Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная государственная политика Российской Федерации рассматривает образовательную деятель-ность как приоритетное направление в воспитании подрастающего поко-ления. Образовательная деятельность, в свою очередь, может осуществ-ляться в различных сферах, одной из которых является физическое воспи-тание и формирование здорового образа жизни.
Значение физической культуры и спорта в жизни человека неоспо-римо, они являются залогом укрепления и поддержания здоровья. При этом речь идет не только о физическом здоровье, но и о психическом, по-скольку взаимосвязь этих систем неоднократно доказывалась. Как извест-но, люди, которые регулярно занимаются спортом, гораздо реже болеют, чувствуют себя лучше и имеют более продолжительную продолжитель-ность жизни. Те, кто ведет малоподвижный образ жизни, более подверже-ны болезням, имеют пониженный иммунитет, более подвержены стрессу и, как правило, хуже себя чувствуют.
В современном мире, при резком падении активности населения, значение спорта только возрастает. Государство заинтересовано в сохра-нении и укреплении здоровья населения, от которого зависит будущее страны, поэтому в последнее время место спорта в системе ценностей со-временной культуры значительно возросло. Это проявляется в увеличении количества массовых спортивных мероприятий для детей и молодежи в регионах и на федеральном уровне, в создании благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, учебных заведениях, в создании спортивных сооружений во дворах и жилых массивах, зонах от-дыха.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития мас-сового спорта и физической подготовленности детей, подростков и моло-дежи, поскольку это развитие определяет потенциал лиц, работающих в специализированных спортивных учреждениях, способность находить в спорте талантливую молодежь, их способность переносить современные физические и умственные нагрузки.
Важность спорта также возросла в системе образования. Физическо-му воспитанию уделяется большое внимание как в классе, так и во внеклас-сных мероприятиях, а также на уроках дополнительного образования. По-этому педагогической деятельности в сфере физической культуры в насто-ящее время уделяется большое значение.
Особое внимание обращено на анализ педагогической деятельности и на роль педагога в физическом образовании детей в школе. Для совершен-ствования образования в сфере физической культуры необходимо изучить теоретические основы и опыт оценки педагогической деятельности в дан-ной сфере с целью их дальнейшей практической реализации.
В научном мире педагогическая деятельность и личность учителя были описаны Е.П. Ильиным, А.В. Станкевичем, Э.Ф. Сивашинским, С.М. Горбачевым и многими другими.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия эффективной педагоги-ческой деятельности в сфере физической культуры.
Объектом исследования является деятельность педагогов в физиче-ском воспитании.
Предметом исследования является анализ педагогической деятель-ности и оценка ее результатов.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется изучить теоретические основы и опыт оценки педагогической деятель-ности в сфере физической культуры.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность понятия «профессиональная компетент-ность» в сфере физического воспитания;
- изучить критерии оценки деятельности педагога физической куль-туры. Компетентностный подход в области физической культуры;
- детально проанализировать сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры;
- проанализировать и дать оценку разновидности педагогического процесса в сфере физической культуры.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Сущность понятия «профессиональная компетентность» в сфере физического воспитания
В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время адаптируется к российской системе образования. Таким образом, в настоящее время не существует определенного общепринятого толкования терминов «компетентность» и «компетентностный подход». Термин «ком-петентность» в настоящее время используется везде, где говорится или пишется об образовании и профессиональной подготовке. Однако он не всегда был знаком с системой обучения. Чтобы обозначить то, что они хо-тели дать учащимся, они чаще всего прибегали (и продолжают прибегать по сей день) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленное время, к понятиям веры и убеждений.
В соответствии с концепцией и стратегией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являют-ся: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных сферах деятельности, способ-ного эффективно работать на уровне мировых стандартов. Основные направления деятельности включают необходимость качественно иной подготовки учителя на университетском уровне и дальнейшее совершен-ствование его профессиональной подготовки в системе дополнительного профессионального образования, что позволяет сочетать базовые профес-сиональные знания с инновационным мышлением, практическим, научно-исследовательским подходом к решению конкретных образовательных за-дач [12].
Современное общество рассматривает специалиста не как человека, обладающего знаниями, навыками и умениями в профессиональной сфере, а как способного эффективно действовать в сложных, порой нестандарт-ных ситуациях, то есть компетентного. В этих условиях компетентностный подход приобретает все большее значение как в высшем, так и в дополни-тельном профессиональном образовании.
