Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе проблемы психологической травмы и девиантного поведения у подростков становятся все более значимыми и распространенными. Подростки, подверженные психологической травме, часто сталкиваются с трудностями в адаптации, эмоциональными расстройствами и проявлением девиантного поведения. Поэтому изучение связи между психологической травмой и формированием склонности к девиантному поведению представляет собой важную задачу, направленную на разработку эффективных мер предупреждения и коррекции такого поведения.
Объект исследования: Подростки от 13 до 18 лет и их связь с психологической травмой и формированием склонности к девиантному поведению.
Предмет исследования: Связь между психологической травмой и склонностью к девиантному поведению у подростков.
Целью данного исследования является изучение связи между психологической травмой и формированием склонности к девиантному поведению у подростков. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристики психологической травмы, включая виды травмы, их длительность и интенсивность.
2. Определить виды девиантного поведения, проявляющиеся у подростков, и выявить его частоту и выраженность.
3. Исследовать факторы, влияющие на формирование склонности к девиантному поведению, такие как наличие социальной поддержки и рисковых факторов.
4. Оценить степень осознания и осмысления психологической травмы у подростков.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь между психологической травмой и формированием склонности к девиантному поведению у подростков.
Методы, использованные в исследовании:
1. Теоретический анализ научных источников
2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.)
3. Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин)
4. Опросник детских травмирующих переживаний – Childhood Trauma Questionnaire (CTQ), разработанный Bernstein D.P.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте от 16 до 18 лет (15 мужчин и 15 женщин).
Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования позволят расширить наше понимание связи между психологической травмой и формированием склонности к девиантному поведению у подростков. Полученные данные будут полезны для разработки эффективных программ предупреждения и коррекции девиантного поведения среди подростков, страдающих от психологической травмы.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие психологической травмы
Психологические травмы у детей изучали многие: Н. Ф. Михайлова, Ю.П. Платонов, Н. В. Тарабрина, и другие ученые.
Психологическая травма (психотравма) - вред нанесенный психическому здоровью человека в результате стрессовых, психоэмоциональных воздействий на человека, воздействия других людей на психику человека и интенсивного воздействия неблагоприятной окружающей среды.
Разрушительность психотравмы зависит от психологической устойчивости отдельно взятого человека, личностной значимости происходящих событий, степени психологической защищенности человека [2].
Типы психологических травм могут включать:
• Физическое насилие: нанесение телесных повреждений, побоев, издевательств.
• Эмоциональное насилие: постоянное унижение, угрозы, манипуляции с целью контроля или манипулирования другими людьми.
• Сексуальное насилие: нежелательные сексуальные контакты, изнасилование или сексуальные домогательства.
• Злоупотребление в семье: насилие, алкоголизм, наркомания, неблагоприятная семейная обстановка.
• Травматические ситуации: природные катастрофы, аварии, военные действия, террористические акты и другие тяжелые события, которые вызывают угрозу жизни или безопасности.
Влияние психологической травмы на психику подростка является значительным. Подростки, пережившие травматические ситуации, часто испытывают сильные эмоциональные реакции, такие как тревога, страх, гнев, а также снижение самооценки и уверенности в себе. Они могут проявлять симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), такие как повторные кошмары, флэшбэки, гипервозбудимость и избегание триггеров, связанных с травмой. У подростков также может наблюдаться нарушение поведения, социальная изоляция, проблемы с концентрацией и обучением.
Известные авторы, проводившие исследования и разрабатывавшие теоретические модели в области психологической травмы, включают В. Н. Мясищева и Бегояна А.Н. В. Н. Мясищев, известный российский психолог, в своей работе "Психотравматология" (1960) изучал влияние психологической травмы на психическое состояние человека и разработал концепцию психотравматического стресса. Он обратил внимание на то, что психологическая травма может вызывать серьезные нарушения в психике, включая развитие посттравматического стрессового расстройства.
Бегоян А.Н., "Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление", в своих исследованиях обратил внимание на то, что психологическая травма может иметь как немедленные, так и отсроченные последствия. Он выделяет роль психической и эмоциональной травмы в формировании различных психопатологических состояний, включая депрессию, тревожные расстройства и дезадаптацию [2].
Исследования и теоретические разработки этих авторов позволяют более глубоко понять влияние психологической травмы на психику подростков и разработать эффективные подходы к предупреждению и коррекции девиантного поведения у данной категории лиц.
1.2 Связь психологической травмы и девиантного поведения
Девиантное поведение в соответствии с мнением современных ученых-практиков, отражается обособленным актом реализации поведения, поступков детей, полностью не соответствующим культурным, социальным и общепринятым нравственным нормам, образцам поведения и традициям. Общественные группы не воспринимают нормально поведение данных подростков, считая их поступки отклонением от действующих социальных норм [7].
Девиантное поведение часто рассматривается в контексте социальной дезадаптации и проблем поведения. Оно может быть связано с нарушениями в развитии личности и социальной адаптации, а также с недостаточной способностью эффективно справляться с трудностями и конфликтами.
Важно отметить, что девиантное поведение может быть временным и контекстуальным, а не постоянным чертой личности. Индивид, проявляющий девиантное поведение, может изменить свою жизнь и поведение, получив подходящую поддержку, психологическую помощь или благоприятные условия для реабилитации и адаптации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бегоян А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление // Психотерапия. - 2013. - № 5 (125). - С. 59-62.
2. Булычева Е.В., Жданова О.М. Психологические предикторы формирования агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021 (21). №4. С.47-58.
3. Дмитриева Н. В. Психологическая и психическая травма: теория и практика психотерапии: [коррекция нарушений с помощью ассоциативных карт] / Дмитриева Н. В., Афанасикова Е. В. - Санкт-Петербург: Изд-во ВВМ, 2022. – 190 с.
4. Дозорцева Е. Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении : диагностика и коррекция / Дозорцева Е. Г. - Москва : Генезис, 2007. - 125 с.
5. Дубинин С.Н., Назмутдинов Р.А., Каирова Б.К. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – Костанай: Костанайский государственный педагогический институт, 2019. – 144 с.
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2018. - 288 с.
7. Змановская Е.В. Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер. - 2011. -352 с
8. Ильин, Е.П. Психология риска :Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 288 с.
9. Казданян С.Ш. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция / С.Ш. Казданян, С.М. Джаладян, Е.А. Азарян // Бюллетень науки и практики. – 2017. – №3 (16). – 293 c.
10. Калинина Н.В., Артамонова Е.Г., Салахова В.Б. Проблемное поведение в школе: профилактика девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс] // Профилактика зависимостей. 2017. №4 (12). С.46-59
11. Кон И. С. Психология юношеского возраста. / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1979.
12. Кухтерина Г.В., Козлова А.С. Социальный интеллект и склонность к девиантному поведению у старших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57 (8). С. 294-300
13. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция» М.: Генезис, 2006 - 128 с.
14. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. – М.: Феникс, 2016. – 160 c.
15. Соболева М.О. Психологические характеристики современных девиантных подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. №4 (14). С.40-49
16. Травма и психологическая помощь / Нодар Сарджвеладзе [и др.]. - Москва: Смысл: ЧеРо, 2005. – 178 с.
17. Трофименко Т. Г. Детские психологические травмы и их проработка во имя лучшей жизни: / Татьяна Трофименко. - Москва: АСТ, cop. 2019. - 287 с.
18. Холмогорова А. Б. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс: [учебно-методическое пособие] / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян ; Московский гор. психолого-пед. ун-т. - Москва : Алвиан, 2007. – 108 с.
19. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: учебное пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 2017. – 117 с.