Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная эпоха предъявляет к образовательной школе высокие требования и ставит перед нею новые сложные задачи. Ведь именно через школу будущее входит в нашу жизнь и меняет настоящее. Школа должна ответить на вызовы современности изменением самой модели образования и обучения, становясь пространством педагогики сотрудничества и достоинства.
Ключевой тренд образования сегодня: многообразие, вариативность как норма жизни, развивающее образование, приоритет мотивации над принуждением, персональное образование, которое будет построено по принципу индивидуальных траекторий, с учетом личных мотивов, способностей и потребностей человека на каждом этапе его развития, самостоятельность школы и свобода учителя, открытость школы и вовлечение родителей как партнеров. А главное - развитие основной компетенции - научиться обновлять компетенции на протяжении всей жизни. Основная цель школы – дать навык разветвленного взаимодействия с миром и самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира. А главное условие: ориентация на личный интерес ученика и учителя, согласно формуле: интерес – трамплин для познания.
Особая роль в реализации намеченного курса принадлежит обществоведческому образованию, значение которого в современных условиях России неуклонно возрастает.
«Обществознание» - учебный предмет, который сейчас изучается по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию.
Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение инновационных технологий в обучении школьников.
Предмет исследования – способы использования инновационных технологий на уроках обществознания.
Целью работы является исследование использования инновационных технологий на современном уроке обществознания по ФГОС.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Инновации в обучении
1.1. Место и значение обществознания в образовательной программе общего образования
Обществознание как учебный предмет изучает общество как социальную систему и человека как субъекта общественных отношений.
Знания, умения, навыки и компетенции, полученные при изучении обществознания, помогают научиться правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.
Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения обществознания и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее — образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся.
Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы жизни общества и человека: социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из всех социально-гуманитарных наук: философии, психологии, в том числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики.
Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину мира и общества, в котором он живет, систему представлений о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в обществе и семье как базовой ячейке общества. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.
В Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (далее — Концепция) представлены цели, задачи, основные принципы и направления совершенствования преподавания обществознания в образовательных организациях в Российской Федерации. Концепция основывается на положениях государственной политики в сфере образования, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», к числу которых относятся гуманистический характер российского образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод личности, ее свободного развития, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, общенациональных и коллективных интересов, правовой культуры, бережного отношения к природе.
Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процес
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Автухова К. В. Интерактивная доска как современное средство обучения // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании : сб. мат-лов Междунар. науч-практ. конф. (ИТО-Томск-2009). Томск, 2009.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Бином, 2005.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 2013. – 134 с.
4. Брыкова О. В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе [Текст] / О. В. Брыкова. – Издательство: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. - 100 с.
5. Веселовский А. В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал» // Вестник ОГГГГН РАН. 1999. № 1(7). С. 54-61.
6. Вылегжанина И. А. Тестирование как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10685
7. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М., Наука, 2003.
8. Грибан О. Н., Грушевская В. Ю. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 49-55.
9. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для учеников педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – М, 2005. – 230 с.
10. Дворникова Л. С. Использование возможностей интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку. URL: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-983
11. Дик П. Ю. Интерактивные видеоконференции: опыт, проблемы, перспективы. URL: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/video_conf_dik.htm Использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении : мат-лы круглого стола // Вестник связи. 2008. № 12. С. 70-82.
12. Довгопол И.И. Современные образовательные и педагогические технологии / И.И. Довгопол, Т.А. Ивкова. – Симферополь, 2006.
13. Зеер Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы: [Текст] / Под.ред.Э.Ф.Зеера. Екатеринбург,1996
14. Иванова Е.В.Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя /Конгресс конференций «Информационные технологии и образование».
15. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы / дис. ... канд.пед. наук / В.П. Короповская . - Нижний Новгород, 2010.
16. Коротков М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 270 с.
17. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 2011.
18. Куран Е. В. Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания. URL :http://festival.1september.ru/articles/527155
19. Линецкий Б. Л. Интерактивное оборудование для образовательных учреждений // Современные педагогические технологии интернет-обучения : сб. ст. М. : Информика. С. 173-182.
20. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования. 2006. № 36. С. 28-34.
21. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М. : Издательский сервис, 2010.
22. Роберт И.В., Самойленко П.И.Информационные технологии в науке и образовании. – М.:Школа‐пресс, 2002.
23. Сергеев А. Н. Использование Wiki в образовательных проектах, ориентированных на личностное развитие студентов и школьников. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_39.html
24. Тихонов А. Н. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 1994. № 3. С. 3-10.
25. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2008