Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое.
В процессе становления личности дошкольника, художественное творчество и изобразительное искусство реализовывает формирующую и воспитательную цель. Значительное место в сохранении и преумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музеям. Музеи помогают формированию у дошкольников духовно-нравственной, эстетической и художественной культуры. Вопрос изучения музейного дела в ДОУ можно вывести на новый уровень, поскольку современные музеи оказывают большую помощь образовательной системе. Его современный культурный потенциал заключается в использовании современных инновационных технологий, интерактивных способов воздействия на детскую аудиторию, связанных с современным креативным мышлением дошкольников.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования художественно - эстетическое развитие является приоритетной областью образования детей дошкольного возраста. Оно предполагает создание условий для развития у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, народного творчества и др. Главным направлением музейной педагогики является создание многоступенчатой системы музейного образования. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей дошкольника. Она осуществляет поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, которые призывают активно использовать краеведческий материал.
Цель работы: определить психолого - педагогические условия воспитания художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Объект исследования: процесс воспитания художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс воспитания художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Задачи:
1. Рассмотреть музейную педагогику и ее значение в системе дошкольного воспитания.
2. Изучить психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Описать организационно – педагогические условия воспитания художественного вкуса у старших дошкольников посредством музейной педагогики.
4. Предложить методические рекомендации по воспитанию художественного вкуса у старших дошкольников посредством музейной педагогики
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания художественного вкуса у старших дошкольников посредством музейной педагогики
1.1. Особенности воспитания художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста
По мнению учёных, в возрасте до 5 лет развитие способностей в искусствах происходит наи¬более благоприятно, поскольку именно в это время форми¬руются предпочтения ребёнка. Под художественным вкусом понимают способность к художественному восприятию в определенной сфере искусства и способность самого субъекта создавать какие-либо творческие продукты [5]. Художественный вкус и способности субъекта характеризуют степень освоения определённого рода творческой деятельности. У субъекта присутствует способность продуцировать идею произведения искусства как свой субъективный мир, который вызовет отклик у другого человека. В техническом плане – это умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности.
Под художественным вкусом будем также понимать качественную характеристику духовно-практической деятельности, отражающей творческое отношение людей к художественной практике и реализующей их способности к восприятию, познанию искусства в конкретно-исторических условиях [8]. Способности каждого человека – это те его иные свойства или качества, которые делают субъекта пригодным, к выполнению какой либо деятельности. На современном этапе развития человечества, формирование духовной культуры и художественного вкуса становятся важной задачей в развитии каждой личности. Большую роль здесь может сыграть музей, который, в отличии, от других образовательных центров более демократичен и обладает способностью к воспитательному воздействию на все возрастные категории населения.
Педагогические аспекты формирования художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста исследовали Т.С. Комаров, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалов и др. Проблема художественно – эстетического воспитания и формирование художественного вкуса у старших дошкольников является одной из главных задач, которая стоит перед ДОУ.
Учёные считают, что в возрасте до 6 лет развитие способностей в искусствах происходит наиболее благоприятно, поскольку именно в это время форми¬руются предпочтения ребёнка. Под художественными способностями понимают способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства. Художественные способности характеризуют степень освоения определённого рода деятельности. Происходит это в мировоззренческом плане. То есть, присутствует способность продуцировать идею произведения искусства как свой субъективный мир, который вызовет отклик у другого человека. В техническом плане – это умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности. Несомненно, речь также идёт и о навыках и компетенциях субъекта, которые сделают все эти средства эффективными.
Проблемы развития художественных способностей и вкуса субъектов находятся в русле художественно-эстетического воспитания. В отечественной науке существует деятельностный и личностный подход к способностям субъекта. Представители деятельностного подхода определяют «способности» как индивидуально-психологические особенности личности, возникающие на основе задатков и приводящие к успеху в какой-либо деятельности (Б.М. Теплов).
Художественные способности характеризуют степень освоения этой самой деятельности. Ядро художественных способностей можно определить как эмоционально выраженную потребность в эстетической самореализации и способности художественного освоения мира изобразительно-выразительными средствами и наличие соответствующей возрасту «Я-концепции творца» [6].
Исследователи Н.А Ветлугина, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др., в качестве основного звена художественных способностей отмечают эстетическое восприятие и эстетическое отношение к действительности. Влияние «эстетического» или «художественного» фактора на
конечное понятие художественных способностей, оказывается гораздо более существенным, чем все остальные факторы. Н.П. Сакулина выделяет следующую структуру способностей к изобразительной деятельности:
-способность к изображению, восприятие и представление,
графическое воплощение образа;
-способность к художественному выражению, эстетическая оценка,
эмоциональный отклик и интеллектуальная активность».
На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым,
Н.А. Ветлугина выделила следующие элементы художественных
способностей:
-художественное восприятие как способность воспринимать и
переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства;
-лёгкое вхождение в воображаемую ситуацию и эмоциональный отклик на красоту;
- оценочное суждение – способность оценивать прекрасное в окружающем и
различать средства художественной выразительности в содержании
литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной
деятельности;
- художественная деятельность как самостоятельный поиск и нахождение оригинальных приемов решения художественных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления [Текст]/В. М. Ахунов// Вестник Московского университета.-2016.- Сер.20: Педагогическое образование. No 4. С.45-57.
2. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
3. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 15.05.2023).
4. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста : учеб. пособие для педагогов [Текст]/ Н. В. Бутенко. – Москва: Изд. дом Акад. Естествознания, 2013. - 344с.
5. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 15.05.2023).
6. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 15.05.2023).
7. Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. [Текст]/ А.М. Вербенец– СПб.: Адва Пресс, 2017. - 324с.
8. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
9. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
11. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
12. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
13. Запорожец, И. Д. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст]/ И. Д. Запорожец //Искусство в школе. - 2016. - No 4. С.11-18.
14. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
15. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18.
16. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
17. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
18. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 183 с.
19. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова.-М., 2009.-175с.
21. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
22. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
23. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 15.05.2023).
24. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 15.05.2023).
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.