Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Выдающиеся русские писатели (такие, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.П. Бажов, В.В. Бианки и многие другие) часто обращались к проблеме образования и воспитания детей, представляя собственные взгляды. Одним из таких писателей стал Лев Николаевич Толстой – автор, известный каждому русскому человеку с детства.
Педагогические идеи Льва Толстого основывались на его философских взглядах на мораль, нравственность, ответственность и чувство долга. Духовная сфера личности составляла один из самых важных аспектов творчества Льва Николаевича Толстого, что отразилось на его педагогических воззрениях.
В настоящее время морально-нравственные качества учащихся, их готовность не только воспринимать информацию от педагога, но и развивать собственную личность лежат в основе ФГОС нового поколения. В этом аспекте важное значение имеет обращение к традициям русской классики, к мыслям величайших писателей. Следовательно, педагогические идеи Льва Толстого необходимо анализировать в современном аспекте.
Следует также отметить ориентирование современного школьного образования на патриотизм и российские традиции, что также делает тему данного исследования актуальной.
Степень разработанности темы. Особенности педагогических идей в произведениях Толстого отметил еще Н.Г. Чернышевский в своих статьях, посвященных раннему творчеству Толстого. Он не только проницательно выделил главное в психологизме Толстого («диалектику души»), но и подчеркнул не менее важный феномен воспитательного начала в творчестве Толстого – «чистоту нравственного чувства» [29, c. 173].
Чернышевский отметил различные приемы, которые использовались писателями современниками Л.Н. Толстого при изображении человека. В своей статье «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого» критик пишет, что «психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всё более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей, графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Выходит, что Толстого интересует не сам результат создания характера персонажа, а нечто большее: «… он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, – и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются графом Толстым».
Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять мерцающее отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственнейших движений психической жизни. В этом состоит, как нам кажется, совершенно оригинальная черта его таланта. Из всех замечательных русских писателей он один мастер на это дело» [29, c. 191].
Воспитание духовности и чистота нравственного чувства в произведениях Толстого с течением времени вступают в еще более тесное взаимодействие. По-видимому, соотношение этики и эстетики в педагогических взглядах Толстого можно определить, перефразируя его знаменитые слова о величии: «нет красоты там, где нет простоты, добра и правды» [29, c. 195].
Исследователи русской философии указывали и на педагогические идеи Толстого, и на специфику его религиозно-философских воззрений, исследовали связь моральной стороны его воззрений с изображением характеров. Например, Н.А. Бердяев писал, подчеркивая монументальность исканий Л.Н. Толстого, о том, что «в толстовской жажде абсолютного и максимального осуществления правды в жизни, в толстовском требовании до конца, всерьез принять христианство и реализовать его есть своеобразное величие» [5, c. 84].
П.М. Бицилли приходит к выводу: «Существует довольно простое объяснение пессимизма, к которому, после “Казаков” и “Войны и мира”, пришел Толстой: он постарел и утратил вкус к “рaдостям жизни”» [7, c. 473]. Далее философ полемизирует с этим простым объяснением, имея в виду, по всей видимости, Д.С. Мережковского. Однако, обращаясь к педагогической направленности произведений Толстого, мы видим не утрату вкуса к жизни, а наоборот, защиту жизни, понимание жизни как деятельного добра.
Различные авторы (У.Н. Алиева [1], Т.А. Артамонова [2], Е.А. Глодова [10], Г.А. Колесникова [12], Е.С. Краснова [13], Н.Г. Набиев [19], Н.А. Пахомова [24], В.Б. Ремизов [25] и др.) изучали историю педагогической деятельности Л.Н. Толстого.
Объект исследования – деятельность Л.Н. Толстого
Предмет исследования – педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
Цель исследования:
1. Охарактеризовать особенности жизни и творчества Л.Н. Толстого
2. Рассмотреть особенности педагогических взглядов Л.Н. Толстого
3. Определить особенности различных периодов педагогической деятельности Л.Н. Толстого.
Методология исследования: работа осуществляется при помощи аналитического прочтения текстов Л.Н. Толстого, сравнительно исторического, биографического, культурно-исторического, структурно-семиотического методов.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогических взглядов Л.Н. Толстого
1.1. Л.Н. Толстой: особенности жизни и творчества
Жизнь Льва Николаевича Толстого была столь драматична, что биограф Толстого назвал его жизнь «скорее войной, чем миром». По мере того, как разворачивалась драма его жизни, он впоследовательно выступал в ролях аристократа, землевладельца, солдата, социального реформатора, религиозного активиста, морального крестоносца, пацифиста и странствующего аскета на фоне имперской России, находящейся на этапе перехода от феодального общества к индустриальному. Его жизнь неразрывно связана с эволюционирующими социально-культурными и политическими событиями его эпохи.
