Фрагмент для ознакомления
2
Дидактические игры по экологии часто имеют биологическое содержание и могут использоваться и на уроках биологии. Темы по экологии входят в содержание предмета биология. Приведем несколько работ авторов, изучающих дидактические игры по экологии.
1. В приложении к журналу «Внешкольник» (№5, 2005) даются рекомендации организаторам экологических игр при проведении игр разных типов, и приводится большое количество экологических игр, для детей разного возраста, в том числе и подростков [9].
2. Б.М. Миркин в своих работах приводит большое число ролевых игр по экологии [8].
3. Людмила Дмитриевна Бобылева в программе экологического образования для подростков предлагает использовать разнообразные игры: заочное путешествие по заповедным уголкам мира, экологические викторины на темы: «Охраняемые растения родного края», «Заповедные территории родного края», «Редкие и исчезающие животные родного края», деловые и ролевые игры (научная конференция, экологический суд), имитационные игры («Космический корабль – Земля», «Пожар в лесу») [1].
4. В книге Добрецовой Н.В. прекрасно описываются леса, поля и подробно растения и животные. Во второй половине книги приводятся разнообразные дидактические игры по биологии. Эта книга старая, 1988 года выпуска, но содержание ее заслуживает упоминания и в настоящее время.
Добрецова Н.В. пишет об учебной игре так: «Игра – не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, одно из серьезных средств педагогического воздействия на ребят. Но игра не самоцель, не должна она быть и единственным средством воспитания.» [6].
Игры из книги Добрецовой Н.В.
Игровые ситуации. «Кто лучше слышит». Играющим поочередно завязывают глаза и предлагают определить звуки: удара о дерево, шелеста листвы, плеска воды, голосов птиц, звуков насекомых и др. «Угадай, что за цветок». Учитель кладет одно из растений в определенное место или задумывает его. Участники игры задают ему вопросы. Учитель отвечает «да» или «нет». Побеждает тот, кто первый произнесет название этого растения.
«Учись различать запахи». Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений. Можно добавить лук, небольшую веточку сосны, листья укропа, смородины и т. д. Каждый образец помещают в баночку и закрывают крышкой. Играющие должны по запаху узнать, что это за растение.
Биологические турниры и конкурсы: «КВН... на лесной опушке» Конкурс-аукцион на темы: «Человек и природа», «Сокровища леса», «Все о русской березе», «Заповедники республики (заказники, памятники природы области)», «Животные (растения) занесенные в красную книгу», «Пословицы и поговорки о лесе (о муравьях)», «приметы погоды (с объяснением)», «Живые барометры, или растения и животные, - предсказатели погоды».
Конкурс научно-фантастических проектов по охране окружающей среды на темы: «Земля заповедная», «Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем», «Планета Земля в 3000 году», «Животный мир других планет», «Наше будущее – океан или космос?», «Энергия солнца – людям», «Освоение солнечной системы».
Выводы
В первой главе данной работы, был проведен теоретический анализ литературных источников по теме исследования. Анализ способов активизации учебной деятельности учащихся на уроках биологии показал, что
• мотивационная основа учебной деятельности – это интерес и радость;
• стимулируя интерес обучающихся к изучению биологии, педагог активизирует их учебную деятельность;
• способы активизации учебной деятельности на уроках биологии: оптимальное сочетание методов обучения (пассивные, активные и интерактивные методы обучения); использование активных и интерактивных методов обучения и наглядных средств обучения;
• обучающая компьютерная игра – это форма учебно-воспитательной деятельности (относится к дидактическим играм), которая является одним из средств активизации учебной деятельности школьников.
Важно отметить, что взаимодействие учащихся с растениями и животными нельзя полностью заменить компьютерными технологиями!
К особенностям технологии дидактических игр относятся: активность, доступность, групповой характер, занимательность и эмоциональность, целеустремлённость участников, символический характер игры.
Раздел 2. Практическое применение компьютерных дидактических игр на уроке биологии
§ 1. Практика использования учителями-биологами компьютерных дидактических игр
Впервые компьютерные игры были использованы в экологическом образовании в 60-х гг. в США (Д. Медоуз и Д. Шеннон). Разработанные ими игры «STRATEGEV-1» и «Всемирное рыболовство» давали возможность учащимся строить виртуальное хозяйство, применяя свои знания по биологии, экологии, экономике и праву. Практика использования этих компьютерных игр показала, что учащиеся в погоне за прибылью забывали использовать знания по биологии и экологии. В компьютерных играх можно зафиксировать истинные мотивы принятия решений [13].
