Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня актуальны задачи развития этнокультурной компетентности у студенческой молодежи, укрепления межнациональных отношений. Утверждение «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» представляется чрезвычайно важным и своевременным. В России востребована стратегия развития национальной идентичности, национального образования с учетом культурных особенностей и традиций многонациональной страны.
В государственных образовательных учреждениях согласно Федеральной программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» при обучении толерантности акцент сделан на формирование этнокультурной компетентности и этнического самосознания молодежи.
Это вызвало интерес к данной теме и желание провести сравнительный анализ отношения к традиционной культуре у студенческой молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
Мы рассматриваем отношение к традиционной культуре как готовность к этнокультурному взаимодействию и взаимопониманию на основе знаний, суждений об этнических культурах. Обладая этнокультурной компетентностью, личность выступает субъектом, активным носителем опыта в области межэтнического взаимодействия и этнокультур. Знания и умения студента в этой области разрешают ему принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, адекватно оценивать условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, значительной результативности в коллективной деятельности.
Студенческий возраст - это сенситивный возраст для того, чтобы развивать основные социогенные возможности человека. Это время продолжения формирования концепции Я, осознания, идентификации, включая этническую идентичность. Процесс образования идентичности – процесс выбора молодежью ценностей, убеждений, целей жизни. Вот почему юношеский возраст так чувствителен к выработке толерантности - интолерантности.
Учебно-образовательная среда университета - социокультурный фактор развития толерантного отношения, поэтому нужно, чтобы целенаправленно в ней создавались условия для формирования сознания толерантного характера, были представлены модели формирования отношений принятия культуры других людей.
Объект исследования: отношение к традиционной культуре.
Предмет исследования: особенности отношений к традиционной культуре у студенческой молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
Цель исследования: проведение сравнительного анализа отношения к традиционной культуре у студенческой молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему отношения к традиционной культуре.
2. Дать характеристику отношения к традиционной культуре у студенческой молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
3. Эмпирическим путем выявить особенности отношений к традиционной культуре у студенческой молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности отношения к традиционной культуре у студентов русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей.
Теоретико-методологической основой исследования являются
- теория социальной идентичности Г. Тэжфела и Дж. Тернер;
- исследовательские работы Т.Г. Стефаненко, В.А. Сухарев и др. о проблеме этнической идентичности;
- этнопсихологические и кросскультурные исследования об особенностях этнической идентичности и этнического самосознания (Н.М. Лебедева, А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Дробижева и др.), механизмам формирования толерантного сознания и толерантных отношений (С.К. Бондырева, Е.Ю. Клепцова, А.П. Садохин, Л.Г. Почебут);
- концептуальные разработки этнической идентичности в русле развития личности в работах И.С. Кона, Г.Н. Волкова, В.С. Мухиной и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: методики
- «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова);
- «Этническая идентичность» (О. Л. Романова).
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе материала по проблеме особенностей отношения студентов к традиционной культуре.
Практическая значимость работы: работа представляет интерес для специалистов различных сфер, занимающихся исследованием, развитием, организацией изучения проблемы особенностей отношения студентов к традиционной культуре.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Проблема отношения к традиционной культуре
1.1 Понятие традиционной культуры
Рассмотрим в данном параграфе понятие традиционной культуры.
Понятие «традиция» является одним из немногих, вокруг которого сложились достаточно устойчивые, но противоположные по содержанию и исходным установкам представления. В их основе лежат определенные ценностные подходы.
Одним из них является то, что традиция представлена как нечто архаичное, косное, устаревшее, консервативное, мешающее современному развитию культуры, на другом традиция выступает как социальный идеал, фундаментальная ценность, требующая серьёзных усилий для её восстановления и поддержания, как неотъемлемая основа динамики культуры.
Само понятие «традиционная культура» трактуется современными исследователями по-разному. Наблюдается на равных употребление таких терминов, как «традиционная», «фольклорная», «народная», «архаическая», «крестьянская», «бытовая» культура.
