Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества перед младшими школьниками в процессе обучения в школе стоит задача не просто получения и овладения знаниями, а приобретение универсального и разностороннего опыта. Формирование же у школьников способности к познавательной самостоятельности в приобретении знаний – одна из стратегических задач системы общего образования. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Не легко детям удается пройти период привыкания к школе, сложно привыкнуть к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и дети, которыми трудно управлять. Важной задачей для учителя является создание доброй атмосферы в классе и завоевание доверия детей. При выполнении этих задач, учащиеся привыкают с легкостью . Данные новинки не проходят без трудностей, о которых стоит знать родителям детей . Первостепенно, им нужно постараться заинтересовать ребенка данным процессом, мотивировать его. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения. Яркий материал, преподнесенный в понятной для младшего школьника запоминается в разы быстрее, так как в его возрасте превалирует наглядно-образное мышление. Нельзя забывать и об игровой деятельности, так как на протяжении всей жизни дошкольника она была основной. Поэтому на воспитание ребенка можно воздействовать через нее в частности .
Онлайн-обучение на расстоянии стало популярным методом обучения, особенно когда мы все приспосабливаемся к новым обстоятельствам, вызванным пандемией COVID-19. Сложившаяся ситуация потребовала от учителей стремительной реакции и быстрого запуска уроков в дистанционном режиме.
Дистанционное обучение - это форма обучения, в которой используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, которые позволяют осуществлять дистанционное обучение без прямого контакта между учителем и учеником.
Дистанционное обучение проще всего определить как образовательную модель, в которой ученик и учитель находятся в разных местах во время обучения. Использование технологий - неотъемлемая часть процесса. Такие технологии, как компьютеры, Интернет, телевизоры, телефоны и мобильные телефоны, используются для преодоления разрыва между учителем и учеником, передавая материал от одного к другому и обратно в процессе обучения
Целью данной работы является рассмотрение вопроса применения эффективных форм и методов при дистанционном обучении младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста;
- описать специфику развития познавательной активности младших школьников;
- изучить условия активной познавательной деятельности младших школьников;
- рассмотреть сущность и формы дистанционного обучения в начальной школе;
- описать модульную технологию в процессе дистанционного обучения; пример урока в 1 классе по изучению словарных слов с использованием дистанционных технологий.
Объект исследования – обучение младших школьников. Предмет исследования – дистанционное обучение младших школьников.
Глава 1 Теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует . У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты . Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития . Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – крайне важно для развития интеллекта, что характеризует умственные преимущества в будущем . В младшем школьном возрасте острота восприятия, присутствие нужных предпосылок для развития словесного мышления, направленность умственной активности на повторение, формируют благоприятные условия для обогащения и развития психики .
Особенности развития мышления
Что же касается мышления, что оно у ребенка начальной школы переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Мышление становится связано с образами. Деятельность ребенка становится разнообразной, в ней появляются такие понятия, как обобщение, умственное моделирование. Появляются знаки и символы, которые могут быть понятны только самому ребенку (он сам формирует свою систему знаков и символов). Ребенок уже может сам планировать свою деятельность и контролировать свои процессы мышления. Мышление становится словесно-логическим, поэтому часто дети-первоклассники рассуждают, приводя логические доводы, на самые разные темы .
Развитие речи
Развивается у первоклассника и речь. Она также приобретает функции планирования, ребенок пытается осмыслить значение слов. При этом само осознание и осмысление не коррелирует с практикой овладения речью. Последняя помогает интеллектуализировать все функции психики первоклассника. Чтобы речь развивалась, важно, чтобы ребенок активно общался как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Способы могут быть разными – ролевые, сюжетные игры, драматизации, инсценировки, пересказы прочитанного, увиденного и пр.
Развитие воображения
Как и вся деятельность младшего школьника, воображение создается и развивается в игровой, графической и конструктивной деятельности. Игра постепенно переходит от игры с предметом, которого нет, к игре с предметом, которому придается новый смысл. Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужна в воображении внешняя опора. Воображение первоклассников, как и память, тесно связано с интересами и эмоциями. То есть, если ребенку интересно и вызывает эмоции, то он будет и фантазировать.
