Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема исследования: каковы особенности развития группы обучающихся как коллектива?
Объект исследования – психология коллектива.
Предмет исследования – развитие группы обучающихся как коллектива (на примере первого курса Омского колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта).
Цель исследования – получение знаний о развитии группы обучающихся как коллектива.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что группа обучающихся первого курса Омского колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта находится на этапе развития коллектива «Алые паруса».
Глава 1. Теоретическое обоснование возможности применения технологии соц. консультирования в работе с рабочей молодёжью имеющие проблемы с профессиональной неопределенностью
1.1 Особенности ситуации неопределенности профессиональной среды
Для определения теоретических основ изучения подготовки будущих выпускников при подготовке к ситуациям неопределенности в профессиональной сфере был проведен анализ ее терминологического аппарата. В понятийную матрицу были введены следующие понятия: «неопределенность», «ситуации неопределенности», «ситуации неопределенности в профессиональной среде».
Понятие «неопределенность» встречается в различных областях человеческого знания и имеет множество значений.
С точки зрения философской науки неопределенность рассматривается как элемент структуры научного знания и как сущее свойство мира (В.А. Гречанова, И.Р. Пригожин, Н.В. Мануйлов) [1,2,3].
Неопределенность также встречается в физико-математических исследованиях. Так Гейзенберг [4], один из основоположников квантовой механики, рассматривает взаимодействие между координатами частицы и ее скоростью, а принцип неопределенности заключается в невозможности одновременного определения обеих величин.
В зарубежной литературе неопределенность изучается в рамках психологии принятия решений (D.E. Hansen, J.G. Helgeson) как недостаток,
Новые импульсы развития:
проблемы противоречивости научных исследований или размытости информации [5, 6];
исследования межличностного взаимодействия как неспособности предсказать поведение партнера в той или иной ситуации (С. Berger, R. Calabrese) [7].;
исследованиях мотивации (Д. Берлайн) как сложность восприятия и степень конфликта между символическими значениями различных элементов объекта [8].;
толерантности к неопределенности (S. Budner, S. S.Grenier, К. Durrheim, D. Foster, R. Ladouceur, M. Rokeach) как новая, имеющая противоречивый характер, сложная ситуация [9].
В рамках экономических наук неопределенность связана с теорией риска и определяется как непредсказуемость (Ф. Найт) [10].
И а. Арсеньев пишет, что под неопределенностью следует понимать отсутствие, неполноту, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении или неуверенность в достоверности информации, разделяющую «неопределенность настоящего времени», которая может проявляться в «нечеткости». . и «альтернативность» событий в ближайшем будущем, и «неопределенность будущего», которая может проявляться в среднесрочной или долгосрочной перспективе [11].
В условиях неопределенности, - отмечает А.В. Карпов понимает отсутствие актуальной информации для выбора управленческих альтернатив [12]. Основными причинами возникновения условий неопределенности является недостаток информации или ее избыток. Одним из условий моделирования принятия решений в условиях неопределенности является ситуация разрешения дилеммы, предполагающая выбор альтернативы среди возникающих эквивалентов.
Неопределенность, по мнению В.Ф. Капустин, подразумевает недостаточность или полное отсутствие информации при принятии решений; понятие, отражающее отсутствие уникальности [13]. Неопределенность представляет собой набор нечетких или нечетких ситуаций из-за наличия взаимоисключающей или недостаточной информации.
Кузьмин В. В. Неопределенность – это неполная или недостоверная информация о предпосылках, условиях или последствиях деятельности [14].
Анализ данной группы определений понятия показал, что по содержанию неопределенность дает оценку информации (полнота, достоверность, ясность). Однако информация не является единственным критерием неопределенности. Во многих научных публикациях акцент делается на том, что неопределенность порождает множественность выбора из нескольких альтернатив. Неопределенность – это многовариантность будущего развития ситуации, неоднозначность результата и выбора инструмента ее решения. Неопределенность появляется при изменении условий и обстоятельств, необходимых для осуществления привычного и стандартного образа жизни.
С позиций возрастной психологии понятие неопределенности трактуется как множественный выбор, преодоление которого лежит в основе формирования самоопределения личности (И. С. Кон, Ф. Райс). Неопределенность ставит процесс самоопределения субъекта в условия бесконечного выбора путей, альтернатив и возможностей [15,16].
