Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук выступает в качестве главного стимула развития центральной нервной системы, всей психики человека. Установлено, что с точки зрения анатомии почти треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена достаточно близко к речевой зоне. В связи с этим развитие речи школьника тесно связано с развитием мелкой моторики рук. В настоящее время у многих детей наблюдается общее моторное отставание. К причинам, ведущим к недостаточному развитию моторики, относят среди прочих основные, наиболее распространенные, которые отражают общие условия развития и воспитания детей. К ослабленному здоровью, снижению показателей общего физического развития у детей добавляется отставание в развитии мелкой моторики.
Цель занятий пластилинографией – развитие ручной умелости у младших школьников. В задачи занятий входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы; формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); обучение работе в заданном пространстве; развитие умения слушать и слышать речь учителя, впоследствии правильно выполнять инструкции; обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции; использованию навыков аккуратной работы с пластилином; воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах; развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера; развитие изобразительной деятельности детей; развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета.
Отметим, что практические пути развития мелкой моторики во внеурочной деятельности по пластилинографии недостаточно разработаны.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий развития мелкой моторики во внеурочной деятельности первого класса по пластилинографии.
Исходя из этого, была определена тема исследования «Педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии».
Цель исследования – выявить педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие мелкая моторика;
• Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста;
• Определить специфику внеурочной деятельности по пластилинографии;
• Рассмотреть педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
Объект исследования – внеурочная деятельность по пластилинографии.
Предмет исследования – педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики младших школьников
1.1. Понятие мелкой моторики
Проблема развития моторики всегда вызывала особый интерес у научного сообщества. В истории человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развивать язык общения между людьми с помощью жестов [1, с. 4]. Именно манипуляционные способности кистей рук сыграли ключевую роль в эволюции приматов [6, с. 3].
Кисть человека служит не только средством для манипулирования разными объектами, а очень сложным инструментом межчеловеческого общения и получения обратной связи из окружающего мира. Развитие мелкой моторики рук является важным аспектом в гармоничном развитии человека. Роль кисти в повседневной жизни и профессиональной деятельности человека трудно переоценить. Движения руками играют роль связи человека с окружающей средой, выполняя функцию общения посредством жестов, захвата и перемещении различных предметов. Кроме того, кисть выполняет функцию основного механизма сенсорного восприятия [6, с. 2].
Проблемой механизма мелкой моторики занимались советские физиологи И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский. Большая часть научных работ посвящена вопросам развития и совершенствования моторики у детей, в то время как вопросы развития мелкой моторики рук среди взрослого населения не нашли должного изучения [4, с. 1].
Исследования в области мелкой моторики у взрослых могут быть полезными для людей выполняющие трудовые действия руками, однако для этого необходимо серьезное изучение данного вопроса.
Тем не менее, не смотря на большой массив научных данных по мелкой моторике до сих пор среди специалистов нет единого понимания ее значения. Ученые из разных сфер (педагоги, медики) понимают его по-разному. Отсюда возникает необходимость сформулировать единое определение.
Специальная литература содержит описание нескольких взглядов на понимание этого термина. В современных российских и зарубежных источниках встречается множество трактовок термина «мелкая моторика». Поэтому представляется актуальным четко определить значение мелкой моторики.
Слово «моторика» в переводе с латинского языка означает движение. В узком смысле мелкую моторику определяют, как движение рук [1, с. 6].
Педагоги имеют свое представление о мелкой моторике.
Мелкую моторику они определяют, как движения, совершаемые руками, в том числе с использованием инструментов - нож, ложка, ножницы, иголка, молоток, отвертка, вышивание, завязывание шнурков, застёгивание пуговицы, печатание на клавиатуре, стирка, глажка, готовка еды и многие другие действия [1, с. 4].
Советский психолог и педагог Д.Б. Эльконин в применении к моторным навыкам руки и пальцев использовал термин «ловкость» [17, с. 8].
В частности, понятие «мелкая моторика» подразумевает умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук [5, с. 9].
Еще одно распространенное определение «мелкая моторика» подразумевает способность выполнять точные движения пальцами [11, с. 12].