В гуманитарных исследованиях понятие «традиция» может трактоваться широко: как некая фундаментальная универсальная характеристика, действие которой распространяется в очень широких временных и пространственных пределах.
Традиции – это «набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений» [2]. В связи с этим традиции являются важнейшим фактором социализации личности человека, а социальным институтом, призванным сохранять и передавать традиции этноса и нации, является семья.
Существует и другое более широкое понимание традиций как какой-то константы, воспроизводимой в отдельных группах, таких как этнические общности. Если так понимать традицию, то она становится тождественной традиционной этнокультуре вообще или ее отдельным слоям фольклора, народного искусства. При этом традиция включает в себя все традиции культуры того или иного периода, всю совокупность текстов культуры их содержательных, смысловых, символических сторон и способов их использования и освоения. При этом все, что касается традиции, считается лучшим, истинным, изначальным.
Особенностью философского подхода к определению традиции является то, что, отвлекаясь от конкретных образцов и произведений традиционной культуры, главное внимание обращается на процессуальный аспект этого явления, на то, что есть традиция. С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей. Содержанием традиции может стать любой функциональный элемент культуры: знания, нормы морали, ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Традиция выступает как очень широкое (родовое) понятие, а обычай, обряд, ритуал – как более частные, видовые по отношению к нему.
В этнографии термин «традиционная» обычно рассматривается как синоним слов «народная», «фольклорная» (К. В. Чистов, П. Г. Богатырёв, Н. Н. Мамонтова).
В отечественной науке Э. С. Маркаряном предложен междисциплинарный подход к исследованию культурных традиций, и его определение было поддержано научным сообществом. Традиция рассматривается как выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Но подчёркивалось, что этот опыт может называться традиционным, если он становится доменом общественного сознания [15, с. 83]. Впоследствии этот подход обогащался аксиологическими пониманиями традиции, и он был осмыслен не только как коммуникативная функция, но и как творческой функцией.
Аксиологический подход к культуре и, в частности, к культурной традиции настраивает на субъективное, деятельное, активное отношение к каждому наблюдаемому предмету культуры. Это отношение должно быть дифференцированным, основанным на всестороннем, конкретно-историческом исследовании предмета. Аксиологический подход требует тщательного исследования того, как действует механизм формирования и передачи традиции. В этой связи представляется перспективным предложенное И. Б. Зыковым и К. В. Чистовым использование понятия «социальная память» при изучении культурной традиции. В отношении понятий «традиция» и «культура» К. В. Чистов пишет, что «эти термины в определённом теоретическом контексте синонимичны или, может быть, точнее – почти синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» – механизм его функционирования. Нет общества без культуры, то есть, по Э. С. Маркаряну, – адаптивно-адаптирующего механизма, обеспечивающего функционирование общества. Подобный механизм не может сформироваться без «негенетической памяти коллектива» (Ю. М. Лотман), то есть без традиции, которая в значительной мере представляет собой систему социально-значимых стереотипов. Соответственно, традиция – это «сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определённый отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем воспроизводятся» [28, с. 106].
Таким образом, под определением традиционной культуры будем понимать такой способ общественного бытия, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий.
1.2 Характеристика отношения к традиционной культуре у молодежи русской, тувинской, хакасской и алтайской национальностей
Этническое самоопределение является важнейшим этапом становления человека как личности, так как этническая идентичность напрямую связана с
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Асеева Т. А. Идентификация жителей Республики Алтай: от этнической к гражданской идентичности // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-zhiteley-respubliki-altay-ot-etnicheskoy-k-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 03.05.2023).
2. Белик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии : учеб. пособие. М. : Российский гос. гум. ун-т, 2001. 378 с.
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. - 208 с.
4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 c.
5. Дугарова Т. Ц. Модификации этнического самосознания: профилактика экстремизма в студенческой среде // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 5. — С. 49–54.