В контексте изучения проблемы подготовки будущих выпускников к ситуациям неопределенности в профессиональной среде под неопределенностью будем понимать многовариантность развития ситуации в изменяющихся условиях жизни в профессиональной среде, что требует от студентов выбора альтернативных вариантов. средства и методы решения, поставленных перед ними квазипрофессиональных задач.
В исследованиях зарубежных ученых ситуация неопределенности выражается как ситуация, вызывающая трудности в ее контроле, в том числе двойственная и противоречивая информация (Р. Воа, Habman) [17].
Рассмотрим ключевые определения понятия «ситуация неопределенности».
По мнению некоторых ученых, неопределенность рассматривается как один из признаков сложной жизненной ситуации в исследовании Е.В. Битютская [18]. В его творчестве неопределенность ситуации характеризуется как непонимание происходящего, неопределенность и недоказанность исхода ситуации.
С. Баднер выделяет три типа ситуаций неопределенности [9]:
- совершенно новая обстановка - нет привычных вывесок;
- сложная ситуация: имеется значительное количество сигналов, которые необходимо учитывать;
- противоречивая ситуация - имеется несколько сигналов и элементов, предполагающих формирование различных структур, определяемых новизной, сложностью и неразрешимостью.
1.2 Социальное консультирование в качестве инструмента в решении проблем с социально-профессиональной неопределённостью у рабочей молодежи
Современное развитие общества, бурно развивающиеся в нем процессы ставят перед обществом в целом и перед каждым человеком в частности ряд разного рода проблем. Человек в течение своей жизни сталкивается со следующими факторами: ускорением темпов социальной мобильности, модификацией нормативных пределов ценности человеческого поведения, коренным изменением основных норм и ценностей человеческого поведения. общество и др. А в том случае, если перед ним стоит социальная или личная проблема, и учитывая, что он не способен решить ее сам, в силу того, что у него недостаточно жизненного опыта, юридических знаний, информации и т.п., для чего человеку Вам необходима помощь специалиста.
В результате в обществе возникает потребность в оказании гражданам услуг социального консультирования. Как вид социальной технологии и разновидность профессиональной деятельности социальных работников.
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют две точки зрения, два подхода к определению сущности социального консультирования. Эти два подхода дополняют друг друга.
профессиональный подход. При таком подходе социальное консультирование рассматривается как оказание консультационных услуг организациям и гражданам специально подготовленными и высококвалифицированными работниками, которые в процессе общения с обратившимися гражданами выявляют сущность социальной проблемы, осуществляют прогнозную анализ и вместе с клиентом выбрать наиболее рациональное решение.
функциональный подход. При таком подходе социальное консультирование рассматривается как оказание помощи клиенту в виде практических советов по проблемам решаемой проблемы, рассмотрение ее сути и направление клиента к профильным специалистам для более подробного ознакомления и принятия правильного решения. Консультант в данном случае выступает посредником между специалистом и клиентом.
Предоставление услуг социального консультирования требует диверсифицированного подхода. Социальное консультирование можно разделить на следующие направления и виды:
Индивидуальный - предполагает консультации с физическим лицом;
Группа: предполагает консультирование определенной группы людей, имеющих общие проблемы (семья, команда, связь, отдел, студенческая группа).
Залогом успешной работы специалиста по социальному консультированию является четкое видение всей проблемы клиента, обратившегося за помощью, и конечной цели обращения. В последовательности процесса социального консультирования можно выделить несколько этапов:
Ознакомление с проблемой и анализ причин проблемы;
Воздействие на мировоззрение клиента и его систему взглядов на возникшую проблему, с целью изменения его отношения к проблеме и переоценки своих возможностей ее устранения;
Формирование у клиента системы ценностей и мотивационной составляющей для решения проблемы;
Укрепление новой системы нормативных значений точек зрения и отношений клиента.
