Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специальное образование – это система образовательных мероприятий, направленных на обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного направления существует ряд профилей, включая логопедию, которая занимается обучением и коррекцией речевых нарушений у детей с различными нарушениями в развитии.
В настоящее время гендерная проблематика становится все более актуальной и вызывает большой интерес среди исследователей, педагогов, психологов и других специалистов. Однако, когда речь идет о гендерной социализации подростков с умственной отсталостью, данная проблематика еще более сложна и требует специального подхода.
В связи с этим, данная курсовая работа является актуальной и необходимой для расширения научного знания о гендерной социализации и ее влиянии на развитие подростков с умственной отсталостью. Кроме того, результаты исследования помогут специалистам логопедического профиля эффективнее корректировать гендерную социализацию подростков с умственной отсталостью и повышать их качество жизни.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса гендерной социализации у подростков с умственной отсталостью, выявление особенностей этого процесса и разработка рекомендаций для специалистов логопедического профиля.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие гендерной социализации и ее влияние на развитие подростков с умственной отсталостью;
2. Изучить особенности гендерной социализации у подростков с умственной отсталостью;
3. Выявить проблемы, связанные с гендерной социализацией подростков с умственной отсталостью;
4. Разработать рекомендации для специалистов логопедического профиля по коррекции гендерной социализации у подростков с умственной отсталостью.
Объектом исследования является гендерная социализация подростков с умственной отсталостью, предметом – особенности процесса гендерной социализации и возможности ее коррекции.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Понятие гендерной социализации и ее значение для развития подростков с умственной отсталостью
Гендерная социализация представляет собой процесс, в рамках которого общество передает определенные социальные нормы и ожидания, связанные с полом, воспитаннику. Гендерная социализация начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни.
Гендерная социализация является важным аспектом формирования личности ребенка. Согласно исследованиям А.Б. Залкинда и С.Я. Рубинштейна, гендерная социализация является процессом, в ходе которого ребенок осваивает социальные и культурные роли, соответствующие его полу, а также нормы и ценности, связанные с этими ролями. Гендерная социализация включает в себя множество аспектов, таких как игры и игрушки, одежда, примеры поведения взрослых, реклама, кино и телевидение и т.д [22].
Роль гендерной социализации заключается в формировании стереотипов поведения, социальных ролей и ценностей, связанных с полом ребенка. Эти стереотипы и роли могут влиять на различные аспекты жизни ребенка, такие как его самооценка, отношения с окружающими, его интересы и предпочтения.
Согласно исследованиям Т.А. Репиной и Н.В. Плисенко, гендерная социализация может оказывать влияние на формирование личности ребенка в социально-психологическом плане. Например, стереотипы гендерных ролей могут приводить к формированию у подростков с умственной отсталостью ограниченного представления о своих возможностях и интересах. Это может привести к ухудшению самооценки, возникновению чувства неполноценности и затруднению в социальной адаптации.
В свою очередь, Л.М. Шипицына и Н.Л. Белопольская отмечают, что правильно организованная гендерная социализация может способствовать формированию у подростков положительной самооценки и развитию их социальных навыков [2].
Таким образом, роль гендерной социализации в формировании личности подростков с умственной отсталостью является значимой, и ее осознанное управление может способствовать улучшению их социально-психологического развития.
В целом, гендерная социализация играет важную роль в формировании личности любого ребенка, независимо от его способностей. Поэтому, воспитатели и родители должны осознанно подходить к выбору игрушек, одежды и других аспектов гендерной социализации, чтобы не ограничивать возможности и развитие ребенка в соответствии с его интересами и потенциалом. Кроме того, обучение гендерной толерантности и уважения к разнообразию половых ролей и идентичностей также является важным аспектом гендерной социализации, который может способствовать формированию здоровой личности и гармоничных отношений в обществе.
Гендерная социализация является процессом воспитания и социализации личности в соответствии с определенными социально-культурными нормами и ролями, связанными с половой принадлежностью. Для подростков с умственной отсталостью этот процесс является более сложным и многоаспектным, так как они часто имеют ограниченные возможности для социальной адаптации и могут испытывать трудности во взаимодействии со своим окружением [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенк, Х. Я. Общая психология: учебник. Питер. 2015.
2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания// Школьный психолог. - 1999. - № 20. - с. 5-15.
3. Богданова, Н. Гендерная социализация и ее роль в жизни подростков. Педагогические науки, 2, 2018. С. 14-18.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: ...., 1986. - С. 288
5. Гендерные стереотипы: теоретические аспекты и практики преодоления: монография / отв. ред. Е. П. Романова, А. А. Корниенко. – М.: Педагогическое общество России, 2014.
6. Герасимова, Ю. Гендерная социализация в условиях современной школы. Вестник Пермского университета, 2(32), 2016. С. 91-97.
7. Головина, Е. А. Гендерная социализация личности: психологические аспекты: учебное пособие. Юрайт. 2014.
8. Гоян И. Н. Конфигурация гендерных представлений дошкольников в условиях семейного воспитания / И. Н. Гоян, М. М. Малкович // Социальное воспитание. – Витебск (Республика Беларусь), 2014. – № 2 (4). – С. 9–17.
9. Гуревич, К. М. Гендер и общество: от теории к практике. МГУ. 2014.
10. Заиграева, Н.В. Гендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью / Н.В. Заиграева, И.А. Коробейников // Дефектология. — 2007. — № 2. — С. 15–24.
11. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ΧΧ века. М., 1995. - 368 с.
12. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.— 160 е., ил.
13. Иманов, С.А. и Ковалев, В.В. Особенности формирования гендерной идентичности у подростков с умственной отсталостью. Социальные и гуманитарные науки сегодня, 6, 2019. С. 68-72.
14. Казанцева Т. А. Дети с ограниченными возможностями: проблемы гендерной социализации / Т. А. Казанцева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010.
15. Клочко, Е. А. Гендерная социализация подростков с умственной отсталостью: психолого-педагогические аспекты. Вестник НГПУ, (2), 2013. С. 96-102.
16. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психологии. - 1981. - № 2. С. 47—57.
17. Копылова, О. В. Гендерная социализация личности в контексте современной психологии: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ".2015.
18. Кузнецова, Л.В. Влияние гендерной социализации на формирование гендерной идентичности у подростков. Психологические науки, 3, 2015. С. 28-32.
19. Максимова, О. В. Гендерная социализация и ее влияние на личность: психолого-педагогический аспект. Вестник ПГУПС, (4), 2017. С. 59-65.
20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
21. Морозова, Е. Гендерная социализация в семье и ее влияние на формирование гендерной идентичности у детей. Социально-психологические науки, 2, 2017. С. 39-43.
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
23. Самохвалова, А. Г. Гендерная идентичность в контексте гендерной социализации: психологические аспекты. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (2), 2016. С. 101-112.
24. Селезнева, Е. А. Гендерная социализация в современном обществе: психологические особенности и проблемы. Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, (4), 2015. С. 162-170.
25. Степанова, Е. Гендерная социализация и формирование гендерных стереотипов у подростков. Педагогические науки, 4, 2019. С. 45-50.
26. Стребелева ЕА. Ранняя диагностика умственной отсталости. // Дефектология. - 1994. — № 4. — С. 53-59.
27. Шульга, Т. И. Гендерная социализация в семье и школе: учебное пособие. Академия, 2014. С. 320.