Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение педагогических инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально и личностно значимые качества, начиная с младшей школы. К сформированным социальным качествам сегодня относят нравственность, патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др.
1.Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников
1.1.Анализ понятия нравственное воспитание младших школьников
В современной образовательной среде происходит достаточно много изменений. Учебно – воспитательный процесс, реализуемый в системно – деятельностном подходе регламентируют требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из его образовательной ступени, начиная, от дошкольных образовательных организаций, и заканчивая вузами. Согласно требованиям ФГОС, под нравственным воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [8].
Нравственность – это совокупность духовных и душевных качеств человека, которая обеспечивает выполнение человеком правил поведения в обществе. К основным нравственным качествам личности относят ответственность, правдивость, честность, доброту и др. к категориям нравственности относят:
-добро и зло;
-честь и совесть;
-достоинство и справедливость;
-долг и ответственность.
Под нравственными категориями понимают:
-нравственные нормы;
-нравственные ценности;
-нравственные качества;
-нравственные принципы;
-нравственные идеалы.
Под формами и методами нравственного воспитания школьников понимают:
-словесные (тематические беседы, встречи, дискуссии и др.);
-наглядные (выставки, музеи, видеоматериалы, тематические стенды и др.);
- практические (экскурсии, форумы, конкурсы, походы и др.).
Источники нравственности – это семья, гражданское общество, труд, природа человечество. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. В отличие от традиционной образовательной модели, где требованием образовательного результата являлись сформированные знания, умения и навыки (ЗУН), сегодня предусмотрены несколько иные образовательные результаты. В системно – деятельностном подходе существует три группы конечного образовательного результата, которые в процессе обучения и воспитания подлежат контролю и диагностике, в частности:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
3. Личностные.
Формирование ЗУН можно отнести непосредственно к предметному результату по любой учебной дисциплине, хотя очевидно, что все эти три группы образовательных результатов взаимосвязаны между собой. К метапредметным результатам относят сформированные универсальные учебные действия (УУД) трёх групп:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др. Личностный образовательный результат включает в себя формирование социально значимых качеств каждого субъекта образования. Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках.
В различных методиках можно часто увидеть формулировку личностные УУД, что в целом не противоречит общему содержанию образования. Любые УУД - это базовые элементы умения учиться и личностно развиваться. Это совокупность способов личных действий ученика и навыков его учебной работы, которые обеспечивают субъекту возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Если речь идёт о личностных УУД, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и личного индивидуального смыслообразования.
Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [2]. Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению. Речь при этом также идёт об устойчивой учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности.
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности каждого возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [23].
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни младшего школьника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Учителя практики об этом хорошо знают и практически всегда используют на уроках игровые технологии, или их элементы. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей и соответственно, для успешного проектирования развивающей образовательной среды в целом.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, Дьяченко В.К. и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
Как уже было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить содержание универсальных учебных действии в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [27].
1.3. Организационно – педагогические условия использования форм и методов нравственного воспитания младших школьников на уроках русского языка
Учитель начальных классов, прежде всего, выполняет требования ФГОС НОО. В качестве одного из основных требований ФГОС НОО к результатам образования выступает овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными. УУД призваны обеспечить овладение детьми ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, которая обеспечивает сохранение целостности и полноты образовательного процесса, а также, его целенаправленности и эффективности [17]. Таким образом, можно говорить о том, что одним из важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Учитель всегда понимает, что основным условием успешности решения данной задачи является то, что педагог должен исходить из интересов ребенка. Для этого учителю важно организовать эмпатическое общение и сопереживание.
Учитель создаёт атмосферу принятия ученика и всех его продуктивных проявлений. Сегодня педагоги практики владеют достаточно большим количеством образовательных техник, методик и технологий. Здесь можно отдельно останавливаться на ИКТ, что, несомненно, можно относить к условиям организационным. Важно сформировать у ученика положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной деятельности.
Владение всем комплексом УУД даст детям очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий. Для этого, учителю необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Каждому ребёнку необходимо научиться ставить цель и намечать план по ее достижению. Это относится к формированию всех УУД, в том числе и регулятивных. Цель – это, прежде всего, предвосхищаемый результат. Это означает, что каждому ребёнку необходимо учиться прогнозировать и таким образом можно рассматривать каждое универсальное учебное действие. При этом очевидно, что современный учитель одним лишь комбинированным уроком сегодня никак не обойдётся. Речь не идёт о том, что в серии своих уроков учитель не может использовать комбинированные уроки. Они себя достаточно хорошо зарекомендовали при отработке предметных умений и навыков, но если говорить о способности детей формулировать проблемы, противоречия и гипотезы, урок, соответственно, должен быть проблемным.
1.4. Методические рекомендации по использованию различных форм и методов нравственного воспитания младших школьников на уроках русского языка
Одной из особенностей речевого развития ребёнка является тесная взаимосвязь мышления и речи, так как слово является формой выражения понятия. Большую роль в речи человека при нравственном воспитании, играют эмоциональные моменты. Значимым в развитии речи ребенка является улучшение умения пользоваться речью в качестве средства общения. В зависимости от форм общения меняются и формы речи. Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. В начальной школе освоение речи превращается в речевую продуктивную деятельность.
Кроме стилистически нейтральных слов в общеупотребительной лексике человек использует лексику эмоциональную. Выразительность и образность речи, которая складывается у ребёнка в процессе написания сочинения, чтения сказки вслух, воздействуют на эстетическое и нравственное восприятие ребенка и расширяют художественно-речевой опыт детей. Особенности совершенствования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка достаточно разнообразны. Такое понятие как выразительное чтение чрезвычайно актуально для каждого субъекта обучения. Именно выразительное чтение позволит в дальнейшем сформировать у школьника эмоционально окрашенную лексику, без которой невозможно нравственное воспитание личности.
Под выразительным чтением понимают комплексную деятельность, которая проявляется одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и присутствует как воплощение и передача своего личного истолкования смысла прочитанного и пересказанного. Выразительно читать и передавать смысл произведения означает, что возможно подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения. Русский язык имеет свои средства выразительности. Таких средств существует достаточно много. Вот некоторые из них:
-эпитет;
-метафора;
-олицетворение;
-сравнение;
-ирония;
-аллегория;
-гипербола;
-лексический повтор;
-антитеза;
-риторическое восклицание, или вопрос и др.
Заключение
В результате анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение педагогических инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально и личностно значимые качества, начиная с младшей школы. К сформированным социальным качествам сегодня относят нравственность, патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка [Текст] / Е.С. Антонова – М.: Академия, 2010. – 448 с.
3. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2011. – 217 с.
4. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
5. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 27.04.2023).
6. Гаффоров, А.А. Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов / А. А. Гаффоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1094-1097. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28631/ (дата обращения 27.04.2023).
7. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
8. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 27.04.2023).
9. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
10. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 98 с.
11. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) [Текст] / Е.С. Кубрякова //Актуальные проблемы современной лингвистики – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 46 –18.
12. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
13. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
14. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. – 464 с.
15. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
19. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
20. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
21. Сенина, Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
22. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
23. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
24. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
25. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей.Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
26. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415 с.
27. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
28. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.
29. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018 . –230 с.