В развитии своей профессиональной деятельности социальный консультант должен опираться на следующую группу принципов:
принцип не перебивать клиента – умение слушать и анализировать;
принцип не навязывания конкретных способов решения проблемы - возможность предлагать различные пути решения;
принцип уважения личности клиента - взаимное доверие;
принцип конфиденциальности: неразглашение информации о клиенте, его проблеме;
принцип ситуативности: возможность объективного взгляда на ситуацию;
принцип эффективности - результат оценивает клиент.
Социальное консультирование можно разделить на виды:
продуманный совет. Процесс консультирования осуществляется в форме совместного осмысления ситуации.
Технологический консалтинг. В процессе консультирования выбирается определенный набор решений и действий для решения проблемы.
Консультации по проектам. В процессе консультирования осуществляется поиск тактики поведения клиента.
В зависимости от методов, формы и содержания социальное консультирование может проходить в форме:
монолог;
диалог;
доказательство;
образование и тренинги.
В существующей системе организации и управления социальной защитой населения социальное консультирование, как и любая другая социальная технология, выполняет ряд значимых для человека и общества функций. [1, с. 117]
Выводы по первой главе
В конце первой главы были сделаны следующие выводы:
Профессиональная неопределенность является большой междисциплинарной проблемой для любого работающего человека. Прежде всего, следует отметить, что существуют социально одобряемые и не одобряемые профессии. Например, люди понимают, что трудно сделать хорошую карьеру являясь уборщиком зала в магазине. Так же люди понимают, что сложно жить и общаться, если человек работает в правоохранительной системе. Как ни стирано, но сотрудники силовых ведомств вызывают у людей, окружающих их некоторое беспокойство и чувство страха.
Социальное консультирование является основным методом разрешения проблемы неопределённости у молодежи. При этом нужно отметить, что консультирование включает в себя профориентацию и другие методы тестирования молодежи необходимые для определения рабочего или профессионального потенциала человека.
Глава 2. Исследования возможностей использования социального консультирования в работе с молодежью на базе г. Нижней Тагил
2.1 Исследование проблемного поля социально-профессиональной неопределенности рабочей молодежи, проживающей в г. Нижний Тагил
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы социально-профессиональной неопределенности, а также возможностей по разрешению данной проблемы социально-психологическими методами можно утверждать, что к данной проблеме можно и необходимо применять метод социального консультирования. К сожалению, анализ специальной литературы, по теме исследования выполненный в первой главе показал, что в современной литературе уделяется мало внимания именно проблемам и особенностям социально-профессиональной неопределенности.
Цель исследования – провести оценку проблемного поля социально-профессиональной неопределенности рабочей молодежи, проживающей в г. Нижний Тагил.
Объект исследования – профессиональная неопределенность рабочей молодежи, проживающей в г. Нижний Тагил.
База исследования – студенты нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета.
В исследовании участвовало 100 человек студентов 1 и 2 курсов ВУЗа.
В таблице 1 представлены данные о половом распределении членов выборки.
2.2 Рекомендации специалиста по социальной работе в проблеме социально-профессиональной неопределённости
После этого со студентами было проведено социальное консультирование на предмет разрешения социально-профессиональной неопределенности. После консультирования было проведено повторное анкетирование студентов с целью установления их представлений о выбранной профессии.
При ответе на первый вопрос, считаете ли Вы, что находитесь в ситуации неопределенности представлены в таблице 8.
Анализ данных показывает, что 55 опрошенных респондентов считают, что они не находятся в ситуации неопределенности
Остальные 45 опрошенных респондентов признали, что они так и остались в ситуации неопределенности.
Анализ ответов, представленных в таблице 9 говорит, что 100 опрошенных студентов обращались за помощью к специалистам. В частности, с ними было проведено указанное консультирование. Кроме этого со студентами проводилась профессиональная консультация.
Соответственно вариант «нет» не выбрал не один человек.
При ответе на третий вопрос, считаете ли Вы, что Ваша группа является сплоченной, представлены в таблице 10.
Анализ данных показывает, что 15% опрошенных респондентов считают, что находятся не в сплоченном коллективе
Остальные 85 опрошенных респондентов признали, что у них сплоченный коллектив.
Анализ ответов, представленных в таблице 11 говорит, что 90 опрошенных студентов готовы подстраиваться к меняющимся условиям и для этого готовы получать дополнительное образование.
