Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Познавательный интерес: сущность понятия, структура 6
1.2. Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 16
2.1. Особенности познавательных интересов и их развитие в младшем школьном возрасте 16
2.2. Виды стимуляции познавательных интересов и их реализация в педагогическом процессе учителя и школьного психолога 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, для успешной адаптации в обществе, необходимы образованные и творчески развитые люди, способные к непрерывному самосовершенствованию. Поэтому, фундаментальное образование становится все более ценным, но оно невозможно без формирования творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся.
Этот интерес является основой обучения, которая начинается на ступени начальной школы и является особенно важной, поскольку ребенок еще не задумывается о завершении своего образования и его целью является продолжить учиться. Поэтому, педагоги младших классов должны стараться не только заполнить эту базу у учеников, но и сохранить ее на протяжении всего школьного обучения.
Современная школа нацелена на обеспечение успеха учеников в учебе и развитие их личности. Важной составляющей этого процесса является поддержание постоянного интереса учеников к учебе. Сегодня, формирование познавательного интереса является одной из наиболее актуальных задач школы. Оно обусловлено не только самой учебной деятельностью, но и обновлением содержания обучения, необходимостью формирования учителями навыков активного привлечения учеников к учебному процессу и стимулирования их самостоятельности в приобретении знаний [17].
Существует множество научных исследований, посвященных проблеме развития познавательного интереса у учащихся, предложены различные методы и пути его формирования. Некоторые авторы считают, что комбинация различных методов и форм обучения является наиболее эффективным способом (Ю.К. Бабанский, Ж.Н. Тельнова), в то время как другие ученые считают, что важна взаимосвязь видов деятельности (Е.С. Заир-Бек), интенсивность обучения (А.Н. Леонтьев) и создание ситуаций проблемного обучения (А.М. Матюшкин), а также организация коллективной учебной деятельности (В.Ф. Моргун, Н.У. Садыкова). Были выявлены уровни сформированности познавательного интереса и разработаны показатели параметров и критериев этого явления (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, Г.И. Щукина).
При формировании у детей интереса к познанию и развитии творческих способностей учащихся, учителя начальных классов часто сталкиваются с трудностями на практике. Однако, многие рекомендации, которые можно найти в современной психолого-педагогической, методической литературе, не используются в практике работы учителей или их применение происходит ситуативно и редко [2].
Введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу имеет ключевое значение для улучшения социальной значимости процесса формирования познавательного интереса. Обновление содержания обучения и учебной деятельности является актуальной проблемой, особенно в свете необходимости развития у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний. Само возникновение познавательного интереса не является результатом потребностей, а скорее происходит благодаря специальному формированию и развитию в образовательных учреждениях, начиная с начальной школы. Поэтому задача формирования познавательного интереса следует решать уже на этапе начальной школы, где выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.
Развитие познавательного интереса у ученика младшей школы стимулирует его внутреннюю мотивацию и делает его активным участником учебного процесса, а не просто зрителем. В результате проведенное на уроке время перестает быть просто предварительным этапом перед обычной жизнью, а становится ее частью - значимой и осознанной учеником.
Объект работы – развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Предмет – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательного интереса младших школьников.
Цель работы – выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «познавательный интерес», его сущность и структуру;
2. Определить формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления;
3. Выявить особенности познавательных интересов и их развитие в младшем школьном возрасте;
4. Изучить методы, формирующие познавательный интерес у младших школьников;
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по вопросам развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Познавательный интерес: сущность понятия, структура
Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данную проблему невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».
С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес – это важный фактор совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности [6].
При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия – «интерес».
С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес – приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей).
По мнению И. В. Дубровиной, интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.
В педагогической науке по мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. С. Л. Рубинштейн же под интересом понимал специфическую направленность личности, а М. А. Пастушкова полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. На взгляд И. П. Подласого, интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности [7].
Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.
Таким образом, интерес это – избирательное отношение к чему-либо; определенная направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авершина, Н. А. Развитие интереса к обучению у младших школьников / Н. А. Авершина // СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. Психологический и ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 мая 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 3-6.
2. Алиева, С. А. Проблема познавательного интереса и ее отражение в психолого-педагогической литературе / С. А. Алиева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 121-126.
3. Богачева, Д. Д. Особенности развития у современных младших школьников познавательных потребностей: проблематика исследования / Д. Д. Богачева, О. В. Бутаковская, М. В. Подковыркина // Социальные отношения. – 2022. – № 4(43). – С. 115-123.
