Фрагмент для ознакомления
2
Выявление специфики понятия и введение термина не обязательно означает, что учащиеся понимают сущность понятия. Младшие школьники должны уметь точно сформулировать значение понятия и перенести отдельные черты понятия на новый языковой материал, распознавать изученное понятие и применять полученные знания в разговорной практике. Поэтому на третьем этапе следует проводить работу над точностью понятия, а на четвертом этапе среди прочих - узнавание изучаемого понятия и употребление его в речи. Кроме того, у учащихся вырабатываются умения работать с понятиями для решения практических задач (правильное словообразование, употребление падежных форм, построение предложений, правильное написание слов и др.).
Как отмечают Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова, показателями усвоения грамматического понятия являются:
- умение отличить данную категорию от сходной,
- умение подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры),
- умение пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах [Мачулина, 2018, с. 45].
Таким образом, при формировании грамматических понятий у младших школьников необходимо развивать умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и общих, грамматических синтезов, характерных для слов как определенной лексико-грамматической группы.
Планируя уроки и подбирая к ним языковые материалы, необходимо соблюдать несколько требований. Поэтому излагаемый грамматический материал должен отвечать коммуникативным потребностям детей этого возраста. Как правило, для уроков отбирается словарный материал, знакомый детям. Вводятся новые грамматические формы и конструкции на основе уже знакомой детям лексики.
Дадим подробную характеристику методическим условиям, обеспечивающим эффективное усвоение понятий:
1. Активная мыслительная деятельность учащихся. Известно, что эффективность усвоения знаний во многом связана с методами обучения. Репродуктивные методы не дают ожидаемых результатов, так как не могут обеспечить активной познавательной деятельности и в основном ориентируют школьников на запоминание. По словам Л. В. Занкова, Ю.Н. Бабанского частично-поисковый метод создает исследовательскую ситуацию, устанавливает потребность в изучении нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору, что является эффективным при формировании грамматических понятий [Мали, 2014, с. 96]. Так возникает проблемная ситуация, убеждающая в необходимости изучения нового материала. Постановка задачи обучения, и, как следствие, ясность конечного результата изучения нового материала и цели (изучается та или иная категория языка) создает мотивацию к деятельности, активизирует начальный этап, когнитивный процесс. Учитель должен обеспечить непрерывный активный подход к изучаемому материалу. Поэтому он не предлагает готового решения этого вопроса, а вовлекает детей в активную учебную деятельность, предлагает им выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сопоставления полученных фактов и первоначального обобщения.
2. Целью формирования грамматических понятий является развитие лингвистического подхода к словам и предложениям. Лингвистический подход к слову и предложению формируется в процессе приобретения учащимися теоретических знаний, абстрактного мышления и развития средств, прежде всего, понимания взаимодействия семантических и грамматических аспектов языка. Овладение осознанным языком связано с формированием языкового отношения учащихся начальных классов к языковым единицам, в частности, к основным из них: морфеме, слову, словосочетанию, предложению. Развитие языкового подхода к слову осуществляется при формировании у школьников следующих навыков:
- выполнять звуко - буквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую сторону слова;
- проводить морфемный анализ и понимать роль морфем в «передаче» лексического значения сова;
- проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т. д.).
Лингвистическое отношение формируется постепенно и может быть разноуровневым: уровень узнавания, уровень осознания [Шуритенкова, 2005, с. 18].
3. Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Чтобы успешно формировать понятия, учащиеся должны знать как важные, так и несущественные признаки понятия. Выделение нерелевантных признаков предотвращает ложные ошибки обобщения, которые проявляются в том, что учащиеся используют нерелевантный признак в качестве ориентира при определении понятия. Во избежание подобных ошибок необходимо не только менять материал, но и проводить специальное сравнение с учетом языкового явления. Делать главные и несущественные признаки понятия предметом осмысления учащимися означает ложное обобщение (обобщение), предупреждающее ошибки и способствующее усвоению понятия [Шуритенкова, 2005, с. 17].
4 Введение нового понятия в систему ранее усвоенного является важнейшим условием усвоения понятия и применения в учебной практики. Установление связей между понятиями — основа осознанного изучения языка. Связь между понятиями обеспечивает подвижность теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.). Невозможно знать язык без установления связей между понятиями и включения их в систему.
5. Процесс изучения нового понятия включает в себя обнаружение базовых отношений между отдельными языковыми категориями. Поскольку изучение любого грамматического материала в школе носит практико-ориентированный характер и в первую очередь служит речевому и умственному развитию младших школьников, важно не только раскрыть характер связи и отношения одной языковой категории к другой, но и научить детей применяют полученные знания, связи при решении конкретных практических задач, таких как написание слов, построение предложений, разбор слов. Учитель должен постоянно опираться на разговорную практику учащихся и направлять процесс применения знаний. При этом углубляется понимание связей. Установление связей между компонентами знаний, то есть введение их в систему, позволяет использовать их на практике (в письменной и устной речи) [Методика обучения …, 2016, с. 116].