10 опрошенных студентов с этим не согласилось. Они посчитали, что в ситуации неопределенности не разумно тратить силы на получение нового образования или расширения поля своих знаний. Необходимо выживать за счет имеющихся возможностей.
Анализ ответов, представленных в таблице 12 говорит, что 75 опрошенных студентов боятся потерять работу и остаться без рабочего места в условиях социально-экономического кризиса.
25 опрошенных студентов с этим не согласилось. Для этих опрошенных потеря работы не является глобальной проблемой. Более того в данном случае потеря работы является поводом для смены сферы деятельности. В частности, студенты отмечают, что они сейчас работают не по специальности и для них такая потеря работы не станет важной.
Выводы по второй главе
В конце второй главы были сделаны следующие выводы:
Большинство опрошенных студентов серьезно воспринимают проблему неопределенности. Более того студенты стараются подготовиться к возможным проблемам. В частности, они готовы посещать или уже посещают дополнительные профессиональные курсы. Еще один важный аспект данного вопроса – это получение студентами дополнительного рабочего образования. Именно по этой причине студенты, прежде чем поступать в ВУЗ сначала заканчивают профессиональный колледж или профессиональный лицей. При этом студенты выбирают, как вариант продолжения обучения по выбранной специальности, так и могут получить определенную рабочую специальность, а высшее образование получать в другой сфере.
Не менее интересен тот факт, что большинство опрошенных студентов не готовы в дальнейшем заниматься именно рабочей деятельностью. Предел желаний большинства студентов – это спокойная работа в офисном помещении. В нашем случае – это класс учебного заведения.
Проведенное консультирование позволило разрешить проблему профессиональной неопределенности у респондентов. Молодые люди получили ясное представление о своей будущей специальности. Они узнали не только об объеме будущей заработной платы, но также получили данные об положении на рынке труда в домашнем регионе и прилегающих областях.
С другой стороны, нужно отметить, что данная исключительно социологическая процедура позволила сплотить коллектив студентов. Дело в том, что данная процедура позволила объединить студентов именно на основании того, что им предстоит получить довольно интересную специальность необходимую для работодателей, как домашнего региона, так и для рядом расположенных регионов.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Профессиональная неопределенность является большой междисциплинарной проблемой для любого работающего человека. Прежде всего, следует отметить, что существуют социально одобряемые и не одобряемые профессии. Например, люди понимают, что трудно сделать хорошую карьеру являясь уборщиком зала в магазине. Так же люди понимают, что сложно жить и общаться, если человек работает в правоохранительной системе. Как ни стирано, но сотрудники силовых ведомств вызывают у людей, окружающих их некоторое беспокойство и чувство страха.
Социальное консультирование является основным методом разрешения проблемы неопределённости у молодежи. При этом нужно отметить, что консультирование включает в себя профориентацию и другие методы тестирования молодежи необходимые для определения рабочего или профессионального потенциала человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Becker G. Human Capital. NY., L., 1975. 187 р.
2. Cultural-Historical Forms of Educational Practice: Socio-Philosophical Analysis / О. Istomina, V. Bukhantsov, М. Leskinen, Т. Lokhtina, V. Metelitsa // Sports, Health and Management. (ESE-SHM 2018). Vol. 91. June 11-13. 2018. P. 50-55.
3. Socio-Economic Situation of the Region as A Factor in the Dynamics of the Institute of Education in the New Social Reality / О. Istomina, Е. Maypil, V. Metelitsa, Z. Rinchinov // Linguistics and Culture Review. 5(S4). P. 617-626.
4. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2019. 169с.
5. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопредлен-ности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.
6. Бочарова Е.Е., Шаминионов Р.М. «Субъективное благополучие как существенный фактор социально-психологической адаптированности и личности». Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Ад 28 Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3. 110 с.
7. Грибенщиков К.В., Усманов Т.М., Шадрина А.А., Шулбаева Д.А., Тутушкина Н.А. Корректное выстраивание взаимоотношений студентов учебной группы как обязательное условие дальнейшего развития всего коллектива // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 287-289.
8. Гулиева З.Х., Гелястанова Э.Х. Педагогическая деятельность куратора в условиях модернизации образования // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2016. № 2 (12). С. 140-145.
