Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной профессиональной образовательной среде происходит стремительное изменение процессов производства на основе внедрения новых современных технологий и оценочных средств на основе компетентностного и системно деятельностного подхода. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров для производства стояла во все времена. Сегодня в условиях ИКТ технологий и цифрового образования эти проблемы становятся ещё более актуальными, поскольку педагоги системы СПО имеют достаточно много средств и ресурсов для оценки полученных студентами знаний, умений, навыков и компетенций.
Современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, необходимыми профессиональными умениями и навыками, а также сформированными общими и профессиональными компетенциями, что является требованиями ФГОС СПО по всем профессиям и специальностям. Каждый будущий специалист сегодня должен быть готовым к принятию профессиональных ответственных решений.
На современном производстве технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих, или служащих. Необходимо подготовить новое поколение квалифицированных специалистов в условиях проникновения новых технологий во все сферы производства. Сегодня часто поднимают вопрос о необходимости высшего образования для специалистов по рабочим профессиям. Чтобы получить соответствующий запланированный результат, необходимо иметь объективные контрольно – оценочные средства для оценки освоения теории и практики на каждом этапе обучения в колледже, или техникуме. Введение в образовательный процесс ФГОС СПО обеспечил принципиально новое содержание подходов к уровням профессиональной компетентности будущих специалистов. Современные условия обучения и комплексный системный контроль, реализуемый в виде текущей, промежуточной и итоговой аттестации позволяют достичь высокого уровня профессиональной компетентности выпускников. При этом можно говорить о том, что квалифицированный рабочий должен быть готов к изготовлению изделий, технология которых требует творческого подхода и самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения продукции.
Цель работы: теоретически и практически обосновать разработку и реализацию контрольно – оценочных средств и контрольно – измерительных материалов на основе компетентностного подхода.
Объект исследования: процесс системного и комплексного оценивания образовательного результата в системе СПО.
Предмет исследования: комплексное контрольно – оценочное обеспечение образовательного процесса в системе СПО с учётом обучающей, воспитывающей и развивающей функций теоретического и производственного обучения.
Задачи:
1. Проанализировать понятие контрольно – оценочные и контрольно – измерительные материалы в системе СПО в условиях компетентностного подхода.
2. Рассмотреть способы разработки разноуровневых контрольно – оценочных диагностических материалов в системе СПО.
3. Описать особенности разработки контрольно – оценочных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля.
4. Предложить методические рекомендации для разработки разноуровневых контрольно – оценочных материалов в системе СПО.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы разработки и реализации контрольно – оценочных материалов для профессий и специальностей в системе СПО
1.1. Анализ понятия контрольно – оценочных материалов в системе СПО в условиях компетентностного подхода
Любой образовательный процесс осуществляет три основные взаимосвязанные функции:
1. Обучающая.
2. Воспитывающая.
3. Развивающая.
Подобного рода функции осуществляются в ходе любого учебно – воспитательного процесса. Не исключено это и в ходе реализации образовательного процесса в системе СПО, то есть, в профессиональных колледжах и техникумах, где студенты получают выбранные профессии и специальности. Речь всегда идёт о реализации триединой образовательной цели: обучающей, воспитывающей и развивающей, не зависимо от того, какой образовательный результат предусмотрен ФГОС и основной образовательной программой.
Этот вопрос не является новым, и образовательный процесс всегда подразумевал реализацию данного рода целей и функций. Тем не менее, когда речь шла о реализации традиционного знаниевого подхода, до выхода в свет образовательных стандартов ФГОС СПО, речь в основном шла о реализации функции обучения и требования предъявлялись к так называемым ЗУНам, формируемым в образовательной среде, знаниям, умениям и навыкам [8]. По отношению к ЗУН требования не изменились, но в современной образовательной среде произошла смена парадигмы от знаниевой модели, к компетентностной (в системе профессионального образования), или системно – деятельностной (в системе общего образования).
Для системы СПО характерна компетентностная образовательная модель, которая в качестве конечного образовательного результата подразумевает формирование общих и профессиональных компетенций субъекта профессионального образования. Рассмотрим в общих чертах роль обучающей, воспитывающей и развивающей функций теоретического (реализуемого в рамках учебных дисциплин и междисциплинарных курсов) и производственного обучения (реализуемого в рамках учебной и производственной практики). Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории профессионально-педагогических работников.
1. Обучающая функция обучения в СПО. Предполагает формирование профессиональных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС СПО, по конкретной профессии и специальности. При этом процесс подразумевает планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание образовательного процесса по профессии, или специальности. При этом происходит формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, которые обеспечивают широту профиля подготовки. Сформированные в ходе обучающей функции умения, навыки и компетенции позволяют применять полученные знания для реше¬ния учебно-производственных задач. Формируется готовность к овладению новой техникой и технологиями и определенный профессиональный опыт, обеспечивающий владение полученной профессией, или специальностью [12]. Можно говорить о том, что обучающая функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний и умений, которые способствуют формированию профессиональных умений, навыков и профессиональных компетенций (ПК) для решения учебных и производственных задач.
2. Воспитывающая функция производственного обучения подразумевает следующее:
-воспитание уважения к труду и своей профессии/специальности;
-воспитание высоких нравственных качеств будущего специалиста;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к профессиональному и социальному общению;
-воспитание у студента трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование у студента норм и правил поведения в социуме.
Данный образовательный результат обеспечивается сформированными общими компетенциями (ОК), заданными каждым ФГОС СПО и являющимися для всех одинаковыми. ОК подразумевают сформированность, личностных качеств студента, умение работать с необходимой информацией и владение ИКТ
Воспитательная функция является объективной закономерностью и неотъемлемой составной частью процесса обучения в СПО. Любое обучение постоянно воспитывает учеников. При этом основная задача педагога системы СПО, будь то, преподаватель. Или мастер производственного обучения, использовать и разви¬вать воспитательные возможности и ресурс производственно - практического обучения. Можно говорить о том, что воспитательная функция процесса обучения направлена на воспитание у студентов личностно и профессионально значимых качеств, которые позволяют судить о профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.
3. Развивающая функция производственно-практического обучения подразумевает следующее:
-формирование и развитие рациональных приемов технического мышления студентов;
-развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности студентов;
-формирование и развитие творческого мышления учеников в процессе профессионального обучения и производительного труда;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн. - 2009. - 220 с.
2. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. –285 с.
3. Аксенов, В.В. Экономические деловые игры [Текст] / В.В. Аксёнов. – Среднее профессиональное образование. 2000. - No 8. – С. 28 – 32.
4. Бельчиков, Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. [Текст] / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. - 2009. - 304с.
5. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 204 с.
6. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. - 2002. - No 3. – С 39 - 45.
7. Вербицкий, А.А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов [Текст] / А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова // Обзорная информация. НИИВШ. М. -2006. - Вып. З. - 42 с.
8. Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А.Н. Иоффе // Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. – 382 с.
9. Карпенко, М.В. Будущему образованию – технологию будущего [Текст] / М.В. Карпенко. – Обозреватель. – 2009. - No 6. – С.18-22.
10. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 353 с.
11. Минаев, Д. В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. [Текст] / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
12. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов
колледжа в современном профессиональном образовании [Текст] / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». — 2011. —N2 7. — С. 2 - 8.
13. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
14. Мынбаева, А.К., Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Учебное пособие [Текст] / А.К. Минбаева, З.М. Садвакасова. – Алматы. - 2009. – 344 с.
15. Напалкина, М.В. Деловая игра как активный метод обучения. учеб. пособие [Текст] / М.В. Напалкина. - Екатеринбург: Интеграция образования -2012. - с. 17 – 20.
16. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. [Текст] / А.П. Пафилова. – М.: Академия, - 2010. – 368 с.
17. Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 28.11.2022).
18. Плешакова, Н.В. Деловые игры в экономике: методология и практика. Учеб. пособие [Текст] / М.В. Плешакова. — М.: КноРус, 2008.— 235 с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Метод. пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение. - 2005. - 305 с.
20. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
21. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2007. - Кн.1 - 174 с.
22. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения [Текст] / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко. - 2005. – 360 с.
23. Чеглакова, Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей [Текст] / Л.С. Чеглакова. - М.: Концепт. - 2012. ‒ с. 2–7.
24. Шаронова, С.А. Деловая игра. Практикум [Текст] / С.А. Шаронова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов. - 2005. – 90 с.
25. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. – М.: Изд. Высшее профессиональное образование, 2007. – 368 с.