Воображение развивается от реальных действий в игре до творческого воображения с мысленными образами. Интересно, что, специально обучаясь, воображение можно быстрее развить и создавать образы различными способами. У ребенка создается интерес к коллективному творчеству. При этом важно, чтобы предметы, с которыми работает ребенок в создании образов, были яркими и вызывали эмоции.
Развитие восприятия
Восприятие у первоклассников развивается, базируясь на основе внешнего ориентировочного действия при соотнесении зрительного и практического действия. Ученики сравнивают предметы и способы работы с ними. Дети-первоклассники начинают понимать, что есть определенные наглядные модели и сенсорные эталоны . И важно поощрять активность учеников, когда они пытаются активно воздействовать на ход событий, воспринимая их. Представления о свойствах формируются о детей первично, потом уже появляются представлении о времени и пространстве.
Развитие внимания. Как и другие процессы, внимание в первом классе у учеников непроизвольно и связано с эмоциями. Если ребенку интересен предмет или объект, он привлекает его внимание. Сосредоточенность, если брать количество времени, длится от десяти-двадцати минут и может продолжаться до полутора-двух часов. Чтобы внимание концентрировалось, педагогу следует постоянно наблюдать за процессом обучения, при необходимости включать детей в игру, создавать позитивно окрашенные, эмоциональные ситуации. И тогда основной наградой и для ученика, и для родителей, и для учителя, будет формирование осознанного управления своим вниманием у учащихся. Важно также помнить о том, что ребенок не рождается с развитыми психическими функциями. То, насколько последние будут развиты, определяет среда и условия, в которых находится ребенок.
Ребенок в начальной школе умеет эмоционально предвосхищать последствия своих действий; формирует оценку о себе. У ребенка постепенно усложняются переживания, появляется все больше новых чувств и потребностей в эмоциях. Ребенок познает себя.
1.2 Специфика развития познавательной активности младших школьников
Учебно - познавательный интерес – это целенаправленность ученика на процесс получения знаний, умений, навыков, выраженный выбор в той или иной области знаний.
Главной характеристикой учебно-познавательного интереса является постоянное стремление к познанию, к получению новых, более полных и глубоких знаний .
Интерес к познанию – это один из главных мотивов учения и средств обучения детей младшего школьного возраста. Развитый учебно-познавательный интерес у школьников благоприятно и эффективно действует на обучение, помогает легко освоить программу.
Особенностью учебно-познавательного интереса является то, что он способствует развитию и активизации не только процесса учебно-познавательной деятельности, но и любой другой деятельности человека, поскольку познание является началом любой деятельности.
Формирование учебно-познавательного интереса у младших школьников последователен и основан на следующем алгоритме:
- интерес - переживание, который сменяется при определенных условиях в отношение, мотив деятельности;
- интерес - направленность, направленный на осмысление деятельности, умение дать оценку объекту своего интереса;
- интерес - потребность, который показывает, что произошло изменение интереса в устойчивую личностную характеристику .
Таким образом, можно сказать, что представленный алгоритм процесса развития учебно-познавательного интереса у младших школьников происходит согласно определенным этапам: от интереса к внешним проявлениям – к внутренней сущности предмета познания, от созерцательного отношения – к деятельностному участию.
Учебно-познавательный интерес имеет ряд различных состояний развития. Ус
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения 29.04.2023)
Статьи, учебники, монографии
2) Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951
4) Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.-236 с.
5) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. С. 49-55
6) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-365
7) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-40
8) Дадонова А.В., Кулакова Т.Б. Использование модульной технологии в дистанционном обучении младших школьников// ВЕСТНИК ПРИДНЕСТРОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2021. № 1. С. 120-124
9) Колесникова Т. В., Месропян М. А., Халилова Ф. Адель-Кызы. Дистанционное обучение младших школьников// ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 5. С. 366-369
10) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
11) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
12) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
13) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
14) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
15) Чжу Фанлу. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте//
16) ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 40-45
17) Шергина Т. А., Соркомова А. Г., Спиридонова К. Д. Применение дистанционного обучения младших школьников в условиях пандемии//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 156-158
18) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40
19) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
20) Эльконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе. «Вопросы психологии», 1960, No 5. С. 10-15
21) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961. - С. 84-90