9. Данилова, Е.Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е.Л. Данилова. // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 70-72. https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/
10. Ефремов Д.А. Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-izucheniya-kollektiva-kollektivoobrazovaniya-i-protsessa-formirovaniya-kollektiva-v-sotsialno-gumanitarnom-znanii
11. Истомина О.Б. Новые образы образования: социально-философские основания // Вестник БГУ. Серия Философия. 2022. № 1. С. 3-11. Текст: непосредственный.
12. Истомина О. Б., Майпиль Е. С. Проблемы социализации молодежи в условиях социальной неопределенности // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 3. С. 25-31.
13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
14. Козлов В.В., Новиков В.В.Проблема коллектива в современной социальной психологии // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 148-150.
15. Константиновский Д. Д. Размышления о социологии образования. URL: https://www.isras.ru/socis_2008_7.html?ysclid=l88z4ue8xh860137600 (дата обращения: 20.09.2022). Текст: электронный.
16. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 318 с. https://pedlib.ru/Books/1/0466/
17. Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Юсупов И.Р. Феномен "лидерства" в контексте совместной групповой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 404.
18. Левенчук АИ. Источник: eRazvitie. https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=131725
19. Мавян С.Х., Игнатович В.К. Социально-психологическая адаптация старших подростков в условиях неопределенности ситуации выбора будущей профессии // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 2 С. 66-76
20. Мантула Л. В. Особенности развития и деятельности учебного коллектива студенческой группы / Мантула Л.В., Антошкина Е.А// Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. - №16. – С.41-43. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44731864
21. Марасанова Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М.: Когито -Центр, 2003.
22. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде. (Журнал 2015. № 13)
23. Овчинников Г. К., Овчинникова М. В. Вуз как высшая форма социализации личности // Власть. 2013. № 8. С. 68-71. Текст: непосредственный.
24. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива [Текст] : [Учеб. пособие для пед. ин-тов]. - Москва: Просвещение, 1978. - 176 с. https://lektsia.com/6x288e.html
25. Пряжников Н.С. «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». М., 1998. С. 37 -40.
26. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2002. 394 с. Текст: непосредственный.
27. Селезневой А.Р. Магистерская диссертация: Развитие коммуникативных навыков как условие социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей. М. 2019.
28. Сергейчик, Т.С. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе: На примере технического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Кемерово, 2004. - 196 с. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-mezhlichnostnykh-otnoshenii-v-studencheskom-kollektive-na-primere-tekhnicheskog
29. Сидоркина, Е.В. Педагогические условия формирования студенческого коллектива на этапе перехода к уровневому образованию : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сидоркина Елена Викторовна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2011. - 215 с. https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-studencheskogo-kollektiva-na-etape-perekhoda-k-urovne
30. Сорокина А.А., Психологические и социальные аспекты формирования межличностных отношений в студенческом коллективе https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29846580
31. Степанкина С. В. Роль коллектива в развитии личности студента //Акмеология, 2013. № 1. С. 123-126. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19005059
32. Токмалаева А.И. Исследование межличностных отношений в коллективе студентов // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 6. С. 28.
33. Тулина О.О. Педагогические условия формирования коллектива студентов https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kollektiva-studentov
34. Чернышев А. С., Сарычев С. В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития https://cyberleninka.ru/article/n/parametricheskaya-teoriya-kollektiva-istoriya-sozdaniya-i-tendentsii-razvitiya
35. Чиркова И.И. Конфликты в студенческой среде на начальном этапе обучения в ВУЗе // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Межкафедральный сборник научных статей. Ответственный редактор: Е.В. Воевода. 2015. С. 138-143
36. Шаймарданова А.А. Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников // Трибуна ученого. 2020. № 1. С. 537541.
37. Шевченко В.Ф. Особенности этапов развития студенческого коллектива // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2021. С. 171-174.
38. Шевченко С.В. Развитие в студенческой группе социальных отношений как условие формирования коллектива // Психология и соционика межличностных отношений. 2019. № 9-10 (201-202). С. 5-9.
39. Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1. С. 46-59.
40. Щедровицкий П.Г. Авторский интенсив-курс. Сайт ВятГУ: www.vyatsu.ru https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html