Компьютерные игры настолько распространились, что стали предметом обихода. Рада Михайловна Грановская в своей статье «Развитие ребенка и компьютерные игры» [5] пишет о необходимости практического использования компьютерных игр в обучении. Свою позицию автор статьи подтверждает следующими доводами. Во-первых, компьютерные игры – это инструмент, стимулирующий качества учащегося, для его легкого, быстрого творческого развития. Во-вторых, компьютерные игры ускоряют и облегчают адаптацию школьника в новой культурно-информационной среде.
По мнению Грановской Р.М., компьютерные игры позволяют решить проблемы образования, которые на практике не решаются традиционными методами обучения. С помощью компьютерных игр в учебной деятельности, становится возможным:
- реализация индивидуального подхода в обучении;
- интенсификация обучения;
- сделать чувственно доступной элементы собственных мыслительных операций;
- осуществить сдвиг игровых мотивов на познавательные;
- изменить отношение учащегося к своим ошибкам;
- изменить характер взаимодействия членов творческого коллектива;
- достичь взаимопонимания в группе не только путем переговоров;
-передвигаться по виртуальному пространству обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [5].
В статье Белякова О.И. и Мещеряковой И.В. представлены компьютерные игры, которые авторы применяли в процессе обучения биологии [13]. Авторы статьи указывают на преимущества компьютерных игр перед остальными играми в обучении биологии. Преимущества компьютерных игр состоят в следующем.
• Позволяют показывать явления природы в виде взаимосвязанных непрерывных преобразований.
• Дают возможность моделировать биологические и экологические процессы на макро- и микроуровнях.
• Дают возможность представить биологические процессы, которые в реальности протекают очень быстро или очень медленно.
• Много вариантов протекания игры.
• Учащийся может увидеть динамику творчества, а не только конечный продукт своей деятельности.
• Учащийся может объективно оценить результаты и ход собственной деятельности.
В таблице – 4 охарактеризованы компьютерные игры, которые использовали в практике преподавания биологии Беляков О.И. и Мещерякова И.В. [13]. Из таблицы видно, что возможности компьютерных игр многообразны и не могут быть заменены другими интерактивными методами обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. – №3. – С.57-59.
2. Высоцкая, М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах – Волгоград: Изд. Учитель, 2007.
3. Герасимова, С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии / С.И. Герасимова // Дополнительное образование. – 2004. – №1. – С. 43-47.
4. Горбунова, А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся/ А.И. Горбунова // Современная педагогика. – 1999. – № 3. – 27 с.
5. Грановская, Р.М. Развитие ребенка и компьютерные игры/ Р.М. Грановская // Компьютерные инструменты в образовании. – 1998. – №3/4 – С.3-11.
6. Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: «Агропромиздат», 1988 – 240 с.
7. Ковалева, Ю.М., Зыбина, Л.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии / Мир науки, культуры, образования. – 2017. –№2 (63)
8. Миркин, Б.М. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2003. – 272с
9. Рекомендации организаторам экологических игр // Приложение к журналу Внешкольник. – 2005. №4.
10. Рысьева, Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. – Ижевск: Удмуртский университет, 2001. – 157 с.
11. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
12. Чечет, В. В., Захарова, С.Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учебно - методическое пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. – Минск: БГУ, 2015. – 127 с.
13. Беляков О.И., Мещерякова И.В. Компьютерные игры в обучении биологии. [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-v-obuchenii-biologii/viewer
14. Демесинова, Э. Интерактивные и активные методы обучения на уроках биологии. [Электронный ресурс] URL https://znanio.ru/media/doklad–na–temu–interaktivnye–i–aktivnye–metody–obucheniya–na–urokah–biologii–2610216
15. Классификация активных методов обучения. Таблица [Электронный ресурс] URL https://cf.ppt-online.org/files1/ TI/slide-14.jpg
16. Наглядные средства обучения. Электронный ресурс. URL https://cf2.ppt–online.org/files2/slide
17. Обучающая компьютерная игра. [Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia