Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современная система источников российского конституционного права характеризуется международными, конституционными, законодательными, подзаконными, судебными, договорными и локальными источниками.
Закон как источник права, наряду с другими правовыми явлениями и понятиями, привлекал к себе внимание отечественных и зарубежных ученых. Мировой опыт показывает, что без абсолютного, отражающего потребности развития общества законодательства невозможно эффективно оказывать воздействие на экономику, гарантировать права и свободы личности, функционировать институтам народовластия, оберегать природу, устанавливать порядок и дисциплину в обществе.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с источниками конституционного права РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие источники конституционного права, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью работы является изучение законов, как источников конституционного права Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• дать характеристику источников конституционного права РФ;
• рассмотреть Конституцию, как источник конституционного права;
• проанализировать федеральные конституционные законы в качестве источников конституционного права;
• исследовать законы субъектов Российской Федерации, вносящие изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации;
• рассмотреть законы о поправках к Конституции РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Источники конституционного права. Конституция РФ
1.1. Характеристика источников конституционного права РФ
В настоящее время в конституционно-правовой науке считается общепризнанным, что источником конституционного права в юридическом смысле является нормативный правовой акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.
Источники конституционного права, как и источники других отраслей системы права Российской Федерации, обладают специфическими, только им присущими чертами, связанными с особенностями предмета конституционно-правового регулирования.
Иерархически выстроенная система источников конституционного права России выглядит следующим образом:
1) федеральные источники конституционного права: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, решения Конституционного Суда РФ, а также содержащие конституционно-правовые нормы международные договоры Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправках к Конституции, федеральные законы, конституционно-правовые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, указы и другие нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания и нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации специальной компетенции (Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ и др.).
Главное место среди источников конституционного права занимает Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). Они имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, принимаемым государственными органами. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).
В иерархии нормативных правовых актов международные договоры Российской Федерации располагаются после Конституции и федеральных конституционных законов, но непосредственно перед федеральными законами.
Самой многочисленной группой источников конституционного права являются федеральные законы. Они различаются прежде всего по затрагиваемым в них предметам ведения и делятся, соответственно, на принимаемые по предметам ведения Российской Федерации и принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Важным источником конституционного права являются содержащие конституционно-правовые нормы акты Президента РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 90) Президент РФ издает указы и распоряжения.
2) региональные источники конституционного права: конституции (уставы) субъектов Федерации, решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также содержащие конституционно-правовые нормы законы и другие правовые акты органов субъектов Федерации.
3) местные источники конституционного права: уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе об отнесении к числу источников конституционного права судебных решений.
Вопрос о правовой природе решений Конституционного Суда РФ является одним из центральных вопросов отечественной теории и практики конституционного правосудия. Повышенный интерес к этой теме можно объяснить в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, без четких представлений о правовой природе решений Конституционного Суда РФ невозможно правильное понимание и адекватное практическое воплощение этих актов, поскольку механизм их воздействия на законодательство и правоприменительную практику, порядок их исполнения и применения ответственности за неисполнение определяются именно их особой правовой природой. Во-вторых, само конституционное правосудие как таковое иногда все еще воспринимается как новое явление для отечественного права, несмотря на то, что история Конституционного Суда РФ насчитывает уже более 25 лет.
Таким образом, решения Конституционного Суда РФ являются источниками права с неизменными признаками, к которым относятся:
1) принятие акта уполномоченным субъектом;
2) обязательность акта;
3) всеобщий характер решений, адресованность широкому кругу лиц;
4) обязательное обнародование (опубликование);
5) регулирование определенных общественных отношений.
Решения Конституционного Суда как полноценные источники права не требуют подтверждения других органов и должностных лиц и действуют непосредственно.
1.2. Конституция как источник конституционного права
Безусловно, в российской правовой системе нет и не может существовать источников права, стоящих «на одной ступени» с Конституцией как актом особого рода, значимость которого не ограничивается исключительно юридическими характеристиками.
Под юридической силой акта в доктрине обычно понимают совокупность свойств, определяющих место и роль данного акта в правовой системе. С помощью понятия «юридическая сила акта» можно установить его соотносимость и соподчиненность с другими актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе.
В этом смысле ряд специалистов в области конституционного права склонны признать наличие высшей юридической силы наряду с Конституцией РФ за законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Как известно, согласно ст. 136 Основного Закона поправки к гл. 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такие законы впервые были приняты в декабре 2008 г. и предусматривали увеличение срока полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. В 2014 г. в рамках судебной реформы была внесена поправка об объединении Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Ряд ученых, составляя иерархию источников конституционного права по юридической силе, ставят указанные законы на вторую позицию, сразу после Конституции РФ (как правило, никак не обосновывая свою позицию). Однако немало и тех, кто признает за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную силе Основного Закона.
Так, известный российский ученый-конституционалист Ж.И. Овсепян отмечает, что все виды законов в Российской Федерации стоят ниже Конституции РФ, за исключением законов о поправках в Конституцию, равных по силе самой Конституции. Аналогичной позиции придерживается А.П. Фоков, по мнению которого «высшей юридической силой наряду с Конституцией РФ обладает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимый в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации». Другие ученые отмечают: «Конституционные законы о внесении изменений и дополнений в конституцию обладают высшей юридической силой. Объясняется это тем, что поправки и дополнения, вносимые в конституцию, инкорпорир
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 1
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 2.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, N 6, ст. 548.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4202.
7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 31 декабря. N 267.
8. Конституция Республики Адыгея // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея. 1995. 16 марта. N 16.
9. Конституция Республики Алтай (Основной закон) // Звезда Алтая. 1997. 11 июня.
10. Закон Республики Бурятия от 27 июня 2012 г. N 2737-IV «О внесении изменений в Конституцию Республики Бурятия» // Бурятия. 2012. 28 июня. N 66.
11. Устав Пензенской области // Пензенские вести. 1996. 13 сентября. N 133 - 134.
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 9 ноября. N 217.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408.
14. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 68.
15. Алексеев С.С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Проспект, 2007. С. 89.
16. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 63.
17. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. N 11. С. 47.
18. Золотухина Т.А. Современное состояние и направления совершенствования законодательства России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 4. С. 36.
19. Егорова Н.Е. Правовая природа федерального закона как источника конституционного права России. Брянск: Курсив, 2010. С. 162.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 578.
21. Конституционное право: университетский курс: Учебник: В 2 т. / С.В. Арбузов и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М., 2015. Т. 1. С. 74.
22. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2. Источники конституционного права: моногр. М.: Проспект, 2011. С. 352.
23. Лебедева Н.В. Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 20.
24. Овсепян Ж.И. Теория федерального закона (обыкновенные, или простые, ординарные федеральные законы) как источника права в России в период глобализации // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 11. С. 64 - 74.
25. Пресняков М.В. Наравне с Конституцией: источники права, обладающие высшей юридической силой в Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. N 8. С. 96.
26. Фаткуллина Н.М. Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 4. С. 42.
27. Фоков А.П. О поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российский судья. 2013. N 11. С. 2 - 6.
28. Хамнуев Ю.Г., Ульихин В.С. Законы субъектов Российской Федерации, вносящие изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации: некоторые конституционно-правовые характеристики // Российская юстиция. 2016. N 8. С. 42.
29. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 98.