В целом можно сказать, что педагоги рассматривают понятие мелкой моторики как различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук [10, с. 2].
По данному вопросу среди физиологов существует свое представление о моторике. Физиологи определяют мелкую моторику как работу небольших мышц, которые расположены в кистях рук [2, с. 7]. По мнению советских физиологов, мелкая моторика это одна из сторон двигательной сферы, которая связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом и речью.
В иностранной литературе встречается понятие «fine motor skills». Его трактуют, как способность контролировать движение посредством деятельности нервной системы. Часто встречается понимание мелкой моторики как использование небольших мышц в движениях, связанных с пальцами и кистями рук, например, при манипулировании объектами [21, с. 11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / М.И. Аксенова//Актуальные проблемы специального и инклюзивного образо-вание. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск). 2019. - С 27-31
2. Бабенкова, В.А. Развитие моторики рук у детей младшего школьного возраст [Текст] / В.А. Бабен¬кова, Т.В. Бурка // Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Дошкольное образова¬ние: опыт, проблемы, перспективы развития. Губкин. 1 (4), 2015. - С. 259-262
3. Бражникова, А. В. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях / А. В. Бражникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 73-74
4. Винтаева, Т.Н. Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторного компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта науке: диссертация канд. пед. наук: 13.00.03. Москва, 2002. -171 с
5. Гребнев, А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.И. Гребнев // Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал СОФ НИУ БелГУ, Старый Оскол, 2016. - С. 61-63
6. Григал, П.П. Математический анализ временных характеристик быстрой фазы моторного научения у детей и взрослых: диссертация канд. биол. наук: 03.00.13. Москва, 2009. -121 с
7. Дейч Б.А. Молодежь и молодежная политика: актуальные направления // Социология молодежного движения в условиях глобализации: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 ноября 2013 г.) / Ред. В.С. Пель, Д.В. Чернов, Б.А. Дейч. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. – С. 22–29
8. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01. – М., 2018
9. Кихтенко С.Н. Техника модульного оригами как средство развития творческих способностей школьников // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnikamodulnogo-origami-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov
10. Кутовая, Е.В. Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Кутовская, И.Н. Евдокимова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Старый Оскол, 2018. - С. 63-64
11. Легкая, Е.Ф. Эффективность использования компьютерной программы «Перст» для повышения деятельности рук у детей школьного возраста [Текст] / Е.Ф. Легкая, Л.С. Ходасевич // Современные вопросы биомедицины. Сочи, 2019. - С. 39-52
12. Логвиненко Г. Декоративная композиция. Litres, 2018.
13. Лясковская Е.А., Соколова Е.В. Особенности решения цветовой гармонии в композиции // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. 2019. С. 270−276.
14. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. – М.: Московский центр Монтессори, 2018. – 203 с.
15. Чумак З.Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З.Л. Чумак, Ж.Г. Шахматенко, И.А. Докучаева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 362- 364. – URL: https://moluch.ru/archive/289/65598/
16. Шайхлисламова Р.Н. «Оригами как средство развития мелкой моторики старших дошкольников» // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/origami-kak-sredstvo-razvitiya-melkoymotoriki-starshih-doshkolnikov
17. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин // Педагогика, Москва, 1989.-560 с
18. Ягишева Е.В. Формирование готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы средствами пластилинографии // XX Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона. 2017. С. 152−154.
19. Khramtsov D., Stoyanov, A., Starikova N., Sazonov. V. Neurobiology of fine motor skills // Up-to-date status Article in Journal of Education, Health and Sport. 2021. Vol. 11 (7). P. 250-257
20. Oktavia D., Bali M., Rahman H., Umar U., Syakroni A., Widat F. Exploration of Fine Motor Skills through the Application of Paint// Conference: Proceedings of 1st Workshop on Environmental Science, Society, and Tech-nology, WESTECH 2018, Medan, Indonesia. 2018. Vol. 6. P. 1-6
21. Rebecca E., Heidrun S., Sebastian P. Fine Motor Skills and Lexical Processing in Children and Adults // Suggate Department of Educational Sciences, University of Regensburg, Regensburg, Germany. 2016. Vol. 12. P. 2-14