачков // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 4. – С. 4-5.
6.Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменская. – М.: Педагогика, 1973. – 560 с.
7.Выготский, Лев Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Лев Выготский. - Москва: РГГУ, 2018. - 787 c.
8.Выготский, Лев Проблема умственной отсталости / Лев Выготский. - Москва: Высшая школа, 2020. - 475 c.
9.Дудкин, К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы / К. Н. Дудкин. – Л., 1985. – С. 11-29.
10.Житникова, Л. Н. Учите детей запомнить: Пособие для воспитателя / Л. Н. Житникова. – М., 1973. – С. 43.
11.Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков. Учебник / Н.В. Зверева. - М.: Академия (Academia), 2019. - 875 c.
12.Исаев, Дмитрий Николаевич Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов: моногр. / Исаев Дмитрий Николаевич. - М.: Каро, 2021. - 334 c.
13.Исаев, Дмитрий Николаевич Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов: моногр. / Исаев Дмитрий Николаевич. - М.: Каро, 2021. - 334 c.
14.Кузьмичёв Б.Н., Зиньковский А.К. Сравнительный анализ клинико-социальных характеристик подростков, страдающих умственной отсталостью лёгкой и умеренной степени // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 114-152.
15.Леонтьев, А. Н. Развития памяти / А. Н. Леонтьев. – М., 1971. – 280 с.
16.Петрова, В. Г. Психология умственного отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Лелякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
17.Пугач, Ю. К. Развития памяти: Система приемов. Образная память / Ю. К. Пугач. – Минск: РИФ Сказ, 1995. – ч.1. – 96с.
18.Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». / С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
19.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 220 с.
20.Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка / Л.М. Шипицына. - Москва: Высшая школа, 2017. - 280 c.
21.Эльконин, Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 4. – С. 18-23.