4. Гридин, Ю. Ю. Тема: особенности формирования познавательных интересов у младших школьников / Ю. Ю. Гридин, Я. О. Краснобаева, Я. Н. Площук // ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ научной деятельности: СТРАТЕГИЯ, ЗАДАЧИ, ВНЕДРЕНИЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 27 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 97-99.
5. Дедюра, Т. О. Роль учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т. О. Дедюра // Студенческий. – 2023. – № 12-2(224). – С. 61-63.
6. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения – М.: Просвещение, 2012. – 258с.
7. Джумаева, К. Т. Психолого-педагогический аспект понятия "познавательный интерес" / К. Т. Джумаева // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 6. – С. 157-162.
8. Добачева, З. И. Компоненты познавательной активности младших школьников / З. И. Добачева, С. А. Ясадова, Ш. И. Булуева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания: Материалы ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный университет, 2021. – С. 115-121.
9. Кешева, К. К. Формирование познавательных интересов школьников / К. К. Кешева, А. А. Сабаноков, А. М. Канкулов // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1, № 28. – С. 159-164.
10. Константинова, В. В. Педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников / В. В. Константинова, Н. А. Березина // Психолого-педагогические проблемы подготовки будущих учителей начальных классов: Сборник научных трудов. Том Выпуск 2. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2009. – С. 59-76.
11. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №2. – С.62-64.
12. Лихогруд, В. А. Учебно-познавательная деятельность учащихся начальных классов / В. А. Лихогруд, З. А. Каримов // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 12 февраля 2021 года / Под редакцией И.В. Иванченко. – Москва: Издательство "Знание-М", 2021. – С. 179-183.
13. Люленкова, А. Р. Познавательная деятельность младших школьников / А. Р. Люленкова // Молодежная наука: тенденции развития. – 2021. – № 4. – С. 6-12.
14. Малай, А. А. Сущность понятия "познавательный интерес" / А. А. Малай // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-1. – С. 295-300.
15. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Маркова. – Москва, 2012. – 140 с.
16. Маянкова М. А. Развитие познавательного интереса у младших школьников средствами интегрированных технологий / М. А. Маянкова // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 6 (29). – С. 1129–1132.
17. Мигирова, Ю. Э. Проблемы формирования познавательного интереса у современных младших школьников / Ю. Э. Мигирова // Педагогическое образование. – 2021. – Т. 2, № 3. – С. 17-22.
18. Моцуева, Х. Л. Влияние познавательного интереса младших школьников на положительную мотивацию в учебно-воспитательном процессе / Х. Л. Моцуева, М. З. Газиева // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Грозный, 23 ноября 2022 года. – Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, Издательство "АЛЕФ", 2022. – С. 491-496.
19. Пантелеева, Н. Г. Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения / Н. Г. Пантелеева, Д. В. Машталир // Современное дошкольное образование: теория и практика: Сборник научных трудов / Отв. редакторы А.С. Москвина, А.Л. Третьяков. – Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2023. – С. 144-149.
20. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 366-367.
21. Расумов, В. Ш. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / В. Ш. Расумов // Известия Чеченского государственного университета. – 2022. – № 2(26). – С. 97-101.
22. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 576 с.
23. Сыщенко, К. А. Сущность познавательного интереса младших школьников / К. А. Сыщенко // КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ и ПРИКЛАДНЫХ научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 20 мая 2018 года. Том Часть 1. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 204-207.
24. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. – Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 9-14.
25. Фадеева, А. С. Педагогические условия формирования мотивации учения младших школьников / А. С. Фадеева, А. Р. Нуриева // Spirit Time. – 2018. – № 12(12). – С. 47-50.
26. Феденкова Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. В. Феденкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 16 (202). – С. 317–319.
27. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд. перераб., доп. – Москва, 2013. – 333 с.
28. Хубиева, Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / Ф. Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3(58). – С. 194-196.
29. Шарычева, М. Э. Психолого-педагогические особенности формирования мотивации младших школьников / М. Э. Шарычева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 319-322.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1988. – 208 с.
31. Шишкина, К. И. Формирование познавательного интереса у младших школьников / К. И. Шишкина, А. А. Саматова // Universum: психология и образование. – 2021. – № 7(85). – С. 7-9.
32. Юнусова, Э. А. Г. Теоретические основы изучения проблемы познавательного интереса младших школьников / Э. А. Г. Юнусова, А. М. Яяева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – С. 258-260.