В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как неотъемлемая часть культуры общества, а физическое воспитание рассматривается как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь неотъемлемой ча-стью общей культуры и подготовки учащихся, физическая культура явля-ется обязательным разделом гуманитарной части обучения, смысл которо-го заключается в гармонизации умственных и физических сил, формиро-вании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и пси-хическое благополучие, физическое совершенство. Преподавание в школе требует от учителей не только профессиональных знаний, умений и навы-ков, но и высокой физической и технической подготовки. Кроме того, со-временная парадигма образования, основанная на принципах гуманизации и демократизации, требует от преподавателя физической культуры высо-кого уровня педагогического профессионализма [8].
Таким образом, навыки представлены как компетенция в действии. Компетентность порождает способность, действие. Таким образом, компе-тентность можно рассматривать как возможность установить связь между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, как способность находить, определять процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы.
Специфика педагогической деятельности специалиста по физической культуре, конкретные задачи его работы определяют конкретное содержа-ние комплекса составляющих данной профессии, базовых, профессиональ-но необходимых знаний и умений педагога. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также методы и способы их реализации в деятельности. При расшифровке этого явления ученые подчеркивают, что это особая и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методологическая компетентность в области методов формирования знаний, умений и навы-ков учащихся, социально-психологическая компетентность в области ком-муникативных процессов, дифференциальная и психологическая компе-тентность в области образования, а также в области информатики.
Деятельность учителя носит как преобразующий, так и контролиру-ющий характер. Чтобы управлять развитием личности, вы должны быть компетентны. Профессиональная компетентность учителя выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Основными компонентами профессиональной компетентности учите-ля в сфере физической культуры являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апциаури, Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор соци-ализации личности // Теория и практика физ. Культуры. 2010, № 1, С. 12-14.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров// под общ. Ред. Н.Н.Маликова― 3-е изд.-М.: издательский центр «Академия», 2009.― 528 с.
3. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
4. Гарбузов, С.П. Педагогическая коммуникация в физическом воспитании младших школьников / Гарбузов С.П., Аванесов В.С. // Учен. Зап. Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. - № 3 (169). – С. 78-81. Режим до-ступа : HTTP://lesgaft-notes.spb.ru/files/3-169-2019/p78-81.pdf ;
5. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогности-ка: Теория. Методология. Практика: учеб. Пособие / Б. С. Гершунский. – М.: Флинта : Наука, 2003. – 764 с.
6. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия». – 2000. – 264с.
7. Жолдак, В.И. Методы совершенствования физического воспи-тания в ВУЗе. – М. – 1993. – с. 145.
8. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учеб. Посо-бие для студ. Пед. Ин-тов/ Е.П. Ильин// М.: Просвещение. 1987. ―287 с.
9. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спор-та:учеб.пособие для студентов среднего профессионального образования / Э.Б. Кайнова// М.: Москва, ИД «Форум»―Инфра-М, 2007. ―208 с.
10. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учеб-ник/Б.А. Карпушин// М.: Советский спорт. 2013. ―304 с.
11. Кукушкин, Г.И. Теория и методика физического воспитания, т. 1, М., 1997.
12. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического разви-тия и физической подготовленности: учебное пособие/ Б.Х. Ланда//М.: Со-ветский спорт, 2011. ―348 с.
13. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физиче-ской культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 6.
14. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. – 1990. - № 9.
15. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспита-ния: учебное пособие / И.В. Манжелей. – М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.
16. Матвеев, А.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры. Под общ. Ред. Л.П. Мат-веева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт. – 1996. – с. 201.
17. Мацибурский А.В. Формирование педагогического мастерства преподавателей физической культуры //Ученые записки университета име-ни П.Ф. Лесгафта. – 2008. - № 5. – С. 71-74.
18. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / С.Д. Неверкович [и др.]// М.: Физич. Культура, 2006. ―528 с.
19. Никитушкина, Н.Н. Управление методической деятельностью спортивной школы. Менеджмент, право, нормативы / Н.Н. Никитушкина. – М. : Советский спорт, 2012. – 200 с.;
20. Педагогика физической культуры : учебник / под общ. Ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой//М.: КносРус, 2012. ―320 с.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов //М.: Академия, 2007.―480 с.
22. Чудиновских, А.В. Управление качеством образования в сфере физической культуры и оценивание результатов: Лекции для студентов ма-гистратуры. – Екатеринбург, УрФУ. – 2013. 78 с.
23. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций : [учеб.пособие] / Г.А. Ямалетдинова. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. ― Екатеринбург //М.: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. ― 244 с.