Лев Толстой родился в 1828 году в аристократической семье землевладельцев в родовом поместье Ясная Поляна, в ста километрах к юго-западу от Москвы [14].
Смерть была постоянным гостем на протяжении всех лет его становления. Он потерял свою мать в возрасте двух лет, а затем отца и бабушку, когда ему было девять. Затем его увезли вместе с сестрой и тремя братьями в Казань, областной город, к его тете, которая тоже умерла, когда ему было четырнадцать. Эмоциональное воздействие серии потерь на молодого Льва точно не известно.
Что известно, так это то, что из-за отсутствия структуры и руководства Лев Толстой вступил в жизнь юношеского разврата в период своей юности и ранней зрелости. Он стал играть в азартные игры и залез в долги, поэтому был вынужден продать часть своего унаследованного имущества, чтобы оплатить свои карточные долги [13].
Творческий потенциал Льва Толстого никогда не вызывал сомнений. Он поступил в Казанский университет изучать право и языки. Он читал на восточных и арабо-тюркских языках, а также был знаком с французским, немецким и английским языками. К сожалению, его неугомонность заставила его покинуть университет, не закончив его [5].
На Толстого оказали сильное влияние философские концепции Жан-Жака Руссо [1712-1778], франко-швейцарского мыслителя и социального реформатора. Руссо верил во врожденную доброту человека, которая развращается по мере того, как он приобретает власть и богатство в так называемом утонченном обществе, что приводит к несчастью. Спасение человека можно найти в возвращении к первичной культуре и ведении жизни в простоте и бескорыстии. Мысли Руссо о большем социальном равенстве, отказе от организованных религий в пользу личной совести, поощрении образования, ориентированного на детей, и т.д. оказали особое влияние на формирование личной философии Толстого и, в свою очередь, его литературных предложений [29].
В попытке изменить себя Толстой попытался стать образцовым фермером и ученым одновременно, но потерпел сокрушительную неудачу в своем начинании.
Возможно, нуждаясь во внешнем контроле, он отправился на Кавказ, чтобы присоединиться к своему брату, который был направлен офицером российской армии в казачью деревню на границе с Чечней, сражаясь с местными повстанцами. После периода безделья, азартных игр и сексуальных проступков он вступил в армию в качестве кадета и начал писать! Именно в этот период, выздоравливая от венерической болезни, он написал свое первое литературное произведение «Детство, отрочество и юность» – полуавтобиографическое – завоевав репутацию многообещающего писателя.
Затем Толстой присоединился к российским войскам в Крыму, защищавшим стратегический черноморский порт Севастополь от вторжения союзных войск Великобритании, Франции и османов [1854-55]. Здесь он принял двойную роль комбатанта и военного репортера. В своей последней роли, сопровождая читателя на театр военных действий, он изобразил множество эмоций на лицах и в сердцах как гражданских лиц, так и комбатантов – печаль, трусость, ужас, ненависть и даже восхищение врагом. Он получил признание как первый военный корреспондент и был отмечен за точность описания. Его публикации в журнале «Современник», которые стали известны как «Севастопольские рассказы», стали частью его литературного канона. Он писал: «Герой моего рассказа, которого я люблю всей силой своей души, которого я пытался представить во всей его красоте, и который был, есть и всегда будет самым красивым, – это Правда» [11].
Опыт переживания ужасов военных действий в Крыму заставил его изменить свое отношение к войне, что нашло отражение в его произведениях – от патриотического рвения к тщетности, приведшей к пожизненной доктрине пацифизма.
Вернувшись домой из Крыма, Толстой отождествил себя с крестьянами, проникся симпатией к сельскому пейзажу и глубоко переживал социальное неравенство, существовавшее между аристократией и крестьянством, – взгляды, сильно отраженные в его поздних произведениях. Он носил крестьянскую одежду, отрастил бороду и ‘сменил перо на плуг’. Он влюбился в крестьянку Аксинью, которая в 1858 году родила ему сына Тимофея – вопрос, который преследовал его всю оставшуюся жизнь [6].
На этом этапе семья оказывала на него все большее давление, требуя, чтобы он женился и остепенился. В 1862 году, достигнув 34-летнего возраста, он женился на Софье Берс – вдвое моложе его – дочери уважаемого врача. За несколько дней до свадьбы, совершив поступок, который можно охарактеризовать как жестокий, Толстой заставил свою невесту, молодую и нежную, прочитать его дневники с грязными подробностями о его прошлом – эпизодах пьянства, сексуальных контактах, азартных играх и его отношениях с крестьянкой, которая родила ему сына. Взамен он потребовал правду о ее прошлом. Тем не менее, свадьба состоялась с пышной церемонией в Кремле, поскольку он был замечен как многообещающий молодой человек – богатый аристократ-землевладелец с литературным потенциалом [21].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиева У.Н. О христианском альтруизме в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» // Евразийский союз учёных.2015. №4. (2). С. 6–10.
