Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на трудовую усталость, которая довольно распространена среди людей, работающих в различных сферах общения (врачи, психологи, учителя, социальные работники, педагогические коллективы).
Как правило, в какой-то момент своей профессиональной деятельности такие специалисты внезапно начинают терять интерес к формальному исполнению своих обязанностей и расходятся во мнениях со своими коллегами по основным вопросам. В дальнейшем, как правило, у них развивались соматические и неврологические заболевания.
Оказывается, наблюдаемые изменения вызваны длительным воздействием стресса на работе. Появляется термин "усталость", который в русской психологической литературе переводится как "утомляемость".
Первые описания синдрома эмоционального выгорания часто включают следующие признаки: отказ от профессионального роста, снижение интереса к работе и жизни, бессонницу, головные боли, чрезмерное употребление наркотиков. Развитие этого синдрома связано с необходимостью работать в строгой и монотонной напряженной повседневной жизни с высокой эмоциональной напряженностью в личных отношениях со студентами, покровителями и другими трудными людьми.м.фрв. Также было установлено, что люди с синдромом эмоциональной усталости нарушали профессиональную этику и стандарты работы.
(1981), синдром истощения характеризуется: эмоциональной пустотой, апатией и даже подозрительным отношением к людям и негативным отношением к самому себе, чувством неудовлетворенности работой и недооценкой профессиональных достижений, нарушением отношений с коллегами.,
Цель исследования требует решения следующих задач:
1) изучить теоретическую литературу о влиянии профессиональных факторов на деятельность человека;
2) психоаналитическое исследование по изучению синдрома эмоционального выгорания у учителей;
3) обрабатывать статистические результаты и качественный анализ, формулировать свои выводы и рекомендации.
Тема исследования: синдром эмоционального выгорания как фактор, влияющий на педагогическую деятельность.
Цели исследования: эффективность работы учителей.
Ожидаемые результаты исследования (гипотеза): синдром эмоционального выгорания влияет на активность учителей.
Методология и методика проведения исследования включают теоретический анализ научно-популярных и ненаучных публикаций по теме исследования, проведение опросов среди преподавателей с использованием тестов и психоаналитических методик, статистическую обработку результатов исследования и введение в исследование.
Методы исследования:
1) теоретический анализ
2) психоаналитические тесты пусты.
Психоаналитические методы:
1. Методы диагностики эмоциональной усталости В. В. Бо-Бо
2. Тесты для анализа эмоционального интеллекта Н. Холла.
Работа включает введение, две главы, краткое изложение, библиографию и приложение.
1. глава: "теоретический анализ профессиональной деятельности учителя" содержит теоретический анализ деятельности учителя, особенности деятельности учителя, содержание и факторы, влияющие на деятельность учителя. Обратите особое внимание на синдром истощения.
Глава 2: "Эмпирическое исследование личностных качеств и степени эмоциональной усталости у учителей" посвящена эмпирическому изучению симптомов синдрома истощения в целом и его влияния на преподавательскую работу в частности. Кроме того, в этом разделе представлены меры по предотвращению и коррекции синдрома истощения у преподавателей команды.
Глава 1. Теоретический анализ профессиональной деятельности педагога
Психологические особенности деятельности педагога и факторы, влияющие на эффективность его деятельности
В профессиях, которые предполагают взаимодействие между людьми, большое значение имеет ориентация на другого как на равноправного участника взаимодействия. Мало найдется профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывает такое влияние на личную судьбу специалиста и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода заключается в том, чтобы сосредоточиться на других, потому что "высшая ценность равна ценности самого себя". Способность реагировать гуманным и этичным образом в профессиональной деятельности учителя особенно важна. Поскольку объектом изучения и объектом взаимодействия является человек, а суть знаний - прикладная, преподавателю необходимо брать на себя большую ответственность за результаты своей деятельности.
Работа ответственного преподавателя требует настойчивости, постоянной психоэмоциональной нагрузки и необходимости принимать решения в экстремальных ситуациях.
Учителя должны обладать такими социальными качествами, как: физическое и психическое здоровье, интеллект для развития, гуманистическое мировоззрение, сочетание свободы и ответственности, этичность, инновационный потенциал.
В дополнение к совершенным профессиональным навыкам, сотрудник сможет наладить отношения со студентами и коллегами. Даже если вы общительны по натуре, важно, чтобы вы умели анализировать свое общение с людьми и сознательно использовать свои навыки для совершенствования своей профессиональной деятельности. Основой общения и, в качественном результате, построения отношений являются: участие, открытость, умение слушать, осведомленность, интерес, принятие точек зрения других людей, сопереживание, искренность и уважение к другим.
Успех понимающего общения зависит от эмпатии учителя. Эмпатия (от английского -чувство) - это способность воспринимать эмоциональное состояние другого человека, правильно воспринимать смысловые нюансы его внутреннего мира, умение смотреть на ситуацию глазами собеседника. Находиться в состоянии сопереживания означает на некоторое время войти в чужой мир. В то же время сохраняется возможность вернуться в свой мир в любой момент.