6. Визуальное изучение понятия. Использование визуализации на различных этапах формирования понятия имеет вполне определенную цель. На начальном этапе ознакомления с признаками понятия наглядность используется для четкого выражения в речи признаков изучаемого явления. Своеобразие средств обучения, используемых при формировании языковых понятий, связано с тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения, члены предложений. В качестве средств наглядности используются таблицы, схемы, конкретные предметы, картинки, языковые материалы. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы в них была четкой и выпукло изучаемое понятие, наиболее явное выражение речевой функции и грамматических особенностей. Это, называемое самоанализом, позволяет учащимся распознавать особенности понятия (во время ознакомления с понятием) и изученное явление среди других.
Таким образом, важными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются следующие: активная мыслительная деятельность учащихся, интерес к познанию нового, опора на имеющийся речевой опыт, систематичность знаний, целенаправленная работа по формированию строк к языковым единицам.
Выводы по главе 1
В нашей работе, применительно к обучению младших школьников основам грамматике русского языка, мы рассматриваем грамматический строй языка.
В грамматике как учении о строе языка выделяются следующие части: 1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм; 2) учение о словосочетании, о его формах и его типах; 3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе). Учение о грамматической структуре слов, о формах слов, об образовании слов и форм слов обычно называется морфологией. В таком понимании морфология отделяется от синтаксиса как учения о словосочетании и предложении. Многие младшие школьники испытывают трудности в процессе изучения грамматики, поэтому на уроках русского языка изучением грамматики осуществляется в процессе работы над грамматическими понятиями.
Объяснение грамматического понятия и закрепление его в памяти обучающихся является последовательной педагогической работой, в которой педагог использует различные методы (словесные, наглядные), средства обучения (учебник, раздаточный материал, упражнения).
Нами были выделены следующие методические условия, способствующие эффективному усвоению обучающимися грамматических понятий: активная мыслительная деятельность учащихся, интерес к познанию нового, опора на имеющийся речевой опыт, систематичность знаний, целенаправленная работа по формированию строк к языковым единицам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. Москва: ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. 400 с.
3. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников// Начальная школа.- 2003.-№ 10.-с. 41–45.
4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 4-е изд. Москва: Русский язык, 2001. 720 с.
5. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. Москва: Наука, 2005. 59 с.
6. Глазунова,О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология: сборник упражнений. СанктПетербург: Златоуст, 2010. 424 с.
7. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2017. 374 с.
8. Ерофеева, Т.Н Формирование орфографической грамотности младших школьников / Т.Н. Ерофеева [видеоконференция] – URL: https://uchitel.club/events/formirovanie-orfograficheskoy-gramotnosti-mladshikhshkolnikov/ (дата обращения 06.04.2023).
9. Криворотова Э.В. Изучение грамматических тем в школьном курсе русского языка и интеллектуальное развитие учащихся // Наука и школа. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-grammaticheskih-tem-v-shkolnom-kurse-russkogo-yazyka-i-intellektualnoe-razvitie-uchaschihsya (дата обращения: 13.04.2023).
10. Криворотова Э.В., Масан Е.В. Формирование лингвистического мышления и развитие языковой личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskogo-myshleniya-i-razvitie-yazykovoy-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo (дата обращения: 13.04.2023).
11. Кудряшова Р.И., Брысина Е. В., Супрун В.И. У истоков слова народного. К 100-летию профессора Л. М. Орлова (1912-2001) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. С. 147-149.
12. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 220 с.
13. Мачулина М.А. др. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов. Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018 . 116 с.
14. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. Москва: Юрайт, 2016. 255 с.
15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Москва: Академия, 2008. 464 с.
16. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. Санкт-Петербург: Специальная литература, 2007.68 с.
17. Новосёлова Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучения темы «имя существительное» на уроках русского языка: дисс… канд пед наук 13.00.02. Орел, 2007. 209 с.
18. Подзорова С.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий // ЦИТИСЭ. 2017. - №3 (12). С. 26-39.
19. Томилова Е. В., Якунина Л.Д. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый. 2015. № 10.5 (90.5). С. 26-27.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011. 29 с.
21. Хаустова В. Н., Губарева Е.Г., Мальцева Н.Н. Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). 2016. С. 40-43.
22. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс. 2005. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-grammaticheskih-ponyatiy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 08.04.2023).