6. Дугарова Т. Ц., Сагалакова Л. П. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 6. — С. 80–86.
7. Дугарова Т. Ц., Ондар Л. М., Сагалакова Л. П. Исследование национального самосознания школьников и студентов Республики Тыва // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 15. — С. 112–115.
8. Изиева Б. А. Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2015. — № 3. — С. 27–30.
9. Головина С. Г., Спирина Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnicheskoy-tolerantnosti-studentov-psihologo-pedagogicheskie-aspekty (дата обращения: 03.05.2023).
10. Казанцев Д. А. Уровень этнической толерантности в Республике Алтай: результаты исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-etnicheskoy-tolerantnosti-v-respublike-altay-rezultaty-issledovaniya (дата обращения: 03.05.2023).
11. Карамашева Т.А., Гусева Т.Б. // Особенности этнической идентичности у студентов и школьников хакасского этноса [Текст] / Карамашева Т.А., Гусева. Т.Б. // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы третьей международной научно-практической конференции / под ред. Т.А. Фотековой. – Абакан: Изд-во «Диалог Сибирь - Абакан», 2008.
12. Коновалова Л. В. Педагогические условия формирование этнокультурной компетентности педагогов в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2015. — № 2. — С. 72–80.
13. Курске В.С. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования (на примере российских немцев): дис. ... канд. социол. наук. М. 2011.182 с.Ламажаа Ч. К. Социология молодежи Тувы // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 340–348.
14. Малякова Н. С. Реализация идеи народности в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 32–37.
15. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Совет. этнография. – 1981. – № 2. – С. 77–95.
16. Модоров Н.С. Проблемы толерантности и сотрудничества народов (на примере Горного Алтая) // Проблемы этнического сепаратизма в центральной Азии и Сибири: история и современность. Материалы научной конференции. 13-14 сентября 2004 г. - Барнаул. Изд-во АзБука, 2004. - С. 151-159.
17. Мышлявцев Б. А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема взаимодействия культур [Электронный ресурс] // Сибирский этнографический вестник. — 2003. — № 14.
18. Мудрик А. Социализация человека. М. : Академия, 2004. 304 с.
19. Ондар Л. М. О результатах исследования этнической идентичности в старшем школьном возрасте // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-rezultatah-issledovaniya-etnicheskoy-identichnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 03.05.2023).
20. Платонов Ю. П. Этническая психология : монография. СПб. : Речь, 2001. 320 с
21. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 281 с.
22. Солдатова Г.У. Этническое самосознание и этническая идентичность // Этническая психология. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. - С. 189-196.
23. Социология молодежи: учеб. пособие / Рек. Акад. гум. наук РФ ; Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. [Б. м. : б. и.]. Ростов н/Д : Феникс, 2001. 576 с.
24. Стурова М. В. Этноконфессиональная коммуникация в Алтайском крае / Сб. материалов III региональной молодежной научной конференции / Отв. ред. Р.Е. Романов; Институт истории СО РАН. - Новосибирск, 2009. - С.102-107. - URL: http://www.history.nsc.ru/publications/books/3rnmk.htm. (Дата обращения: 03.05.2023).
25. Султанбаева К. И. Формирование этнокультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики // Образовательные стратегии и инициативы в этнокультурном развитии регионов Большого Алтая: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. Р. Лазаренко. — 2016. — С. 224–227.
26. Третьякова С.В. Социологическое исследование этнической идентичности студентов - представителей русского, хакасского и тувинского этносов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-issledovanie-etnicheskoy-identichnosti-studentov-predstaviteley-russkogo-hakasskogo-i-tuvinskogo-etnosov (дата обращения: 03.05.2023).
27. Фомина Ю. И. Специфика этнической идентичности у современной российской молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-etnicheskoy-identichnosti-u-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 03.05.2023).
28. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. – Л., 1986. – 304 с.
29. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев: научно-популярное издание. Горно-Алтайск : ГорноАлт. отд. Алт. кн. изд-ва, 1981. 184 с.