Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из образовательной ступени предусмотрено повышение качества образовательного процесса. В современной образовательной среде формирование познавательной активности детей является одной из важных задач их развития.
ФГОС регламентирует содержание образования и процесс воспитания на каждой образовательной ступени. Особенно важно это для детей, которые. по каким либо причинам имеют хроническую неуспеваемость. Существует немало исследований, которые посвящены использованию различных средств и методов для познавательного и общего развития детей. Особое место в этих вопросах отводится средствам наглядности, во всех её видах. Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения. С их помощью можно обеспечить разностороннее формирование предметов и образов. Большое преимущество образовательного процесса с использованием средств наглядности заключается в том, что дети практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена. При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе. Применение наглядных средств, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что они стимулируют познавательные интересы всех обучающихся, не зависимо от их возраста.
Цель работы: изучить причины неуспеваемости школьников и рассмотреть пути их преодоления
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: средства и способы преодоления неуспеваемости школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия неуспеваемость школьников.
2. Изучить причины неуспеваемости и пути её преодоления.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия для борьбы
с неуспеваемостью школьников.
4. Предложить методические рекомендации по ликвидации неуспеваемости школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.1. Анализ понятия неуспеваемость школьников
Современный ФГОС, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует не просто усвоение и формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Если всё это у школьника не сформировано в комплексе, то можно говорить о его неуспеваемости. К основным причинам неуспеваемости учеников педагоги относят следующие:
- большие пробелы в знаниях;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- слабое здоровье и высокая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств;
- недисциплинированность;
- отрицательное отношение к учению;
- недостатки школьного обучения;
- недостаточное развитие мышления;
- отрицательное влияние семьи.
Учитель должен быть способен организовывать сотрудничество и учебную работу всех школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию каждого ребёнка. Это не может быть обеспечено в рамках какого - либо одного учебного предмета, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств учеников. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход [13, с. 244].
Речь идёт об определённой деятельности, между учителем и учеником. При этом учитель полностью управляет всем образовательным процессом. На уроке он использует средства ИКТ и максимально поддерживает учебную мотивацию каждого ребёнка. Умение учиться в течение всей жизни особенно актуально для школьника и это, несомненно, будет являться ведущим фактором при создании педагогом развивающей образовательной среды.
ФГОС сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов школьного образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у школьника всего комплекса УУД.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72 с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
5. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 25.03.2023).
6. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
7. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
8. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246с.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.- 142с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2010.- 343с.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2008.-354с.
15. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 25.03.2023).
16. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
17. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180с.
18. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2005.- 193с.
19. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30.
20. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
21. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л.Г. Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
22. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
23. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34.
24. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И.Савенков // -Москва: – 2012.-157с.
25. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
26. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228 с.
27. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
28. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 25.03.2023).
29. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 25.03.2023).
30. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 25.03.2023).
31. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
32. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
33. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 25.03.2023).
34. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
35. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст] / О.А.Яшнова – Москва: Академический проект, 2003.- 63 с.