Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Примеры проявления профессиональных качеств ( детского ) практического психолога
Детский практический психолог является специалистом, который работает с детьми и подростками, помогая им решать проблемы в различных сферах жизни. Важность психологической помощи детям и подросткам в наше время неоспорима. Среди наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться детскому практическому психологу, можно назвать проблемы эмоционального и поведенческого характера, трудности в обучении, социальные проблемы и конфликты в семье.
Качество решения проблем пациента напрямую зависит от профессиональных качества практикующего психолога. Рассмотрим подробнее примеры этих качеств по Н.В Бачмановой и Н.А Стафуринову.
Проанализировав множество источников, мы можем заключить, что психолог должен проявлять эмпатию в своей работе, чтобы установить доверительные отношения со своими маленькими пациентами. Ниже приведены примеры проявления эмпатии в работе детского психолога:
Слушание: детский психолог должен дать ребенку возможность выразить свои чувства и эмоции без прерывания и оценки. Психолог должен слушать и понимать ребенка, давая ему понять, что он важен и понят [1].
Поддержка: детский психолог должен показать ребенку, что он понимает его чувства и эмоции, и что он готов помочь ему справиться с трудностями. Психолог должен демонстрировать поддержку и понимание, чтобы ребенок чувствовался увереннее и защищеннее.
Эмоциональная связь: детский психолог должен уметь выражать эмпатию и понимание через свои слова и жесты. Он должен находить общий язык с ребенком и создавать эмоциональную связь, чтобы ребенок чувствовал, что он не одинок.
Не принимать сторону: детский психолог должен быть нейтрален и не принимать сторону в конфликте ребенка с кем-либо другим. Он должен показать, что он понимает обе стороны и помочь ребенку найти конструктивное решение.
Сопереживание: детский психолог должен уметь почувствовать и сопереживать чувства и эмоции ребенка. Он должен показать, что он понимает, как трудно бывает иногда, и что он готов поддержать и помочь.
Проявление эмпатии в работе детского психолога очень важно для создания доверительных отношений со своими маленькими пациентами. Это помогает ребенку чувствовать себя в безопасности и защищенности, что необходимо для успешной работы детского психолога [3].
Помимо этого, детский практикующий психолог, должен быть склонен к способности познать духовный мир. Рассмотрим примеры применения данного профессионального качества в работе.
Духовный мир ребенка может быть запутанным и неясным, и детский психолог, способный познать его, должен быть эмпатичным и понимающим. Он должен уметь слушать ребенка, задавать правильные вопросы и понимать, какие трудности и проблемы могут быть связаны с духовным миром.
Дети могут выражать свои мысли и чувства через метафоры и символы, и психолог должен уметь расшифровывать их значение. Например, ребенок может рассказывать о своих снах или рисовать картинки, которые могут дать понимание его духовного мира [2].
Некоторые детские психологи используют духовные практики, такие как медитация или молитва, чтобы помочь детям находить внутреннюю гармонию и покой. Это может быть особенно полезно для детей, которые страдают от тревоги, депрессии или других психологических проблем.
Духовный мир ребенка может быть связан с его семейной и культурной историей, и психолог должен знать, как работать с родителями, чтобы помочь ребенку. Например, он может помочь родителям понимать, как их собственные убеждения и традиции могут влиять на духовный мир ребенка.
Это лишь некоторые примеры того, как духовный мир ребенка может проявляться в работе детского психолога. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и психолог должен быть готов к тому, что ему может потребоваться индивидуальный подход для каждого случая.
Также среди профессиональных качеств детского практикующего психолога важна способность к наблюдению и анализу, чтобы эффективно оказывать помощь в решении проблем детского развития. Ниже приведены несколько примеров проявления этих навыков в работе детского психолога:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бякова, Н.В. Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога / Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Психология и школа. – 2009. – № 2.
2. Быкова Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Психология. – 2015. – 45с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 456 с.
4. Костромина С. Н., Ануфриев А. Ф. и Чмель Ф. И. Когнитивные, личностные и мотивационные особенности педагога-психолога и эффективность диагностической деятельности. / Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4. ISSN 2500-297X.
5. Кашапов М.М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 2. С. 137–147.
6. Реан А.А., Коломинский А.А. Социальная педагогическая психология / СПб., 2008.
7. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. / М., 2005.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Бехоева А.А., Мусаева И.П. Современные требования к профессиональной подготовке будущего педагога-психолога [Электронный ресурс] / А.А. Бехоева, И.П. Мусаева // МНКО. 2018. №6 (73).Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-professionalnoy-podgotovke-buduschego-pedagoga-psihologa (дата обращения: 01.04.2023).