2. Артамонова, Т.А. Этико-педагогические идеи Л.Н. Толстого сквозь призму «Теории свободного воспитания» // Культура, наука и образование: традиции и инновации. материалы ХIII Международной научно-практической конференции. Балашиха, 2021. С. 46-49.
3. Афанасьев Э.С. Реалистический эпос Л.Н. Толстого // Литература в школе. 2010. № 12. С. 5–9.
4. Бахтин М.М. Идеологический роман Л.Н. Толстого // М.М. Бахтин. Собр. соч. в 7 т. Т. 2. М.: Русские словари, 2002. С. 185–204
5. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М.: Гендальф, 1992. 207 с.
6. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981. 176 с
7. Гельфонд М.Л. Антропология Л.Н. Толстого // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 21–32
8. Глодова, Е.А. Педагогически идеи П.Ф. Лесгафта и Л.Н. Толстого о семейном воспитании // Наукосфера. 2022. № 9-2. С. 52-59.
9. Давыдов Ю.Н. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой // Вопросы литературы. 1994. №7. С. 83–108.
10. Колычева Г.Ю. Рассказы Л.Н. Толстого и их роль в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2016. - С. 138–149
11. Лукацкий М.А. Философско-методологические основы педагогики Л.Н.Толстого: дисс. докт. пед. наук. Тверь. 1999. 307 с.
12. Колесникова, Г.А. Дидактические идеи, педагогические принципы и деятельность Л.Н. Толстого // ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА. педагогические чтения, посвященные Году литературы в Российской Федерации : сборник статей. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. 2015. С. 21-24.
13. Косенко, Л.Ф. Дидактические идеи, педагогические принципы и деятельность Л.Н. Толстого // ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА. Педагогические чтения, посвященные Году литературы в Российской Федерации. 2015. С. 54-58.
14. Краснова, Е.С. О педагогических идеях Л.Н. Толстого и И.Я. Яковлева // Педагогические идеи Л.Н. Толстого сегодня. сборник материалов Международного научно-практического семинара, посвященного 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. Российский университет дружбы народов ; под общ. ред. Т. М. Балыхиной. 2018. С. 75-86.
15. Логвинова, Л.И. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в программах музейной педагогики. Принципы школы писателя в Ясной поляне // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 8 (72). С. 129-133.
16. Масолова Е.А. Ахроматические колоративы в поздней художественной прозе Л. Толстого: семантика и функции // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 4. С. 193–214.
17. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М.: Наука, 2006. 309 с.
18. Набиев Н.Г. Проблема человека в творчестве Л.Н.Толстого. Баку: Бакинский славянский университет, 1999. 424 с.
19. Набиев Н.Г. Человек в мире Л.Н.Толстого. М.: Диалог МГУ, 1999. 250 с.
20. Некрасов И.А. Философская антропология Л. Н. Толстого. М.: Рукопись, 1998. 132 с.
21. Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в движении эпох: философские и религиозно-нравственные аспекты наследия мыслителя и художника. Материалы международного Толстовского форума, посвященного 100- летию со дня смерти Л.Н. Толстого (пос. Лев Толстой Липецкой обл. – 98 Тула, Ясная Поляна Тульской обл. Москва, 20-25 ноября 2010 г.). В 2 ч. Ч.II. М: Ясная Поляна, 2011. С. 103–117.
22. Панова О.Б. Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»: Проблемы поэтики и онтологии: дисс. канд. филол. наук. Томск, 2002. 210 с.
23. Пахомова, Н.А. Дидактические идеи, педагогические принципы Л.Н. Толстого // ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - ВАЖНЕЙШИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА. педагогические чтения, посвященные Году литературы в Российской Федерации : сборник статей. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж. 2015. С. 28-33.
24. Ремизов В.Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник: Этика и эстетика. Вопросы поэтики. Творческие связи и традиции. Тула: ТГПИ, 1992. C. 4– 22.
25. Романов Д.А. Философский и психологический опыт нравственноэтических поисков личности в художественно-языковой рефлексии (на 99 материале повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий») // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 5. С.152–162.
26. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Художественная литература, 1972. 543 с.
27. Шульц С.А. Неосуждение и прощение: философские заметки по поводу Л.Н. Толстого на фоне Канта и Бахтина // Материалы Толстовских чтений 2018 года в Гос. музее Л.Н. Толстого. М.: РГ–Пресс. 2019. С. 238–248.