Современные авторы отмечают, что структура профессиональной деятельности Moderna не меняется, ее содержание меняется по мере профессионального роста и развития опытной личности. Развитие личности стимулирует переход к профессиональной деятельности, наполняя ее новым смыслом через процесс персонализации (по А. Р. Фонареву).
Профессиональная позиция преподавателя основана, прежде всего, на отношении специалиста в целом: позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к самому себе и к другим. Казалось бы, именно отношение к себе, умение ставить цели для достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость человека позволяют не только осуществлять профессиональную деятельность, но и избежать состояния "заблудиться",
возможно, влияния определенных социальных факторов является одной из причин искажения личности профессиональных педагогов : -
не признавая истинных достоинств;
ограничивать свободу выбора;
- несоответствие этических и деонтологических требований профессии реальной ситуации на рабочем месте;;
ограничение активности эксперта в овладении новыми знаниями, препятствие внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда "инициатива наказывается");
- не учитывается социальный статус профессии (в том числе материальный), ее значимость;;
- семейные и бытовые проблемы.
В этом случае учитель разочарован несоответствием между практической профессиональной ситуацией и идеальным представлением о ней.
Э. Ф. Зир и Э. Э. Симан Сим,
Высокая профессиональная активность преподавателя предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент стрессовых факторов. Эмоции, как правило, противоречивы: с одной стороны, удовлетворение успешной работой, чувство собственного достоинства, принадлежности к окружающим, одобрение и уважение коллег; с другой - угрызения совести, угнетение от неудач на работе, зависть к успешным коллегам, профессиональные разочарования и т.д.
Деятельность учителя насыщена большим количеством действий, внешних вмешательств, разветвленной коммуникационной сетью и преобладанием вербального общения с людьми. Во время своей работы учитель должен играть три основные роли:
- координатор соединяет группу людей с другой группой людей;
- информатор, который обеспечивает получение, передачу и обработку различных видов информации;;
- тот, кто принимает решения.
Таким образом, деятельность преподавателя представляет собой осознанное и психосоциальное соединение структурных и функциональных компонентов, связанных с решением различных задач и достижением новых результатов в соответствии с основной целью.
На эффективность деятельности педагогов влияют такие факторы, как производственная, социальная и психологическая активность.
Производственные показатели оцениваются менеджерами по таким критериям, как:
- эффективность усилий сотрудников; - уровень достижения целей, задач и планов;;
- эффективность операции, которая выражается в соотношении затраченных необходимых ресурсов и фактически израсходованных;;
- качество выполнения поставленных задач ; ;
- производительность;
- организация (управленческая компетентность) - уровень эффективности, самоуправление;;
- мотивация - уровень концентрации для достижения положительных и стабильных результатов в достижении целей операции.;;
- дисциплина.
Преподаватель несет прямую ответственность за качество разработки и успешную реализацию стратегии, принятой в организации. Это эксперт, который создает планы, определяет не только что, но и как он будет реализовывать план, определяет рабочие процессы (технику), относящиеся ко всем этапам цикла, контролирует упражнения. В обязанности преподавателя входит определение цели и выбор способов ее достижения, расстановка приоритетов задач на работе и прогнозирование возможных последствий их решений. Вам нужно предвидеть события и быть гибким в планировании.
Одной из главных задач преподавателя является эффективная организация работы, а искусство лидерства выражается не только в координации, налаживании коммуникации и управлении работой подчиненных, но и в умении делегировать и распределять между ними обязанности, наделяя авторитетом преподавателя.
До 80% проблем учителей связаны с человеческим фактором. Работая в команде, вы должны постоянно выполнять функции уведомления, продвижения по службе, обучения и контроля. Успешное выполнение профессиональных функций предполагает демонстрацию преподавателем соответствующих личностных качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А.Акиндинова, А.А.Баканова // Педагогические вести. - 2003. - №25.
2. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. - №2.- С.52-60.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
4. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А.Бикеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 348 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 2003. - 474 с.
6. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // ВП. - 2005. - №2. - С.96-104.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - С.323-428.
8. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С.Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. - 261 с.
9. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В.Гроза // Успехи современного естествознания.-2009.-№10.-С.53-64.
10. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя /
11. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.171.
12. Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю. Ласовская, С.А. Ильина. - Новосибирск: НГМУ, 2006. – 31 с.
13. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. - 2005. - №21. - С.150-153.
14. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
15. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д.Р.Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2007. - №8. – С.90-91.
16. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Флинта, 2001. – 192 с.
17. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. – 320 с.
18. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учеб. пос. / И.В.Молочкова.-Челябинск: ЮУрГУ, 2005.-130 с.
19. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
20. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 668 с.